СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2005 г. N 138
О ВОЗЛОЖЕНИИ НА СУДЫ ОБЯЗАННОСТЕЙ АДМИНИСТРАТОРОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПО РАССМАТРИВАЕМЫМ ДЕЛАМ
Совет судей Российской Федерации обсудил вопрос о проблемах,
связанных с возложением на суды обязанностей администраторов
государственной пошлины по рассматриваемым делам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2005 год" и статьей 2 Федерального закона "О бюджетной
классификации Российской Федерации" за федеральными органами
государственной власти закреплены основные источники доходов
федерального бюджета. Согласно приложениям 1 и 11.1 к названным
Федеральным законам высшие органы судебной власти определены
администраторами государственной пошлины по делам, рассматриваемым
соответственно Конституционным Судом Российской Федерации,
Верховным Судом Российской Федерации и арбитражными судами
Российской Федерации.
Исходя из буквального смысла названных положений и смысла,
придаваемого им в документах органов исполнительной власти, и
складывающейся правоприменительной практики, федеральными законами
на высшие суды возложены полномочия, аналогичные полномочиям
органов исполнительной власти и не связанные с осуществлением
правосудия. Исполнение обязанностей администратора предусматривает
не только осуществление контроля за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом,
взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне
уплаченной (взысканной) государственной пошлины в бюджет, пеней и
штрафов по ней, но и отчетность администратора перед финансовыми
органами по вопросам администрирования государственной пошлины.
В соответствии со статьей 128 Конституции Российской Федерации
полномочия высших судебных органов и других федеральных судов
устанавливаются федеральным конституционным законом. Возложение
федеральным законом на суды функций по исполнению обязанностей
администратора государственной пошлины выходит за пределы их
полномочий, установленных федеральными конституционными законами.
В соответствии с действующим законодательством суды вправе
осуществлять контроль за уплатой государственной пошлины только в
рамках судопроизводства.
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными
судами, является одним из основных источников доходов федерального
бюджета. Обеспечение исполнения федерального бюджета согласно
статье 114 Конституции Российской Федерации и статье 15
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской
Федерации" относится к ведению Правительства Российской Федерации.
В связи с этим обязанность по формированию доходной части бюджета,
в том числе и за счет государственной пошлины по делам,
рассматриваемым судами, возложена на Правительство Российской
Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти.
Возложение на суды обязанностей администратора фактически
включает их в структуру федеральных органов исполнительной власти,
ответственных за формирование доходной части федерального бюджета,
и предполагает подотчетность органов судебной власти Правительству
Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной
власти, в частности Федеральной налоговой службе и Федеральному
казначейству.
Названными нормами законодатель заведомо поставил суды в
положение, при котором они не смогут осуществлять полное и
независимое правосудие в соответствии со статьей 124 Конституции
Российской Федерации, и вопреки требованиям статьи 10 Конституции
Российской Федерации суды фактически будут находиться в
зависимости от органов исполнительной власти.
Статья 6 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005
год" и статья 2 Федерального закона "О бюджетной классификации
Российской Федерации" противоречат общепризнанным принципам и
нормам международного права. В частности, в рекомендации R (86)
12, принятой Комитетом министров Совета Европы 16 сентября 1986
г., относительно мер по недопущению и сокращению чрезмерной
рабочей нагрузки на суды предлагается не увеличивать, а ограничить
количество не относящихся к судопроизводству задач, выполняемых
судьями, а также сократить любую излишнюю нагрузку на суды для
улучшения качества отправления правосудия. В числе задач, не
относящихся к судопроизводству, от которых должны быть избавлены
судьи, называется и сбор налогов, в режиме которых согласно
Налоговому кодексу Российской Федерации взимается и
государственная пошлина.
С учетом изложенного Совет судей Российской Федерации
постановляет:
1. Довести настоящее Постановление до сведения Председателей
Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, Председателя Правительства Российской
Федерации.
2. Предложить Председателям Совета Федерации и Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю
Правительства Российской Федерации направлять проекты нормативных
правовых актов, затрагивающие вопросы судебной системы, в высшие
органы судебной власти и Совет судей Российской Федерации.
Председатель Совета
Ю.И.СИДОРЕНКО
|