ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2005 года
Дело N 66-Г05-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Макарова Г.В.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 20 апреля 2005 г.
гражданское дело по заявлению администрации города муниципального
образования (МО) город Нижнеудинск (в окончательной редакции) о
признании недействующими и не подлежащими применению с момента
принятия части 1 статьи 2 в части образования на территории
Нижнеудинского района Иркутской области Нижнеудинского
муниципального образования, части 2 статьи 2 в части наделения
Нижнеудинского муниципального образования статусом городского
поселения и установления его границ, статьи 3 в части включения в
границы действующего муниципального образования Нижнеудинский
район Нижнеудинского муниципального образования Закона Иркутской
области N 86-оз от 09.12.2004 "О статусе и границах муниципальных
образований Нижнеудинского района Иркутской области" по
кассационной жалобе (первоначальной и дополнительной) заявителя на
решение Иркутского областного суда от 19 января 2005 г., которым
постановлено: "В удовлетворении заявления администрации города
муниципального образования город Нижнеудинск о признании
недействующими и не подлежащими применению с момента принятия
части 1 статьи 2 в части образования на территории Нижнеудинского
района Иркутской области Нижнеудинского муниципального образования
статусом городского поселения и установления его границ, статьи 3
в части включения в границы действующего муниципального
образования Нижнеудинский район Нижнеудинского муниципального
образования Закона Иркутской области N 86-оз "О статусе и границах
муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской области"
отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Макарова Г.В., объяснения мэра и представителя администрации г.
Нижнеудинска соответственно - А.И. Ольшевского и В.А. Плахотнюка,
представителей Законодательного Собрания и губернатора Иркутской
области Берлиной Л.М., Резниченко Л.Ю. и Сазонова П.А., Петрова
А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой
М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения,
установила:
администрация МО г. Нижнеудинск обратилась в суд с указанным
выше заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемым Законом области
нарушены права граждан данного МО на осуществление местного
самоуправления. Наделение г. Нижнеудинска и г. Алзамая статусом
городских поселений повлекло изменение границ МО г. Нижнеудинск и
при этом не было учтено мнение и не получено согласие населения МО
Нижнеудинского района. Изменение границ МО г. Нижнеудинска
изменяет состав муниципального имущества, в том числе составляющей
территорию образования земли. Изменение статуса МО г. Нижнеудинска
является его преобразованием. Включение города в качестве
городского поселения в состав МО Нижнеудинского района изменяет
компетенцию органов местного самоуправления.
Заявителем указывалось также на то, что оспариваемым Законом
нарушается установленное ранее административно-территориальное
деление Иркутской области, об изменении которого законов не
принималось, в связи с чем территория г. Нижнеудинска как
самостоятельной административно-территориальной единицы области не
входит в состав территории Нижнеудинского района и на его
территории не могло быть образовано МО со статусом городского
поселения, тем более, что при отсутствии нормативных правовых
актов о критерии развитости инфраструктуры социально-культурное
развитие города и района позволяли наделить вновь создаваемое МО
статусом городского округа. Наделение г. Нижнеудинска статусом
городского поселения в составе района противоречит ст. ст. 11, 12
ФЗ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации". При одинаковых
условиях имевшихся составов муниципальных образований областной
законодатель по-разному образовал и определил статус новых МО. У
Законодательного Собрания области отсутствовали основания
ссылаться на вышеназванный Федеральный закон, так как изменения в
него Федеральным законом N 186-ФЗ от 28 декабря 2004 г. были
опубликованы 30 декабря 2004 г., а областной Закон подписан
губернатором 16 декабря 2004 г. и опубликован 20 декабря 2004 г.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе администрации МО г. Нижнеудинска
указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его
отмене и удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы указывается на то, что суд первой
инстанции неверно истолковал и применил нормы ст. ст. 84, 11, 12,
13 ФЗ N 131-ФЗ. При расширении границ действующего муниципального
образования Нижнеудинского района и территориальной компетенции
соответствующих органов местного самоуправления, а также при
разделении территории муниципального образования города
Нижнеудинска требовалось получить согласие населения городов
Нижнеудинска и Алзамая; вывод о правомерности наделения города
Нижнеудинска статусом городского поселения необоснован; неверно
истолкована и применена ст. 17 Устава Иркутской области.
Оспоренный Закон не соответствует законодательству об
административно-территориальном устройстве Иркутской области, а
также требованиям ст. 24 (ч. 1) Закона Иркутской области "О
законах и иных областных нормативных правовых актах" N 4-оз; вывод
об отсутствии нарушения оспариваемым Законом прав местного
самоуправления города Нижнеудинска необоснован.
В жалобе, в частности, отмечается, что наделение ныне
существующего МО Нижнеудинского района статусом муниципального
района и установление его новых границ сделано без учета того, что
г. Нижнеудинск и г. Алзамай самостоятельно осуществляют местное
самоуправление, их Уставы зарегистрированы и по внешней черте
городов проходит граница МО района, то есть допущено нарушение ФЗ
N 131-ФЗ. Областным Законом сокращен срок действия органов
местного самоуправления г. Нижнеудинска, а действующие мэр и Дума
района населением города не избирались, их согласия на включение
территории города в границы другого МО получено не было, однако,
доводам заявителя об этом как и вопросу о статусе г. Нижнеудинска
суд оценки не дал. Законодателем области, а затем и судом
неосновательно не учтено мнение населения г. Нижнеудинска и
фактическое состояние инфраструктуры последнего и вывод по доводам
заявителя в этой части сделан без ссылки на нормы права и основан
на неверном толковании ст. 15 указанного Федерального закона,
заинтересованными лицами не представлено убедительных доводов
против наделения города статусом городского округа.
В жалобе указывается также на то, что оспариваемый Закон
области принят с нарушением требований ч. 3 ст. 84 ФЗ N 131-ФЗ и
без учета того, что законов области об изменении имевшегося
административного устройства не принималось и суд дал неверное
толкование областному Закону от 30 марта 1998 г. N 8-оз, но
доводам об этом оценки не дано. В силу принятого и оспариваемого
Закона с 1 января 2006 г. до 31 марта 2007 г. население г.
Нижнеудинска будет лишено права на решение вопросов местного
значения через избранные им представительные органы местного
самоуправления.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что
оспариваемый Закон вступил в силу с 31 декабря 2004 г. В
соответствии ст. ст. 84, 85 ФЗ N 131-ФЗ законом области образованы
МО низового уровня - городские и сельские поселения, в данном
случае Нижнеудинское и Алзамайское муниципальные образования со
статусом городских поселений, что не повлекло нарушения прав
граждан на осуществление местного самоуправления и согласия
населения для этого не требовалось, так как имело место
образование, а не преобразование на территории района указанных МО
и их границы установлены согласно требованиям пп. 1 ч. 1 ст. 85 ФЗ
N 131-ФЗ в соответствии с картографическим описанием.
Доводы заявителя об отсутствии критериев развитости
инфраструктуры и, как следствие, неправильное решение вопроса о
статусе города являются неосновательными, так как не основаны на
положениях ст. ст. 11, 15, 16 ФЗ N 131-ФЗ и правом субъекта РФ
является решение данного вопроса, что и имело место на основании
анализа соответствующих данных об инфраструктуре города.
Утверждение заявителя о неправомерности изменения статуса г.
Нижнеудинска не может быть признано обоснованным, так как
территория ныне существующего МО г. Нижнеудинск включает земли
двух городов, а следовательно, и в силу абз. 4 ч. 3 ст. 84 N 131-
ФЗ не может быть городским округом. На территории указанных
городов продолжают действовать ранее избранные органы власти и
принятие закона не повлекло имущественных изменений и не нарушило
прав местного самоуправления.
При внесении, принятии и рассмотрении Закона Иркутской области
были соблюдены требования Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
Закона Иркутской области "О законах и иных нормативных правовых
актах Иркутской области", положения Устава Иркутской области и
Регламента Законодательного Собрания Иркутской области.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции по делу
правильным, так как он соответствует установленным обстоятельствам
и требованиям действующего законодательства.
Как видно из дела, оспариваемые заявителем положения областного
Закона предусматривают - образование на территории Нижнеудинского
района Иркутской области Алзамайское муниципальное образование и
Нижнеудинское муниципальное образование; наделение муниципальных
образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, статусом
городского поселения и установление границ в соответствии с
картографическим описанием согласно приложениям 19 - 23 к
настоящему Закону; наделение муниципального образования
Нижнеудинский район статусом муниципального района с
административным центром в городе Нижнеудинске и установление
границ в соответствии с картографическим описанием согласно
приложению 24 к настоящему Закону.
Суждение суда по оспариваемым заявителям нормам областного
Закона сделано в соответствии со ст. ст. 2, 6, 10 - 16, 84, 85 ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", положения которых в решении суда приведены.
Доводы кассационной жалобы являются аналогичными мотивам
обращения заявителя в суд, которые являлись предметом исследования
и оценки суда, основаны на произвольном толковании закона.
Изучение материалов дела указывает на то, что суд правильно
рассмотрел схему МО г. Нижнеудинска и нового образования района и
обоснованно применил п. 3 ст. 84 указанного выше Закона, в связи с
чем нет оснований говорить об изменении границ и необходимости
выяснения мнения населения. Придание статуса городского поселения
г. Нижнеудинску соответствует объективным обстоятельствам и
требованиям закона. Не усматривается оснований считать
обоснованным указание в жалобе на отсутствие в решении суждений по
имеющим правовое значение по делу доводам заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
Судебная коллегия
определила:
решение Иркутского областного суда от 19 января 2005 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу МО г. Нижнеудинска -
без удовлетворения.
|