МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 апреля 2005 г. N 52
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от
13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской
Федерации", и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от 28 октября 2004 г. N 1397-к "О реорганизации центрального
аппарата Министерства юстиции Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте правового
регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных
федеральных служб.
2. Признать утратившими силу Приказы Министерства юстиции
Российской Федерации: от 1 февраля 2001 г. N 38 "Об утверждении
Положения о Департаменте по вопросам правовой помощи"; от 2
февраля 2001 г. N 42 "Об утверждении Положения о Департаменте по
делам общественных и религиозных объединений"; от 18 марта 2002 г.
N 74 "Об утверждении Положения об Управлении по контролю за
соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации"; от 6 июня 2002 г. N 151 "Об утверждении
Положения об Управлении судебно-экспертных учреждений Министерства
юстиции Российской Федерации"; от 27 июня 2002 г. N 181 "О
внесении дополнения в Положение о Департаменте по вопросам
правовой помощи"; от 20 декабря 2002 г. N 344 "Об утверждении
Положения о Департаменте по вопросам государственной регистрации
прав на недвижимость"; от 25 марта 2003 г. N 71 "О внесении
изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 1
февраля 2001 г. N 38 "Об утверждении Положения о Департаменте по
вопросам правовой помощи"; от 18 сентября 2003 г. N 227 "Об
утверждении Положения о Департаменте судебных приставов"; от 25
сентября 2003 г. N 240 "Об утверждении Положения об Управлении по
контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих"; от 1 декабря 2003 г. N 303 "О внесении изменения в
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря
2002 г. N 344"; от 12 января 2004 г. N 7 "О внесении дополнений в
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 марта 2002
г. N 74".
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
Утверждено
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 29 апреля 2005 г. N 52
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ
I. Общие положения
1. Департамент правового регулирования, анализа и контроля
деятельности подведомственных федеральных служб (далее -
Департамент) является структурным подразделением центрального
аппарата Министерства юстиции Российской Федерации (далее -
Министерство).
2. Департамент в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, приказами и распоряжениями
Министерства, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Департамента являются обеспечение
выполнения функций Министерства по:
1) выработке и реализации государственной политики и
нормативному правовому регулированию в сферах:
исполнения уголовных наказаний;
обеспечения установленного порядка деятельности судов и
исполнения судебных актов и актов других органов;
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
адвокатуры и нотариата;
регистрации общественных объединений, религиозных организаций и
политических партий;
деятельности саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих;
помилования осужденных;
защиты прав и свобод человека и гражданина;
организационного и методического руководства деятельностью
судебно-экспертных учреждений;
2) осуществлению координации и контроля деятельности
подведомственных Министерству Федеральной службы исполнения
наказаний, Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы
судебных приставов (далее - подведомственные федеральные службы).
II. Полномочия
4. Для выполнения возложенных на него задач Департамент в
пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской
Федерации (далее - Министр) для внесения Президенту Российской
Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, другие документы, по которым требуется решение
Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации;
2) принимает участие в разработке предложений в проект
ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности
Министерства;
3) организует работу по подготовке докладов о результатах и
основных направлениях деятельности, а также проектов ежегодных
планов и показателей деятельности подведомственных федеральных
служб путем предоставления им методического обеспечения и
организации координационных совещаний;
4) разрабатывает принимаемые Министерством нормативные правовые
акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности,
в том числе разрабатывает и представляет на утверждение формы
реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных
свидетельств и удостоверительных надписей, обеспечивает
осуществление иных функций Министерства по нормативно-правовому
регулированию, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о нотариате, порядок ведения реестров адвокатов
субъектов Российской Федерации, форму ордера на исполнение
поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму
удостоверения адвоката;
5) совместно с Федеральной нотариальной палатой разрабатывает и
представляет на утверждение порядок определения количества
должностей нотариусов в нотариальном округе;
6) обобщает практику применения законодательства Российской
Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в
установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе
предложения о мерах по совершенствованию деятельности
Министерства, подведомственных федеральных служб и судебно-
экспертных учреждений;
7) принимает участие в проведении правовой экспертизы проектов
концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных
законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации;
8) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов
и заключений на проекты федеральных конституционных законов и
федеральных законов, а также проектов поправок к ним;
9) совместно с другими структурными подразделениями
Министерства обеспечивает представление Министерством по запросу
Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по
правам человека необходимой информации в связи с поступившими в
Европейский Суд по правам человека обращениями о нарушении
Российской Федерацией положений Конвенции о защите прав человека и
основных свобод и (или) протоколов к ней;
10) принимает участие в работе по координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию
Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению
пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или
наказания;
11) обобщает и анализирует практику деятельности
подведомственных федеральных служб, а также судебно-экспертных
учреждений, разрабатывает предложения, направленные на ее
совершенствование;
12) принимает участие в разработке на основании данных,
представляемых подведомственными федеральными службами,
предложений по формированию проекта федерального бюджета в части,
касающейся финансирования указанных федеральных служб;
13) осуществляет контроль за соответствием решений
подведомственных федеральных служб законодательству Российской
Федерации, если иной порядок не установлен законодательством
Российской Федерации;
14) контролирует исполнение поручений Министра подведомственным
федеральным службам, данных им во исполнение поручений Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также
по иным вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения
Министерства;
15) принимает участие в организации и проведении проверок
деятельности территориальных органов и федеральных государственных
учреждений Министерства, а также судебно-экспертных учреждений;
16) организует и в установленном порядке проводит проверки
деятельности подведомственных федеральных служб и их
территориальных органов;
17) принимает участие в подготовке ежегодных докладов
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов
иных органов по исполнению уголовных наказаний, обеспечению
условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а
также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях,
исполняющих наказания, и в следственных изоляторах;
18) в установленном порядке рассматривает, проверяет и
разрешает обращения, заявления, письма и жалобы граждан на
нарушения подведомственными федеральными службами и их
территориальными органами, а также судебно-экспертными
учреждениями законодательства Российской Федерации;
19) ведет учет и осуществляет анализ сведений о поступивших, а
также направленных в комиссии по вопросам помилования ходатайствах
о помиловании;
20) обобщает поступившие сведения о ходатайствах о помиловании
и представляет Министру проекты ежемесячных докладов Президенту
Российской Федерации;
21) принимает участие в рассмотрении предложений
подведомственных федеральных служб и судебно-экспертных учреждений
о представлении к награждению государственными наградами
Российской Федерации и ведомственными наградами Министерства
государственных служащих центрального аппарата указанных
федеральных служб и их территориальных органов, работников судебно-
экспертных учреждений, а также лиц, оказывающих содействие в
решении возложенных на них задач, предложений о привлечении
работников судебно-экспертных учреждений к дисциплинарной
ответственности;
22) принимает участие в подборе и расстановке кадров в судебно-
экспертных учреждениях, а также в работе по организации
методического руководства в области кадрового обеспечения
подведомственных федеральных служб;
23) ведет учет экспертных кадров, аналитического и специального
оборудования, транспортных средств и помещений судебно-экспертных
учреждений;
24) представляет предложения о заключении и выполнении
международных договоров в области организации и производства
судебной экспертизы, согласовывает предложения о заключении,
прекращении, приостановлении действия или временного применения
таких международных договоров;
25) взаимодействует с Федеральной палатой адвокатов,
Федеральной нотариальной палатой, иными некоммерческими и
общественными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции
Департамента;
26) организует и, при необходимости, самостоятельно
осуществляет проверки сообщений средств массовой информации, а
также обращений, заявлений, писем и жалоб граждан на нарушения
подведомственными федеральными службами и их территориальными
органами, а также судебно-экспертными учреждениями
законодательства Российской Федерации;
27) в установленном порядке осуществляет прием граждан по
вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
28) осуществляет иные полномочия, возложенные на него
Министерством.
5. Департамент при реализации предоставленных ему полномочий
имеет право:
1) запрашивать и получать от федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления,
организаций, независимо от их организационно-правовой формы и
формы собственности, должностных лиц документы, справочные и иные
материалы, необходимые для принятия решений по вопросам,
относящимся к его компетенции, в установленной сфере деятельности;
2) принимать от подведомственных федеральных служб, а также
судебно-экспертных учреждений проекты ежегодных планов и
показателей их деятельности, отчетов об их исполнении, а также
иные документы, в том числе ведомственную отчетность (по России и
регионам) по вопросам, относящимся к установленной сфере
деятельности;
3) запрашивать и получать от подведомственных федеральных служб
и их территориальных органов, судебно-экспертных учреждений иную
информацию о применении законодательства Российской Федерации в
установленной сфере деятельности, документы, справочные и другие
материалы, необходимые для реализации функций Департамента в сфере
координации и контроля их деятельности, в сроки, установленные
Департаментом;
4) осуществлять проверку соответствия решений подведомственных
федеральных служб и их территориальных органов законодательству
Российской Федерации, если иной порядок не установлен
законодательством Российской Федерации;
5) давать поручения подведомственным федеральным службам и их
территориальным органам о сборе, систематизации и представлении в
Департамент статистических и фактических данных, необходимых для
реализации полномочий Министерства в сфере координации и контроля
деятельности подведомственных федеральных служб;
6) представлять Министру предложения об отмене незаконных
решений директоров подведомственных федеральных служб и их
территориальных органов, если иной порядок не установлен
законодательством Российской Федерации;
7) по результатам обобщения и анализа правоприменительной
практики подведомственных федеральных служб и их территориальных
органов, а также практики деятельности судебно-экспертных
учреждений осуществлять подготовку и направление для использования
в их работе соответствующих обзоров, информационных писем,
методических рекомендаций и других информационно-методических
материалов;
8) контролировать подготовку и представление подведомственными
федеральными службами проектов нормативных правовых актов и других
документов по вопросам, относящимся к установленной сфере
деятельности, а также при наличии оснований возвращать их для
доработки;
9) осуществлять организационное и методическое руководство
деятельностью судебно-экспертных учреждений;
10) контролировать исполнение планов по методическому
рецензированию экспертных заключений судебно-экспертных
учреждений, проведению стажировок и повышению квалификации их
работников, направлять при необходимости экспертные заключения на
внеплановое рецензирование, в том числе в другие экспертные
учреждения;
11) принимать участие в планировании и оценке потребностей в
бюджетном финансировании судебно-экспертных учреждений,
распределении командировочных расходов, а также расходов на
приобретение специального оборудования, оргтехники и транспортных
средств;
12) разрабатывать предложения по установлению сотрудничества с
зарубежными экспертными учреждениями;
13) принимать участие в подготовке предложений о назначении,
перемещении и увольнении руководителей судебно-экспертных
учреждений;
14) при разработке нормативных правовых актов привлекать
специалистов подведомственных федеральных служб по согласованию с
их руководителями;
15) осуществлять в установленном порядке необходимое
взаимодействие с другими структурными подразделениями
Министерства;
16) привлекать для консультирования, участия в рабочих группах
и в иных формах в целях обеспечения реализации функций
Департамента представителей научной общественности и иных
сторонних специалистов и экспертов;
17) принимать участие в деятельности экспертных, совещательных
и консультативных органов, созданных органами государственной
власти, а также совещаниях, конференциях, "круглых столах" для
рассмотрения вопросов, затрагивающих компетенцию Департамента;
18) проводить координационные и иные совещания с
представителями подведомственных федеральных служб, организовывать
коллегиальное рассмотрение наиболее важных вопросов их
деятельности;
19) принимать участие в обеспечении подготовки регистрационного
проекта на средства займа Международного банка реконструкции и
развития, а также практическом выполнении работ, связанных с
проектом;
20) осуществлять иные полномочия в рамках компетенции
Департамента, а также на основании приказов и распоряжений
Министерства.
III. Организация деятельности
6. Общее руководство деятельностью Департамента осуществляет
Министр юстиции Российской Федерации или один из заместителей
Министра в соответствии с распределением обязанностей.
7. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются
приказом Министерства.
Структурными подразделениями Департамента являются отделы.
8. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии
со структурными подразделениями центрального аппарата,
учреждениями, территориальными органами Министерства и в
установленном порядке с подразделениями центральных аппаратов
подведомственных федеральных служб.
9. Организация деятельности Департамента строится на основе
плана основных организационных мероприятий Министерства, плана
работы коллегии Минюста России, приказов и распоряжений
Министерства, плана работы Департамента.
10. Хозяйственное и материально-техническое обеспечение,
делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в
Департаменте организуются и осуществляются в соответствии с
законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном
нормативными правовыми актами Министерства.
11. Департамент возглавляет директор.
Директор Департамента и его заместители назначаются на
должность и освобождаются от должности Министром.
12. Директор Департамента:
1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью
Департамента и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на него полномочий;
2) распределяет обязанности между заместителями директора
Департамента;
3) утверждает положения о структурных подразделениях
Департамента;
4) утверждает планы работы отделов Департамента, организует
координацию и взаимодействие отделов Департамента;
5) организует взаимодействие Департамента со структурными
подразделениями центрального аппарата, учреждениями Министерства,
подведомственными федеральными службами;
6) вносит предложения по совершенствованию организации и
управления, в том числе правового регулирования деятельности
структурных подразделений центрального аппарата, учреждений,
территориальных органов Министерства, подведомственных федеральных
служб;
7) представляет по поручению Министра интересы Министерства по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в государственных
органах и организациях;
8) организует проведение совещаний, семинаров, иных
организационно-методических мероприятий по вопросам компетенции
Департамента;
9) обеспечивает подбор, расстановку, профессиональную
подготовку и переподготовку, повышение квалификации и стажировку
государственных служащих Департамента, а также соблюдение ими
законодательства Российской Федерации о государственной
гражданской службе, установленных служебного распорядка в
Министерстве и должностных регламентов;
10) вносит в установленном порядке предложения о назначении на
должность, перемещении, отстранении и освобождении от должности
государственных служащих Департамента, их поощрении и наложении
взысканий на них;
11) вносит в установленном порядке предложения о представлении
государственных служащих Департамента к награждению
государственными и ведомственными наградами;
12) несет ответственность за обеспечение в Департаменте режима
конфиденциальности служебной переписки и информации, не подлежащей
разглашению, в соответствии с законодательством обеспечивает
защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую
законом тайну;
13) вносит в установленном порядке предложения по изменению
структуры, численности и штатного расписания Департамента;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с задачами и
функциями Департамента, приказами и распоряжениями Министерства.
13. Заместитель директора Департамента курирует реализацию
конкретных функций Департамента, отдельные направления
деятельности и (или) подразделения Департамента, а также выполняет
иные обязанности, возложенные на него директором.
|