Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 25.04.2005 N 16 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
               ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 25 апреля 2005 г. N 16
                                   
               О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
          РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
   Г.Г.  Онищенко,  проанализировав эпидемиологическую  обстановку  по
   ВИЧ-инфекции   в   стране  и  эффективность  принимаемых   мер   по
   противодействию  распространению  этой  инфекции,  установил,   что
   имеющиеся   серьезные   недостатки   в   организационной    работе,
   проведении  профилактических и противоэпидемических мероприятий  не
   позволяют добиться существенных результатов в борьбе с эпидемией.
       В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано свыше
   313  тысяч  случаев ВИЧ-инфекции, при этом 80% приходится  на  долю
   лиц  в  возрасте  от  15 до 30 лет, умерло от СПИДа  1268  человек.
   Показатель  пораженности ВИЧ-инфекцией возрос со 121  на  100  тыс.
   населения в 2001 г. до 218,3 на 100 тыс. населения в 2004  году,  а
   среди лиц в возрасте от 15 до 49 он уже составил 327,7 на 100  тыс.
   населения.
       Руководителями  администрации  субъектов  Российской  Федерации
   уделяется    недостаточно    внимания   вопросам    противодействия
   распространению   ВИЧ-инфекции.  Вследствие   этого   эпидемическая
   обстановка    продолжает   ухудшаться.   Особенно   неблагополучная
   ситуация   сложилась  в  Иркутской,  Калининградской,   Московской,
   Ленинградской, Оренбургской, Самарской, Свердловской,  Тюменской  и
   Ульяновской   областях,  г.  Санкт-Петербурге  и   Ханты-Мансийском
   автономном округе, где уровень пораженности населения  в  2  -  3,5
   раза выше, чем в среднем по стране.
       Неудовлетворительно  организованная и недостаточно  эффективная
   работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит к тому,  что
   в   большинстве  субъектов  Российской  Федерации  свыше  72%  ВИЧ-
   инфицированных  заразились в результате внутривенного  употребления
   наркотиков.
       Наряду с этим резко увеличилось число лиц, заразившихся половым
   путем, удельный вес их возрос с 6% в 2001 г. до 25 - 27% в 2004  г.
   Мероприятия  по противодействию распространению ВИЧ-инфекции  среди
   потребителей    инъекционных   наркотиков   и   лиц,    оказывающих
   сексуальные  услуги  за  плату, проводятся в недостаточном  объеме,
   при  отсутствии  должной  координации и сотрудничества  со  стороны
   органов  государственной власти, неправительственных и общественных
   организаций,  работающих  в  этой  области,  а  также   органов   и
   учреждений здравоохранения.
       Медленно  внедряются  в  практику программы  снижения  вреда  и
   другие  современные технологии предупреждения распространения  ВИЧ-
   инфекции  среди  наиболее уязвимых групп населения.  До  настоящего
   времени   отсутствуют   организационно-распорядительные   документы
   Госнаркоконтроля, регулирующие порядок и правила  реализации  таких
   программ.
       Отсутствие  в  субъектах Российской Федерации  целенаправленной
   политики  по  работе  с молодежью приводит к тому,  что  работа  по
   профилактике    ВИЧ-инфекции    среди    молодежи    осуществляется
   неадекватно  сложившейся  эпидемической  обстановке  и  без   учета
   негативных тенденций социального характера, имеющими место  в  этой
   группе    населения.   Большинство   проектов,   направленных    на
   предупреждение    распространения    ВИЧ/СПИД    среди    молодежи,
   выполняются     на     средства,    предоставляемые     зарубежными
   организациями,  при  этом  отсутствует  координация  в   реализации
   профилактических  и  противоэпидемических мероприятий,  практически
   не проводится оценка их эффективности.
       Вследствие   недостаточного  внимания  Минобрнауки   России   к
   проблеме     ВИЧ-инфекции    медленно    внедряются     специальные
   образовательные  программы по борьбе с распространением  наркомании
   и ВИЧ-инфекции в школах, в средних и высших учебных заведениях.
       Многие   средства   массовой   информации,   и   прежде   всего
   государственные   телевизионные  каналы,  недооценивают   опасность
   ситуации  с  распространением  наркомании  и  ВИЧ  среди  молодежи,
   уклоняются    от    размещения    соответствующих    информационных
   материалов.
       Принятые    ранее   постановления   Главного   государственного
   санитарного  врача  Российской  Федерации  об  активизации  работы,
   направленной   на  противодействие  распространению   ВИЧ-инфекции,
   выполнялись   неудовлетворительно,  и   прежде   всего,   в   части
   мероприятий  среди  молодежи  и  групп  населения  высокого   риска
   заражения этой инфекцией.
       В   последние   годы   значительно  увеличилась   доля   женщин
   фертильного  возраста в структуре ВИЧ-инфицированных и составила  в
   2004   г.   38%,   а   в   ряде  субъектов   Российской   Федерации
   (Калининградская,  Ленинградская, Мурманская,  Новгородская  и  др.
   области) превысила 50%, что обусловлено активизацией полового  пути
   передачи   инфекции.  Выявляемость  ВИЧ-инфекции  среди  беременных
   женщин  возросла  с  300 случаев в 1999 г. до  3505  -  в  2004  г.
   Профилактическая   работа  в  целях  своевременного   выявления   и
   проведения  медикаментозной профилактики, особенно среди беременных
   в    группах   риска,   осуществляется   в   недостаточном   объеме
   (Ленинградская, Свердловская и Саратовская области).
       Количество   детей,  рожденных  ВИЧ-инфицированными   матерями,
   достигло 13 тысяч, из них более 1000 отказных детей.
       В  ряде  субъектов Российской Федерации (Республика  Татарстан,
   Ленинградская,  Московская,  Свердловская  области)   не   решаются
   вопросы,  связанные  с  организацией  содержания  отказных   детей,
   рожденных   ВИЧ-инфицированными   матерями,   и   они   в   течение
   длительного    времени    находятся   в    лечебно-профилактических
   учреждениях.
       По-прежнему чрезвычайно остро стоит вопрос доступности  лечения
   ВИЧ/СПИД,  в том числе предупреждение вертикальной передачи  вируса
   иммунодефицита   от   матери   ребенку,   что   свидетельствует   о
   неисполнении  руководителями  администрации  субъектов   Российской
   Федерации  требований законодательства о гарантированном бесплатном
   лечении, диагностике и профилактике ВИЧ-инфекции.
       Многие  инфекционные больницы (отделения) не готовы к  оказанию
   высококвалифицированной  медицинской  помощи  больным  ВИЧ/СПИД   с
   сопутствующими   тяжелыми   заболеваниями   (туберкулез,   вирусные
   гепатиты, микозы).
       Вследствие  недостаточной  работы  до  настоящего  времени   не
   разработан  протокол  оказания  медицинской  помощи  больным   ВИЧ-
   инфекцией.
       Неблагоприятное воздействие на эпидемическую обстановку по ВИЧ-
   инфекции  в  стране  оказывает  рост  числа  ВИЧ-инфицированных   в
   учреждениях  пенитенциарной системы с 7,5 тысячи в 1999  г.  до  30
   тысяч в 2004 г., из которых 8,5% составляют женщины.
       Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации не
   уделяет  должного  внимания вопросам профилактики  и  лечения  ВИЧ-
   инфекции. Так, в учреждениях системы исполнения наказаний  ни  один
   из  более  чем  4900  нуждающихся в лечении  ВИЧ-инфицированных  не
   получает  специфической  антиретровирусной  терапии,  из  них  2500
   больных  сочетанными  формами туберкулеза и  ВИЧ  получают  лечение
   только от туберкулеза.
       Бюджет,     предусмотренный    подпрограммой    "Анти-ВИЧ/СПИД"
   Федеральной   целевой   программы  "Предупреждение   и   борьба   с
   заболеваниями  социального  характера  (2002  -  2006   гг.)",   не
   позволяет    обеспечить   в   централизованном   порядке    закупку
   антиретровирусных препаратов для проведения бесплатного  лечения  в
   соответствии    с   требованиями   действующего   законодательства.
   Средства же из бюджетов субъектов Российской Федерации на эти  цели
   выделяются  в  минимальных объемах. По этой  причине  из  18  -  20
   тысяч,  нуждающихся в антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированных,
   получают соответствующее лечение только около 1000 человек.
       Производство    большинства    современных    антиретровирусных
   препаратов в стране отсутствует.
       Серьезные  недостатки имеют место в проведении  диагностических
   исследований  на  ВИЧ-инфекцию. Так, в  ряде  субъектов  Российской
   Федерации,   в  нарушение  законодательства  Российской  Федерации,
   руководителями   высших  учебных  заведений  введено   обязательное
   обследование  абитуриентов  на  ВИЧ-инфекцию.  Вместе  с   тем   за
   последние   два   года   количество   необоснованных   обследований
   сократилось  на  5 млн., однако при этом уменьшилось  и  количество
   обследуемых  из  числа  групп риска, что может  оказать  негативное
   воздействие  на  эпидемическую  обстановку  в  стране.  Значительно
   увеличилось проведение этих обследований за плату.
       Не  решена  полностью  проблема  предупреждения  передачи  ВИЧ-
   инфекции через донорскую кровь. В 2004 г. выявлено и отстранено  от
   сдачи   крови   898   доноров  с  ВИЧ-инфекцией.   Не   принимаются
   действенные  меры  по  восстановлению системы  отбора,  обучения  и
   медицинского  освидетельствования доноров.  Система  карантинизации
   донорской  крови  организована только  в  42  субъектах  Российской
   Федерации.
       Сложившаяся  в Российской Федерации неблагополучная  обстановка
   по  ВИЧ-инфекции  требует  дополнительных  мер  по  противодействию
   развитию эпидемии.
       В  целях  охраны  здоровья  населения, повышения  эффективности
   принимаемых мер по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД и в соответствии  со
   статьей  51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-
   эпидемиологическом      благополучии      населения"      (Собрание
   законодательства  Российской Федерации, 1999, N  14,  ст.  1650)  и
   Федеральным   законом  от  30.03.1995  N  38-ФЗ  "О  предупреждении
   распространения  в  Российской Федерации  заболевания,  вызываемого
   вирусом   иммунодефицита   человека"   (Собрание   законодательства
   Российской Федерации, 1995, N 14, ст. 1212) постановляю:
       1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
   рекомендовать:
       1.1. Рассмотреть вопрос о создании межведомственных советов  по
   вопросам  борьбы  с  ВИЧ/СПИД  в целях координации  деятельности  и
   расширения       сотрудничества      государственных       органов,
   неправительственных и общественных организаций, работающих  в  этой
   сфере,  для  повышения эффективности проводимых  организационных  и
   практических мероприятий.
       1.2.  Внести  в  программы по борьбе  с  ВИЧ/СПИД  в  субъектах
   Российской  Федерации  коррективы с учетом изменения  эпидемической
   обстановки,  обратив  особое внимание на организацию  и  проведение
   профилактических    мероприятий   среди   молодежи,    потребителей
   наркотиков  и  лиц, предоставляющих сексуальные  услуги  за  плату,
   выделение    финансовых   средств   на   развитие   и   обеспечение
   деятельности общественных организаций, работающих в этой области.
       1.3. Выделить в текущем году ассигнования для приобретения тест-
   систем  для  диагностики  ВИЧ-инфекции, а  также  антиретровирусных
   препаратов    для   лечения   ВИЧ-инфицированных    и    проведения
   медикаментозной   профилактики   передачи   вируса   иммунодефицита
   человека от матери ребенку.
       1.4.   Оказать   помощь  органам  управления   здравоохранением
   субъектов    Российской   Федерации   в   укреплении   материально-
   технической  базы  и кадрового состава центров  по  профилактике  и
   борьбе   со   СПИДом   в   целях  улучшения  их   деятельности   по
   противодействию распространению ВИЧ-инфекции.
       1.5.  Принять  меры по организации содержания  отказных  детей,
   рожденных   ВИЧ-инфицированными   матерями,   в   соответствии    с
   требованиями законодательства Российской Федерации.
       1.6.  Обеспечить  привлечение средств массовой  информации  для
   разъяснительной   работы  среди  населения   о   мерах   личной   и
   общественной  профилактики ВИЧ-инфекции  и  наркомании,  реализации
   законодательства  Российской  Федерации  в  области  предупреждения
   распространения этих социальных заболеваний.
       2.   Минздравсоцразвития   России   рекомендовать   внести   на
   рассмотрение Государственного совета Российской Федерации вопрос  о
   создании  на  федеральном уровне Комиссии  по  борьбе  с  эпидемией
   ВИЧ/СПИД  в Российской Федерации в соответствии с Рекомендацией  26
   Специальной   сессии   Генеральной  Ассамблеи   ООН   по   ВИЧ/СПИД
   (Резолюция S-26/2 от 27 июня 2001 г.).
       3. Минэкономразвития России, Минфин России рекомендовать:
       3.1.  Выделить  дополнительно  к  бюджету  подпрограммы  "Анти-
   ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба  с
   заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)" на  2005  г.
   560   млн.   рублей  для  обеспечения  бесплатного   лечения   ВИЧ-
   инфицированных   в  соответствии  с  законодательством   Российской
   Федерации.
       3.2.  Предусмотреть  увеличение в 2006 г. бюджета  подпрограммы
   "Анти-ВИЧ/СПИД"   в   размере  812  млн.  рублей   для   проведения
   бесплатного   лечения   ВИЧ-инфицированных,   учитывая   увеличение
   контингента больных, нуждающихся в специфическом лечении.
       4.  Минздравсоцразвития России, Федеральной  таможенной  службе
   рекомендовать   внести   предложения  в  Правительство   Российской
   Федерации  о снижении госпошлины и таможенных платежей за  ввозимые
   противовирусные препараты для лечения ВИЧ/СПИД.
       5. Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, ФСКН России,
   Минюст  России, Минкультуры России, Минобороны России,  МВД  России
   рекомендовать  разработать  Концепцию по  профилактике  ВИЧ/СПИД  в
   образовательной среде.
       6.  Минобрнауки  России  и Минздравсоцразвития  России  принять
   действенные меры по внедрению специальных образовательных  программ
   по   борьбе  с  распространением  наркомании  и  профилактике  ВИЧ-
   инфекции  среди подростков и молодежи, пропаганде здорового  образа
   жизни    в    школах,   учреждениях   среднего    и    специального
   профессионального образования.
       7.  Госнаркоконтролю  России, МВД России рекомендовать  обязать
   подведомственные  органы и учреждения оказать  помощь  и  поддержку
   органам  и  учреждениям  здравоохранения в реализации  программ  по
   профилактике  ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и  лиц,  оказывающих
   сексуальные услуги за плату.
       8.     Минпромэнерго    России,    Минэкономразвития    России,
   Минздравсоцразвития  России принять меры  по  созданию  и  развитию
   отечественного   производства  антиретровирусных   препаратов   для
   лечения ВИЧ/СПИД.
       9.  Руководителям телерадиокомпаний рекомендовать принять  меры
   по   созданию   и   размещению  специальных  программ,   видео-   и
   аудиоматериалов по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции в  прайм-
   тайм.
       10.  Главным  государственным санитарным  врачам  по  субъектам
   Российской     Федерации,    руководителям    органов    управления
   здравоохранения субъектов Российской Федерации:
       10.1.  Провести анализ хода реализации программ по профилактике
   и  борьбе  с  ВИЧ/СПИД  в  субъектах Российской  Федерации,  внести
   предложения  в  органы  исполнительной власти  о  коррективах  этих
   программ в соответствии с изменениями эпидемической обстановки.
       10.2.   Обеспечить   координацию  деятельности   и   расширение
   сотрудничества учреждений здравоохранения и, прежде всего,  центров
   по  профилактике  и  борьбе  со  СПИД,  территориальных  управлений
   Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей  и
   благополучия    человека    в    целях   повышения    эффективности
   организационных   и  практических  мероприятий,   направленных   на
   противодействие распространения этой инфекции.
       11.  Органам  управления здравоохранением субъектов  Российской
   Федерации:
       11.1.  Принять  действенные меры по созданию в  инфекционных  и
   крупных  многопрофильных больницах надлежащих условий для  оказания
   квалифицированной  медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД,  страдающим
   сопутствующими заболеваниями.
       11.2.  Завершить  работу  по внедрению  системы  карантинизации
   донорской   крови,   обеспечить  проведение  отбора,   обучения   и
   медицинского освидетельствования доноров.
       12.  Главным  государственным санитарным  врачам  по  субъектам
   Российской Федерации:
       12.1.   Усилить   государственный  санитарно-эпидемиологический
   надзор  за выполнением мероприятий, направленных на противодействие
   распространению ВИЧ-инфекции.
       12.2. Запретить проведение диагностических обследований на ВИЧ-
   инфекцию,  осуществляемых  в нарушение законодательства  Российской
   Федерации.
   
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz