ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2005 г. N 16
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по
ВИЧ-инфекции в стране и эффективность принимаемых мер по
противодействию распространению этой инфекции, установил, что
имеющиеся серьезные недостатки в организационной работе,
проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий не
позволяют добиться существенных результатов в борьбе с эпидемией.
В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано свыше
313 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, при этом 80% приходится на долю
лиц в возрасте от 15 до 30 лет, умерло от СПИДа 1268 человек.
Показатель пораженности ВИЧ-инфекцией возрос со 121 на 100 тыс.
населения в 2001 г. до 218,3 на 100 тыс. населения в 2004 году, а
среди лиц в возрасте от 15 до 49 он уже составил 327,7 на 100 тыс.
населения.
Руководителями администрации субъектов Российской Федерации
уделяется недостаточно внимания вопросам противодействия
распространению ВИЧ-инфекции. Вследствие этого эпидемическая
обстановка продолжает ухудшаться. Особенно неблагополучная
ситуация сложилась в Иркутской, Калининградской, Московской,
Ленинградской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Тюменской и
Ульяновской областях, г. Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском
автономном округе, где уровень пораженности населения в 2 - 3,5
раза выше, чем в среднем по стране.
Неудовлетворительно организованная и недостаточно эффективная
работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит к тому, что
в большинстве субъектов Российской Федерации свыше 72% ВИЧ-
инфицированных заразились в результате внутривенного употребления
наркотиков.
Наряду с этим резко увеличилось число лиц, заразившихся половым
путем, удельный вес их возрос с 6% в 2001 г. до 25 - 27% в 2004 г.
Мероприятия по противодействию распространению ВИЧ-инфекции среди
потребителей инъекционных наркотиков и лиц, оказывающих
сексуальные услуги за плату, проводятся в недостаточном объеме,
при отсутствии должной координации и сотрудничества со стороны
органов государственной власти, неправительственных и общественных
организаций, работающих в этой области, а также органов и
учреждений здравоохранения.
Медленно внедряются в практику программы снижения вреда и
другие современные технологии предупреждения распространения ВИЧ-
инфекции среди наиболее уязвимых групп населения. До настоящего
времени отсутствуют организационно-распорядительные документы
Госнаркоконтроля, регулирующие порядок и правила реализации таких
программ.
Отсутствие в субъектах Российской Федерации целенаправленной
политики по работе с молодежью приводит к тому, что работа по
профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи осуществляется
неадекватно сложившейся эпидемической обстановке и без учета
негативных тенденций социального характера, имеющими место в этой
группе населения. Большинство проектов, направленных на
предупреждение распространения ВИЧ/СПИД среди молодежи,
выполняются на средства, предоставляемые зарубежными
организациями, при этом отсутствует координация в реализации
профилактических и противоэпидемических мероприятий, практически
не проводится оценка их эффективности.
Вследствие недостаточного внимания Минобрнауки России к
проблеме ВИЧ-инфекции медленно внедряются специальные
образовательные программы по борьбе с распространением наркомании
и ВИЧ-инфекции в школах, в средних и высших учебных заведениях.
Многие средства массовой информации, и прежде всего
государственные телевизионные каналы, недооценивают опасность
ситуации с распространением наркомании и ВИЧ среди молодежи,
уклоняются от размещения соответствующих информационных
материалов.
Принятые ранее постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации об активизации работы,
направленной на противодействие распространению ВИЧ-инфекции,
выполнялись неудовлетворительно, и прежде всего, в части
мероприятий среди молодежи и групп населения высокого риска
заражения этой инфекцией.
В последние годы значительно увеличилась доля женщин
фертильного возраста в структуре ВИЧ-инфицированных и составила в
2004 г. 38%, а в ряде субъектов Российской Федерации
(Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и др.
области) превысила 50%, что обусловлено активизацией полового пути
передачи инфекции. Выявляемость ВИЧ-инфекции среди беременных
женщин возросла с 300 случаев в 1999 г. до 3505 - в 2004 г.
Профилактическая работа в целях своевременного выявления и
проведения медикаментозной профилактики, особенно среди беременных
в группах риска, осуществляется в недостаточном объеме
(Ленинградская, Свердловская и Саратовская области).
Количество детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями,
достигло 13 тысяч, из них более 1000 отказных детей.
В ряде субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан,
Ленинградская, Московская, Свердловская области) не решаются
вопросы, связанные с организацией содержания отказных детей,
рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, и они в течение
длительного времени находятся в лечебно-профилактических
учреждениях.
По-прежнему чрезвычайно остро стоит вопрос доступности лечения
ВИЧ/СПИД, в том числе предупреждение вертикальной передачи вируса
иммунодефицита от матери ребенку, что свидетельствует о
неисполнении руководителями администрации субъектов Российской
Федерации требований законодательства о гарантированном бесплатном
лечении, диагностике и профилактике ВИЧ-инфекции.
Многие инфекционные больницы (отделения) не готовы к оказанию
высококвалифицированной медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД с
сопутствующими тяжелыми заболеваниями (туберкулез, вирусные
гепатиты, микозы).
Вследствие недостаточной работы до настоящего времени не
разработан протокол оказания медицинской помощи больным ВИЧ-
инфекцией.
Неблагоприятное воздействие на эпидемическую обстановку по ВИЧ-
инфекции в стране оказывает рост числа ВИЧ-инфицированных в
учреждениях пенитенциарной системы с 7,5 тысячи в 1999 г. до 30
тысяч в 2004 г., из которых 8,5% составляют женщины.
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации не
уделяет должного внимания вопросам профилактики и лечения ВИЧ-
инфекции. Так, в учреждениях системы исполнения наказаний ни один
из более чем 4900 нуждающихся в лечении ВИЧ-инфицированных не
получает специфической антиретровирусной терапии, из них 2500
больных сочетанными формами туберкулеза и ВИЧ получают лечение
только от туберкулеза.
Бюджет, предусмотренный подпрограммой "Анти-ВИЧ/СПИД"
Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)", не
позволяет обеспечить в централизованном порядке закупку
антиретровирусных препаратов для проведения бесплатного лечения в
соответствии с требованиями действующего законодательства.
Средства же из бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели
выделяются в минимальных объемах. По этой причине из 18 - 20
тысяч, нуждающихся в антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированных,
получают соответствующее лечение только около 1000 человек.
Производство большинства современных антиретровирусных
препаратов в стране отсутствует.
Серьезные недостатки имеют место в проведении диагностических
исследований на ВИЧ-инфекцию. Так, в ряде субъектов Российской
Федерации, в нарушение законодательства Российской Федерации,
руководителями высших учебных заведений введено обязательное
обследование абитуриентов на ВИЧ-инфекцию. Вместе с тем за
последние два года количество необоснованных обследований
сократилось на 5 млн., однако при этом уменьшилось и количество
обследуемых из числа групп риска, что может оказать негативное
воздействие на эпидемическую обстановку в стране. Значительно
увеличилось проведение этих обследований за плату.
Не решена полностью проблема предупреждения передачи ВИЧ-
инфекции через донорскую кровь. В 2004 г. выявлено и отстранено от
сдачи крови 898 доноров с ВИЧ-инфекцией. Не принимаются
действенные меры по восстановлению системы отбора, обучения и
медицинского освидетельствования доноров. Система карантинизации
донорской крови организована только в 42 субъектах Российской
Федерации.
Сложившаяся в Российской Федерации неблагополучная обстановка
по ВИЧ-инфекции требует дополнительных мер по противодействию
развитию эпидемии.
В целях охраны здоровья населения, повышения эффективности
принимаемых мер по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД и в соответствии со
статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и
Федеральным законом от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 14, ст. 1212) постановляю:
1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
рекомендовать:
1.1. Рассмотреть вопрос о создании межведомственных советов по
вопросам борьбы с ВИЧ/СПИД в целях координации деятельности и
расширения сотрудничества государственных органов,
неправительственных и общественных организаций, работающих в этой
сфере, для повышения эффективности проводимых организационных и
практических мероприятий.
1.2. Внести в программы по борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах
Российской Федерации коррективы с учетом изменения эпидемической
обстановки, обратив особое внимание на организацию и проведение
профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей
наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату,
выделение финансовых средств на развитие и обеспечение
деятельности общественных организаций, работающих в этой области.
1.3. Выделить в текущем году ассигнования для приобретения тест-
систем для диагностики ВИЧ-инфекции, а также антиретровирусных
препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных и проведения
медикаментозной профилактики передачи вируса иммунодефицита
человека от матери ребенку.
1.4. Оказать помощь органам управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации в укреплении материально-
технической базы и кадрового состава центров по профилактике и
борьбе со СПИДом в целях улучшения их деятельности по
противодействию распространению ВИЧ-инфекции.
1.5. Принять меры по организации содержания отказных детей,
рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации.
1.6. Обеспечить привлечение средств массовой информации для
разъяснительной работы среди населения о мерах личной и
общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, реализации
законодательства Российской Федерации в области предупреждения
распространения этих социальных заболеваний.
2. Минздравсоцразвития России рекомендовать внести на
рассмотрение Государственного совета Российской Федерации вопрос о
создании на федеральном уровне Комиссии по борьбе с эпидемией
ВИЧ/СПИД в Российской Федерации в соответствии с Рекомендацией 26
Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИД
(Резолюция S-26/2 от 27 июня 2001 г.).
3. Минэкономразвития России, Минфин России рекомендовать:
3.1. Выделить дополнительно к бюджету подпрограммы "Анти-
ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)" на 2005 г.
560 млн. рублей для обеспечения бесплатного лечения ВИЧ-
инфицированных в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
3.2. Предусмотреть увеличение в 2006 г. бюджета подпрограммы
"Анти-ВИЧ/СПИД" в размере 812 млн. рублей для проведения
бесплатного лечения ВИЧ-инфицированных, учитывая увеличение
контингента больных, нуждающихся в специфическом лечении.
4. Минздравсоцразвития России, Федеральной таможенной службе
рекомендовать внести предложения в Правительство Российской
Федерации о снижении госпошлины и таможенных платежей за ввозимые
противовирусные препараты для лечения ВИЧ/СПИД.
5. Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, ФСКН России,
Минюст России, Минкультуры России, Минобороны России, МВД России
рекомендовать разработать Концепцию по профилактике ВИЧ/СПИД в
образовательной среде.
6. Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России принять
действенные меры по внедрению специальных образовательных программ
по борьбе с распространением наркомании и профилактике ВИЧ-
инфекции среди подростков и молодежи, пропаганде здорового образа
жизни в школах, учреждениях среднего и специального
профессионального образования.
7. Госнаркоконтролю России, МВД России рекомендовать обязать
подведомственные органы и учреждения оказать помощь и поддержку
органам и учреждениям здравоохранения в реализации программ по
профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и лиц, оказывающих
сексуальные услуги за плату.
8. Минпромэнерго России, Минэкономразвития России,
Минздравсоцразвития России принять меры по созданию и развитию
отечественного производства антиретровирусных препаратов для
лечения ВИЧ/СПИД.
9. Руководителям телерадиокомпаний рекомендовать принять меры
по созданию и размещению специальных программ, видео- и
аудиоматериалов по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции в прайм-
тайм.
10. Главным государственным санитарным врачам по субъектам
Российской Федерации, руководителям органов управления
здравоохранения субъектов Российской Федерации:
10.1. Провести анализ хода реализации программ по профилактике
и борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах Российской Федерации, внести
предложения в органы исполнительной власти о коррективах этих
программ в соответствии с изменениями эпидемической обстановки.
10.2. Обеспечить координацию деятельности и расширение
сотрудничества учреждений здравоохранения и, прежде всего, центров
по профилактике и борьбе со СПИД, территориальных управлений
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека в целях повышения эффективности
организационных и практических мероприятий, направленных на
противодействие распространения этой инфекции.
11. Органам управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации:
11.1. Принять действенные меры по созданию в инфекционных и
крупных многопрофильных больницах надлежащих условий для оказания
квалифицированной медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД, страдающим
сопутствующими заболеваниями.
11.2. Завершить работу по внедрению системы карантинизации
донорской крови, обеспечить проведение отбора, обучения и
медицинского освидетельствования доноров.
12. Главным государственным санитарным врачам по субъектам
Российской Федерации:
12.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за выполнением мероприятий, направленных на противодействие
распространению ВИЧ-инфекции.
12.2. Запретить проведение диагностических обследований на ВИЧ-
инфекцию, осуществляемых в нарушение законодательства Российской
Федерации.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|