МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 апреля 2005 г. N 51
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от
13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
N 42, ст. 4108), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте
государственной политики в сфере федеральной юстиции.
2. Признать утратившими силу:
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19 августа
2002 г. N 226 "Об утверждении Положения о Департаменте регистрации
и контроля за ведомственными нормативными актами";
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003
г. N 111 "Об утверждении Положения о Департаменте законопроектной
деятельности";
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 9 января
2002 г. N 3 "Об утверждении Положения об Управлении
законодательства субъектов Российской Федерации и федерального
регистра".
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
Утверждено
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 29 апреля 2005 г. N 51
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
I. Общие положения
1. Департамент государственной политики в сфере федеральной
юстиции (далее - Департамент) является структурным подразделением
центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации
(далее - Министерство), обеспечивающим в пределах своих полномочий
осуществление функций Министерства по разработке общей стратегии
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
установленной сфере деятельности Министерства.
Общее руководство деятельностью Департамента осуществляет
Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр).
Непосредственно курирует деятельность Департамента заместитель
Министра, наделенный соответствующими полномочиями.
2. Основными задачами Департамента являются:
1) участие в разработке общей стратегии государственной
политики в сфере федеральной юстиции;
2) обеспечение в пределах полномочий координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации;
3) организация работы по обеспечению единства правового
пространства в Российской Федерации;
4) обеспечение соблюдения законности федеральными органами
исполнительной власти и иными органами в случаях, установленных
законодательством, при принятии ими нормативных правовых актов;
5) обеспечение в пределах полномочий защиты прав и свобод
человека и гражданина.
3. Департамент в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве юстиции
Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, настоящим Положением,
иными правовыми актами Минюста России.
4. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и
(или) через территориальные органы Министерства, а также во
взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального
аппарата Министерства, подведомственными ему федеральными службами
и федеральными государственными учреждениями, созданными в
установленном законодательством Российской Федерации порядке для
реализации задач в установленной сфере деятельности Министерства.
II. Полномочия
5. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) организует разработку Министерством проектов планов
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на
основе предложений федеральных органов исполнительной власти;
2) обеспечивает координацию Министерством работы федеральных
органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам
планов законопроектной деятельности Правительства Российской
Федерации;
3) подготавливает доклады Министерства Правительству Российской
Федерации о ходе выполнения планов законопроектных работ
федеральными органами исполнительной власти;
4) организует, координирует и осуществляет работу по подготовке
правовых заключений на концепции и проекты технических заданий на
разработку законопроектов;
5) осуществляет методическое обеспечение подготовки
федеральными министерствами федеральных конституционных законов и
федеральных законов;
6) принимает участие в проведении правовой экспертизы проектов
законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых
федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации;
7) организует обобщение практики применения законодательства
Российской Федерации и проведение анализа реализации
государственной политики в установленной сфере деятельности,
разрабатывает на этой основе предложения по совершенствованию этой
деятельности;
8) разрабатывает в установленном порядке предложения о
приоритетных направлениях законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации;
9) участвует в разработке предложений об основных направлениях
государственной политики в сфере федеральной юстиции;
10) формирует на основе предложений департаментов Министерства
проекты планов Министерства по подготовке проектов федеральных
законов;
11) подготавливает в установленном порядке проекты федеральных
законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным
к ведению Департамента;
12) обеспечивает участие руководства Министерства в заседаниях
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности и в совещаниях у Руководителя Администрации
Президента Российской Федерации;
13) координирует законопроектную деятельность департаментов
Министерства, а также участие представителей Министерства в работе
палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и
комиссий;
14) осуществляет информационно-аналитическое обеспечение
руководства Министерства и департаментов Министерства по вопросам
законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и
палат Федерального Собрания Российской Федерации;
15) организует работу по государственной регистрации
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и
гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или
имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
16) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности
федеральных органов исполнительной власти, включая
подведомственные Министерству Федеральную службу исполнения
наказаний, Федеральную регистрационную службу и Федеральную службу
судебных приставов, по отбору нормативных правовых актов,
подлежащих государственной регистрации;
17) проводит юридическую экспертизу проектов нормативных
правовых актов Министерства;
18) ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, подлежащих
государственной регистрации;
19) обобщает практику государственной регистрации нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти,
затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций или имеющих
межведомственный характер, готовит для представления Министерством
по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации соответствующую информацию Президенту
Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
20) направляет зарегистрированные нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти для официального
опубликования в "Российской газете", а также в Бюллетене
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
издательства "Юридическая литература" Администрации Президента
Российской Федерации, в научно-технический центр правовой
информации "Система";
21) направляет копии зарегистрированных нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти в Институт
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации и в Научный центр правовой информации при
Минюсте России для включения в базу данных "Эталон";
22) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью
опубликования зарегистрированных Министерством нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
23) передает сведения о нормативных правовых актах, применяемых
без государственной регистрации, а также об актах, признанных
судами не соответствующими законодательству, в средства массовой
информации;
24) подготавливает для представления в Правительство Российской
Федерации предложения об отмене или приостановлении действия
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти в случае их несоответствия Конституции Российской
Федерации, международным договорам Российской Федерации,
федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской
Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской
Федерации;
25) ведет Государственный реестр нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти;
26) осуществляет систематизированный учет поступивших на
государственную регистрацию нормативных правовых актов, в том
числе прошедших государственную регистрацию, в государственной
регистрации которых отказано, не требующих государственной
регистрации, возвращенных без регистрации, и их хранение;
27) подготавливает ежегодные доклады Министерства Президенту
Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о
соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти
при принятии ими нормативных правовых актов;
28) организует работу территориальных органов Министерства по
проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия
Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
29) организует осуществление территориальными органами
Министерства государственного учета нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации - ведения федерального регистра
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
30) проводит юридическую экспертизу соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации;
31) подготавливает распоряжения Министерства о государственной
регистрации соглашений об осуществлении международных и
внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также
решения об отказе в государственной регистрации или возврате
соглашений без государственной регистрации, направляет указанные
документы в Государственную регистрационную палату при Минюсте
России;
32) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации, поступивших на рассмотрение в
Министерство по поручению Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, обращениям федеральных органов
государственной власти, должностных лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации, на предмет их
соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному
законодательству;
33) организует государственную регистрацию уставов
муниципальных образований и муниципальных правовых актов о
внесении изменений в эти уставы;
34) обеспечивает подготовку методических материалов по
проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации, государственной регистрации
уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о
внесении изменений в эти уставы, а также по правовому обеспечению
ведения федерального регистра;
35) организует в необходимых случаях взаимодействие
территориальных органов Министерства с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры
Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти
и их территориальными органами, иными федеральными
государственными органами и государственными органами субъектов
Российской Федерации по вопросам обеспечения единства правового
пространства Российской Федерации;
36) участвует в подготовке специалистов территориальных органов
Министерства по вопросам проведения юридической экспертизы
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации,
государственной регистрации уставов муниципальных образований и
муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы и
ведения федерального регистра;
37) осуществляет организацию информационно-технологического
обеспечения ведения федерального регистра;
38) участвует в работе по ведению статистики и отчетности
деятельности Министерства и его территориальных органов в части,
касающейся компетенции Департамента;
39) представляет в установленном порядке интересы Министерства
в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, других органах;
40) осуществляет рассмотрение обращений граждан, писем
федеральных органов исполнительной власти, иных органов и
организаций по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
41) осуществляет организационно-методическое руководство
деятельностью территориальных органов Министерства по вопросам,
отнесенным к ведению Департамента;
42) осуществляет иные функции в соответствии с актами
Министерства.
6. В целях реализации полномочий Департамент имеет право:
1) участвовать во взаимодействии с палатами Федерального
Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной
деятельности;
2) запрашивать и получать в установленном порядке от
департаментов Министерства, его территориальных органов и
подведомственных ему федеральных служб, федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от
организаций, независимо от их организационно-правовой формы,
документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия
решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
3) направлять запросы в федеральные органы исполнительной
власти о представлении нормативных правовых актов на
государственную регистрацию;
4) взаимодействовать (в том числе вести переписку) с
департаментами Министерства, другими федеральными органами
исполнительной власти, структурными подразделениями Аппарата
Правительства Российской Федерации, а также с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями;
5) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для
выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции
Департамента, структурные подразделения центрального аппарата и
федеральные государственные учреждения Министерства, а также
ученых, специалистов и работников федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
6) проводить проверку деятельности территориальных органов
Министерства по вопросам юридической экспертизы нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации, ведению
федерального регистра и регистрации уставов муниципальных
образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в
эти уставы;
7) вносить в установленном порядке предложения по
совершенствованию организации деятельности структурных
подразделений центрального аппарата Министерства, его
территориальных органов и подведомственных ему федеральных служб.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности приказом Министерства юстиции
Российской Федерации.
Директор Департамента непосредственно подчиняется Министру, а
также заместителю Министра, курирующему Департамент.
Директор осуществляет непосредственное руководство
деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Департамент задач и функций.
Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от должности Министром по представлению
директора Департамента.
8. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются
приказом Министерства юстиции Российской Федерации.
В структуру Департамента входят отделы по основным направлениям
деятельности Департамента.
9. Директор Департамента:
1) распределяет обязанности между заместителями директора
Департамента, устанавливает полномочия других должностных лиц
Департамента по решению ими вопросов, относящихся к компетенции
Департамента;
2) утверждает положения об отделах Департамента;
3) вносит предложения по структуре, численности и штатному
расписанию Департамента;
4) вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых
актов Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции
Департамента;
5) организует и контролирует в Департаменте исполнение
нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства,
документов и поручений руководства Министерства;
6) вносит предложения по планированию деятельности
Департамента, контролирует выполнение соответствующих планов;
7) представляет по доверенности или по поручению Министра в
пределах своей компетенции интересы Министерства в органах
государственной власти, государственных, общественных организациях
и судах;
8) вносит предложения руководству Министерства для обсуждения
на коллегии и в планы основных организационных мероприятий
Министерства;
9) обеспечивает и в пределах своих полномочий контролирует
соблюдение федеральными государственными служащими Департамента
законодательства Российской Федерации о государственной службе, а
также служебного распорядка;
10) вносит в установленном порядке предложения о назначении на
должности, перемещении, освобождении от должности, об оплате
труда, поощрениях и наложении взысканий федеральных
государственных служащих Департамента, о создании условия для их
труда и быта;
11) подписывает служебную документацию в пределах компетенции
Департамента;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с правовыми
актами Министерства.
В случае отсутствия директора Департамента его обязанности
исполняет один из заместителей директора Департамента.
10. Директор Департамента вправе пользоваться всеми правами и
гарантиями, установленными для федеральных государственных
служащих законодательством Российской Федерации, другими правами,
установленными для руководителей структурных подразделений актами
Министерства, а также предоставленными руководством Министерства.
Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с
планами основных организационных мероприятий Министерства и работы
коллегии Министерства, приказами и распоряжениями Министерства, а
также планом работы Департамента.
Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима
секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с
законодательством Российской Федерации и актами Министерства.
11. Департамент наделяется соответствующими материальными и
техническими средствами, необходимыми для своевременного и
качественного исполнения своей деятельности, использует в
установленном порядке соответствующие информационные банки данных,
системы связи и коммуникаций.
12. Для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности
Департамента, контроля за выполнением планов работы, документов и
поручений руководства Министерства, а также для обмена опытом
работы в Департаменте проводятся оперативные совещания.
Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются
протоколом.
|