Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 66-Г05-4 ОТ 20.04.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 86-ОЗ ОТ 09.12.2004 "О СТАТУСЕ И ГРАНИЦАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НИЖНЕУДИНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЙ АКТ ПРИНЯТ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ И НЕ НАРУШАЕТ ПРАВ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 20 апреля 2005 года
   
                                                       Дело N 66-Г05-4
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  20  апреля   2005   г.
   гражданское  дело по заявлению администрации города  муниципального
   образования  (МО)  город Нижнеудинск (в окончательной  редакции)  о
   признании  недействующими  и не подлежащими  применению  с  момента
   принятия  части  1  статьи  2  в части  образования  на  территории
   Нижнеудинского     района    Иркутской    области    Нижнеудинского
   муниципального  образования, части 2 статьи  2  в  части  наделения
   Нижнеудинского   муниципального  образования  статусом   городского
   поселения  и установления его границ, статьи 3 в части включения  в
   границы   действующего  муниципального  образования   Нижнеудинский
   район  Нижнеудинского муниципального образования  Закона  Иркутской
   области  N  86-оз от 09.12.2004 "О статусе и границах муниципальных
   образований    Нижнеудинского   района   Иркутской   области"    по
   кассационной жалобе (первоначальной и дополнительной) заявителя  на
   решение  Иркутского областного суда от 19 января 2005  г.,  которым
   постановлено:  "В  удовлетворении  заявления  администрации  города
   муниципального   образования   город   Нижнеудинск   о    признании
   недействующими  и  не  подлежащими применению  с  момента  принятия
   части  1  статьи 2 в части образования на территории Нижнеудинского
   района  Иркутской области Нижнеудинского муниципального образования
   статусом  городского поселения и установления его границ, статьи  3
   в   части   включения   в   границы   действующего   муниципального
   образования   Нижнеудинский  район  Нижнеудинского   муниципального
   образования Закона Иркутской области N 86-оз "О статусе и  границах
   муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской  области"
   отказать".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Макарова  Г.В.,  объяснения мэра и представителя  администрации  г.
   Нижнеудинска  соответственно - А.И. Ольшевского и В.А.  Плахотнюка,
   представителей  Законодательного Собрания и  губернатора  Иркутской
   области  Берлиной  Л.М., Резниченко Л.Ю. и Сазонова  П.А.,  Петрова
   А.А.,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры  РФ  Гермашевой
   М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения,
   
                              установила:
   
       администрация  МО г. Нижнеудинск обратилась в суд  с  указанным
   выше  заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемым Законом  области
   нарушены   права  граждан  данного  МО  на  осуществление  местного
   самоуправления.  Наделение г. Нижнеудинска и  г.  Алзамая  статусом
   городских  поселений повлекло изменение границ МО г. Нижнеудинск  и
   при этом не было учтено мнение и не получено согласие населения  МО
   Нижнеудинского   района.  Изменение  границ  МО   г.   Нижнеудинска
   изменяет  состав муниципального имущества, в том числе составляющей
   территорию  образования земли. Изменение статуса МО г. Нижнеудинска
   является   его   преобразованием.  Включение  города   в   качестве
   городского  поселения  в состав МО Нижнеудинского  района  изменяет
   компетенцию органов местного самоуправления.
       Заявителем  указывалось также на то, что  оспариваемым  Законом
   нарушается   установленное   ранее  административно-территориальное
   деление  Иркутской  области,  об  изменении  которого  законов   не
   принималось,   в  связи  с  чем  территория  г.  Нижнеудинска   как
   самостоятельной административно-территориальной единицы области  не
   входит   в  состав  территории  Нижнеудинского  района  и  на   его
   территории  не  могло  быть образовано МО  со  статусом  городского
   поселения,  тем  более,  что  при отсутствии  нормативных  правовых
   актов  о  критерии  развитости инфраструктуры  социально-культурное
   развитие  города и района позволяли наделить вновь  создаваемое  МО
   статусом  городского  округа. Наделение  г.  Нижнеудинска  статусом
   городского поселения в составе района противоречит ст. ст.  11,  12
   ФЗ  N  131-ФЗ  от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации
   местного  самоуправления  в Российской Федерации".  При  одинаковых
   условиях  имевшихся  составов муниципальных  образований  областной
   законодатель по-разному образовал и определил статус  новых  МО.  У
   Законодательного    Собрания   области   отсутствовали    основания
   ссылаться  на вышеназванный Федеральный закон, так как изменения  в
   него  Федеральным  законом N 186-ФЗ от  28  декабря  2004  г.  были
   опубликованы  30  декабря  2004  г.,  а  областной  Закон  подписан
   губернатором 16 декабря 2004 г. и опубликован 20 декабря 2004 г.
       По делу постановлено приведенное выше решение.
       В   кассационной   жалобе  администрации  МО  г.   Нижнеудинска
   указывается  о несогласии с решением суда, ставится  вопрос  о  его
   отмене и удовлетворении заявленного требования.
       В   обоснование  жалобы  указывается  на  то,  что  суд  первой
   инстанции неверно истолковал и применил нормы ст. ст. 84,  11,  12,
   13  ФЗ  N 131-ФЗ. При расширении границ действующего муниципального
   образования  Нижнеудинского  района и  территориальной  компетенции
   соответствующих  органов  местного  самоуправления,  а  также   при
   разделении    территории    муниципального    образования    города
   Нижнеудинска   требовалось  получить  согласие  населения   городов
   Нижнеудинска  и  Алзамая;  вывод о правомерности  наделения  города
   Нижнеудинска  статусом  городского поселения  необоснован;  неверно
   истолкована   и   применена  ст.  17  Устава   Иркутской   области.
   Оспоренный    Закон    не    соответствует   законодательству    об
   административно-территориальном  устройстве  Иркутской  области,  а
   также  требованиям  ст.  24  (ч. 1)  Закона  Иркутской  области  "О
   законах и иных областных нормативных правовых актах" N 4-оз;  вывод
   об   отсутствии   нарушения  оспариваемым  Законом  прав   местного
   самоуправления города Нижнеудинска необоснован.
       В   жалобе,   в  частности,  отмечается,  что  наделение   ныне
   существующего  МО  Нижнеудинского  района  статусом  муниципального
   района и установление его новых границ сделано без учета того,  что
   г.  Нижнеудинск  и  г. Алзамай самостоятельно осуществляют  местное
   самоуправление,  их  Уставы зарегистрированы  и  по  внешней  черте
   городов  проходит граница МО района, то есть допущено нарушение  ФЗ
   N   131-ФЗ.  Областным  Законом  сокращен  срок  действия   органов
   местного самоуправления г. Нижнеудинска, а действующие мэр  и  Дума
   района  населением города не избирались, их согласия  на  включение
   территории  города в границы другого МО получено не  было,  однако,
   доводам  заявителя об этом как и вопросу о статусе г.  Нижнеудинска
   суд   оценки  не  дал.  Законодателем  области,  а  затем  и  судом
   неосновательно  не  учтено  мнение  населения  г.  Нижнеудинска   и
   фактическое состояние инфраструктуры последнего и вывод по  доводам
   заявителя  в этой части сделан без ссылки на нормы права и  основан
   на  неверном  толковании  ст.  15 указанного  Федерального  закона,
   заинтересованными  лицами  не  представлено  убедительных   доводов
   против наделения города статусом городского округа.
       В  жалобе  указывается  также  на то,  что  оспариваемый  Закон
   области  принят с нарушением требований ч. 3 ст. 84 ФЗ N  131-ФЗ  и
   без  учета  того,  что  законов  области  об  изменении  имевшегося
   административного  устройства не принималось  и  суд  дал  неверное
   толкование  областному  Закону от 30  марта  1998  г.  N  8-оз,  но
   доводам  об  этом оценки не дано. В силу принятого и  оспариваемого
   Закона  с  1  января  2006  г. до 31 марта  2007  г.  население  г.
   Нижнеудинска  будет  лишено  права  на  решение  вопросов  местного
   значения   через  избранные  им  представительные  органы  местного
   самоуправления.
       Проверив  материалы дела и обсудив доводы кассационной  жалобы,
   судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
       При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что
   оспариваемый  Закон  вступил  в  силу  с  31  декабря  2004  г.   В
   соответствии ст. ст. 84, 85 ФЗ N 131-ФЗ законом области  образованы
   МО  низового  уровня  - городские и сельские  поселения,  в  данном
   случае  Нижнеудинское  и Алзамайское муниципальные  образования  со
   статусом  городских  поселений,  что  не  повлекло  нарушения  прав
   граждан   на  осуществление  местного  самоуправления  и   согласия
   населения   для   этого  не  требовалось,  так  как   имело   место
   образование, а не преобразование на территории района указанных  МО
   и  их границы установлены согласно требованиям пп. 1 ч. 1 ст. 85 ФЗ
   N 131-ФЗ в соответствии с картографическим описанием.
       Доводы    заявителя   об   отсутствии   критериев    развитости
   инфраструктуры  и,  как следствие, неправильное решение  вопроса  о
   статусе  города являются неосновательными, так как не  основаны  на
   положениях  ст.  ст.  11, 15, 16 ФЗ N 131-ФЗ и правом  субъекта  РФ
   является  решение данного вопроса, что и имело место  на  основании
   анализа    соответствующих   данных   об   инфраструктуре   города.
   Утверждение  заявителя  о  неправомерности  изменения  статуса   г.
   Нижнеудинска   не  может  быть  признано  обоснованным,   так   как
   территория  ныне  существующего МО г.  Нижнеудинск  включает  земли
   двух  городов, а следовательно, и в силу абз. 4 ч. 3 ст. 84 N  131-
   ФЗ  не  может  быть  городским  округом.  На  территории  указанных
   городов  продолжают  действовать ранее избранные  органы  власти  и
   принятие  закона не повлекло имущественных изменений и не  нарушило
   прав местного самоуправления.
       При  внесении, принятии и рассмотрении Закона Иркутской области
   были  соблюдены требования Федерального закона "Об общих  принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной  власти субъектов  Российской  Федерации",
   Закона  Иркутской  области "О законах и иных  нормативных  правовых
   актах  Иркутской  области", положения Устава  Иркутской  области  и
   Регламента Законодательного Собрания Иркутской области.
       Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции  по  делу
   правильным,  так как он соответствует установленным обстоятельствам
   и требованиям действующего законодательства.
       Как видно из дела, оспариваемые заявителем положения областного
   Закона  предусматривают - образование на территории  Нижнеудинского
   района  Иркутской области Алзамайское муниципальное  образование  и
   Нижнеудинское  муниципальное образование;  наделение  муниципальных
   образований,  указанных  в  пункте  1  настоящей  статьи,  статусом
   городского  поселения  и  установление  границ  в  соответствии   с
   картографическим  описанием  согласно  приложениям  19   -   23   к
   настоящему    Закону;    наделение    муниципального    образования
   Нижнеудинский    район    статусом    муниципального    района    с
   административным  центром  в  городе  Нижнеудинске  и  установление
   границ   в   соответствии  с  картографическим  описанием  согласно
   приложению 24 к настоящему Закону.
       Суждение  суда  по  оспариваемым заявителям  нормам  областного
   Закона сделано в соответствии со ст. ст. 2, 6, 10 - 16, 84,  85  ФЗ
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской Федерации", положения которых в решении суда приведены.
       Доводы   кассационной  жалобы  являются  аналогичными   мотивам
   обращения  заявителя в суд, которые являлись предметом исследования
   и   оценки  суда,  основаны  на  произвольном  толковании   закона.
   Изучение  материалов  дела  указывает  на  то,  что  суд  правильно
   рассмотрел схему МО г. Нижнеудинска и нового образования  района  и
   обоснованно применил п. 3 ст. 84 указанного выше Закона, в связи  с
   чем  нет  оснований  говорить об изменении границ  и  необходимости
   выяснения  мнения населения. Придание статуса городского  поселения
   г.   Нижнеудинску   соответствует  объективным  обстоятельствам   и
   требованиям    закона.   Не   усматривается    оснований    считать
   обоснованным указание в жалобе на отсутствие в решении суждений  по
   имеющим правовое значение по делу доводам заявителя.
       На  основании  изложенного,  руководствуясь  ст.  361  ГПК  РФ,
   Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Иркутского  областного  суда  от  19  января  2005  г.
   оставить без изменения, а кассационную жалобу МО г. Нижнеудинска  -
   без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz