КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2005 г. N 156-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ПОНОМАРЕВА ЛЬВА ЛЬВОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
РЯДОМ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д.
Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Л.Л. Пономарева вопрос о
возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Управление по делам миграции Министерства внутренних дел
Республики Карелия письмом от 8 октября 2004 года отказало
гражданину Л.Л. Пономареву во включении его семьи в сводный список
вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного
самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий
(постоянном жилье) на основании пункта 9 Порядка ведения
территориальными органами Министерства по делам федерации,
национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных
списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного
самоуправления на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий
(в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья,
утвержденного Приказом Министерства по делам федерации,
национальной и миграционной политики Российской Федерации 10
апреля 2001 года N 31 во исполнение Постановления Правительства
Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845, утвердившего
Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в
Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации определением от 24 мая 2004
года отказал в принятии заявления Л.Л. Пономарева о признании
незаконным пункта 9 Порядка в части невключения в сводные списки
вынужденных переселенцев, проживающих в жилых помещениях,
принадлежащих одному из членов семьи на праве собственности или
находящихся в общей долевой собственности нескольких членов семьи,
на том основании, что он воспроизводит положения пункта 40
Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации, принятого во исполнение подпункта 3 пункта 3
статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О
вынужденных переселенцах".
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
заявитель оспаривает конституционность пункта 40 Положения и
пункта 9 Порядка в их нормативном единстве, полагая, что ими
нарушаются его права, гарантированные статьями 40 и 45 Конституции
Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее
уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует
требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив
представленные гражданином Л.Л. Пономаревым материалы, не находит
оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О
вынужденных переселенцах" в подпункте 3 пункта 3 статьи 7
предусматривает, что территориальные органы миграционной службы в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,
участвуют в финансировании строительства (приобретения) и
распределении жилья для постоянного проживания вынужденных
переселенцев. Во исполнение этого Закона принято Постановление
Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845,
утвердившее Положение, подпунктом "б" пункта 40 которого
закреплено, что территориальный орган Министерства по делам
федерации, национальной и миграционной политики Российской
Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о
постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке,
определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного
самоуправления предложения о распределении среди состоящих на
учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного
проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых
участвовал этот территориальный орган, за исключением, в
частности, вынужденных переселенцев, постоянно проживающих в жилом
помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве
собственности или находящемся в общей собственности нескольких
членов семьи. На основании указанного Постановления Правительства
Российской Федерации разработан оспариваемый заявителем Порядок,
пункты 9 и 13 которого предусматривают, что территориальный орган
указанного Министерства по мере строительства (приобретения) жилых
помещений для постоянного проживания вынужденных переселенцев
вносит в соответствующий орган местного самоуправления предложения
об их распределении вынужденным переселенцам.
Предложения по распределению жилья подготавливаются комиссией
на основании имеющихся сводных списков вынужденных переселенцев,
состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), с
предварительного письменного согласия вынужденных переселенцев на
получение предлагаемого жилья. В сводные списки, формируемые
комиссией, не включаются вынужденные переселенцы, которые, в
частности, постоянно проживают в жилом помещении, принадлежащем
одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в
общей собственности нескольких членов семьи.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на жилище; органы государственной власти и органы
местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают
условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным
указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в
соответствии с установленными законом нормами. Названная статья
Конституции Российской Федерации не устанавливает условия и
порядок предоставления жилых помещений гражданам, относящимся к
числу вынужденных переселенцев. Более того, она прямо
предусматривает, что предоставление жилых помещений тем или иным
категориям граждан, указанным в законе, осуществляется на
основании этого закона.
Следовательно, нет оснований утверждать, что обжалуемым
заявителем положением было нарушено его конституционное право на
жилище. Его ссылка в обоснование своей позиции на статью 45
Конституции Российской Федерации носит произвольный характер и не
может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации во
внимание.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Пономарева Льва Львовича, поскольку она не отвечает требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть
признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|