ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 2005 г. N 09-26/4427
О ПОРЯДКЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
И ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
В целях обеспечения оперативной и всесторонней защиты интересов
Пенсионного фонда Российской Федерации в процессе рассмотрения
судебными органами дел с участием территориальных органов ПФР
Правовой департамент направляет для руководства в практической
работе следующие рекомендации.
1. В случае вынесения судебных постановлений не в пользу ПФР
юридические службы территориальных органов ПФР обязаны в
кратчайшие сроки предпринимать действия по приостановлению,
отсрочке (рассрочке) исполнения решений, а также приостановлению
исполнительного производства и отложению исполнительных действий в
рамках процессуальных возможностей, предоставленных нормами
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и
Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном
производстве".
2. Вопрос приостановления исполнения судебного постановления,
вступившего в законную силу, решается судом надзорной (в
арбитражном процессе также кассационной) инстанции при наличии
соответствующей просьбы, содержащейся в надзорной либо
кассационной жалобе, на основании норм, содержащихся в части
первой статьи 283, части первой статьи 298 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой
статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации. Приостановление исполнения судебного постановления
происходит на срок до принятия судом кассационной инстанции
постановления по итогам рассмотрения дела либо до момента
окончания надзорного производства. В арбитражном судопроизводстве
суд кассационной и надзорной инстанций уполномочен установить
также иной срок приостановления исполнения судебного
постановления.
Отсрочка (рассрочка) исполнения судебного постановления,
вступившего в законную силу, в соответствии с нормами статьи 324
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части
первой статьи 203, статьи 434 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации и статьи 18 Федерального закона "Об
исполнительном производстве" может осуществляться по
соответствующему заявлению территориального органа судом, выдавшим
исполнительный лист либо (в рамках гражданского судопроизводства)
судом по месту исполнения судебного постановления. В связи с тем,
что действующим законодательством сроки отсрочки (рассрочки)
исполнения судебного постановления не ограничены определенными
рамками, данная процессуальная возможность отсрочить исполнение
судебного постановления является наиболее эффективной.
Возможность приостановления исполнительного производства
предусмотрена статьей 327 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, статьями 436, 440 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 20 - 22,
24 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Приостановление исполнительного производства производится до
момента устранения причин, послуживших основаниями для его
приостановления (например, окончание рассмотрения дела судом
надзорной инстанции, в случае если судом надзорной инстанции было
приостановлено исполнение судебного постановления, на основании
которого был выдан исполнительный лист), что требует от
территориальных органов ПФР дальнейших действий по обжалованию
судебных постановлений и приостановлению исполнительного
производства.
Отложение исполнительных действий приставом-исполнителем либо
судебным органом регулируется статьей 328 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 435
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и
статьей 19 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Необходимо учитывать то обстоятельство, что в арбитражном
судопроизводстве судебный пристав-исполнитель вправе отложить
исполнительные действия на срок не более 10 дней, а арбитражный
суд подобными сроками не связан.
3. Правовым основанием приостановления исполнения судебного
акта в арбитражном судопроизводстве является невозможность или
затруднительность поворота исполнения судебного акта, аналогичная
норма в гражданском судопроизводстве не содержит требований об
определенном обосновании приостановления исполнения судебного
постановления.
Основанием отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, а
также отложения исполнительных действий в соответствии с нормами
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и
Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ признаются
обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Однако в
качестве подобных обстоятельств, прямо не указанных в законе,
может рассматриваться затрудненность поворота исполнения судебного
постановления, пересмотренного вышестоящими судебными органами по
искам граждан о назначении и выплате пенсии, рассмотрение судом
надзорной инстанции жалобы, поданной территориальными органами ПФР
на судебное постановление, на основании которого выдан
исполнительный лист, и иные основания.
Основанием обязательного приостановления исполнительного
производства являются положения пункта 7 статьи 436 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 20
Федерального закона "Об исполнительном производстве" - в случае
вынесения судебным органом постановления о приостановлении
исполнения судебного постановления, на основании которого выдан
исполнительный лист, исполнительное производство
приостанавливается в обязательном порядке. На основании
изложенного можно сделать вывод о том, что возможность и
эффективность приостановления исполнительного производства
напрямую зависит от результатов работы территориальных органов ПФР
по своевременному обжалованию и приостановлению исполнения
судебных постановлений.
Начальник
Правового департамента
З.М.СЕЛИВАНОВА
|