ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2005 года
Дело N 25-Г05-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Еременко Т.И.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 20 апреля 2005 г. гражданское
дело по заявлению Л. о защите избирательных прав, о признании
выборов губернатора Астраханской области недействительными, о
возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда по
кассационной жалобе Л. на решение Астраханского областного суда от
27 января 2005 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ М.Н. Лаврентьевой,
объяснения Л., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
объяснения представителя ФГУП "Всероссийской государственной
телевизионной и радиовещательной компании" Старикова А.Ю. и
представителя избирательной комиссии Астраханской области Кутушева
С.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой
М.М., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Л. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, о
признании выборов губернатора Астраханской области
недействительными, о возмещении материального ущерба и компенсации
морального вреда. В обоснование заявления указал, что
избирательной комиссией Астраханской области и Всероссийской
государственной телевизионной радиовещательной компанией были
нарушены его права как кандидата в губернаторы Астраханской
области, а именно в нарушение п. 3 ст. 45 Закона Астраханской
области "О выборах губернатора Астраханской области" бесплатное
время для предвыборной агитации было предоставлено не в то время,
когда телепередачи собирают наибольшую аудиторию. Такие условия
проведения предвыборной агитации привели к тому, что его
телевыступления проходили только в рабочее время и он не мог
донести до избирателей свою программу, избиратели были ограничены
в информации, что повлияло на свободное волеизъявление граждан и
на результаты выборов губернатора Астраханской области. В
результате незаконных действий избирательной комиссии и
телевизионной радиовещательной компании ему был причинен
материальный ущерб и моральный вред, который он просил
компенсировать.
Представитель областной избирательной комиссии требования не
признал, пояснив, что всем кандидатам было предоставлено
бесплатное эфирное время для предвыборной агитации в период с 5
ноября по 3 декабря 2004 г., время для агитации было определено
государственной телерадиокомпанией. Избирательной комиссией была
проведена жеребьевка, в результате которой были определены дата и
время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов всех
зарегистрированных кандидатов. 5 декабря 2004 г. состоялись выборы
губернатора, и оснований для признания выборов недействительными
не имеется.
Астраханским областным судом постановлено указанное выше
решение, об отмене которого, полагая его незаконным, просит Л. в
кассационной жалобе.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по
следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 11 статьи 50 Федерального закона N 67-ФЗ
от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
государственные и муниципальные организации телерадиовещания
обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации
зарегистрированным кандидатам, в том числе для представления
избирателям предвыборных программ.
Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания
предоставляется зарегистрированным кандидатам за плату, а в
случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
иным законом, также бесплатно (бесплатное эфирное время).
Бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах
организаций телерадиовещания для проведения предвыборной агитации
производится в соответствии с договором, заключенным в письменной
форме между организацией телерадиовещания и кандидатом до
предоставления эфирного времени.
Пунктами 1 - 3 статьи 51 указанного Закона предусмотрено, что
бесплатное эфирное время на каналах государственных и
муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется
зарегистрированным кандидатам на равных условиях
(продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода
в эфир и другие условия).
Бесплатное эфирное время на каналах государственных и
муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется на
равных условиях после официального опубликования решения о
назначении референдума только инициативной группе по проведению
референдума и иным группам участников референдума, в качестве
которых выступают руководящие органы общественных объединений (их
структурных подразделений), указанных в пункте 2 статьи 42
настоящего Федерального закона, если выдвинутые ими списки
кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и
(или) соответственно уровню референдума в законодательном
(представительном) органе государственной власти субъекта
Российской Федерации, представительном органе местного
самоуправления.
Общероссийские и региональные государственные организации
телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время
зарегистрированным кандидатам для проведения предвыборной агитации
на выборах в федеральные органы государственной власти.
Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны
предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным
кандидатам для проведения предвыборной агитации на выборах в
органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальные организации телерадиовещания обязаны
предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным
кандидатам для проведения предвыборной агитации на выборах в
органы местного самоуправления.
Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на
определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период,
когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. Общий
объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из
общероссийских государственных организаций телерадиовещания
предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по
вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не
менее 60 минут по рабочим дням. Общий объем бесплатного эфирного
времени, которое каждая из региональных государственных или
муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для
проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из
каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время
вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в
день, - не менее одной четверти общего времени вещания. Если в
результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого
зарегистрированного кандидата придется более 60 минут бесплатного
эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени,
которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для
проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут,
умноженных соответственно на количество зарегистрированных
кандидатов.
Статьей 77 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что
основанием для отмены результатов выборов может служить ряд
нарушений избирательного законодательства, но только в случае,
если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю
избирателей.
Пунктом 1 статьи 45 Закона Астраханской области N 24/2003-ОЗ от
8 июля 2003 г. "О выборах губернатора Астраханской области"
предусмотрено, что зарегистрированные кандидаты имеют право на
предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах
государственных организаций телерадиовещания на равных условиях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 названного Закона
предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на
определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период,
когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
Судом установлено, что период времени для предвыборной агитации
был определен государственной телерадиокомпанией "Лотос" для всех
кандидатов с 12 часов 50 минут до 13 часов 05 минут - для
выступлений, и с 13 часов 05 минут до 13 часов 20 минут - для
дебатов и совместных выступлений. Для распределения этого
бесплатного эфирного времени между кандидатами в депутаты
избирательной комиссией области в соответствии с законом была
проведена жеребьевка государственной телерадиокомпанией. Для всех
кандидатов в депутаты на основании жеребьевки были созданы равные
условия для проведения бесплатной предвыборной агитации на
телеканале "Россия".
Порядок проведения жеребьевки и ее результаты заявителем не
оспаривались.
По результатам выборов 5 декабря 2004 г. губернатором
Астраханской области был избран Жилкин А.А., за которого
проголосовало 65% избирателей Астраханской области.
Довод заявителя о том, что предвыборная агитация на каналах
телевидения проводилась не в то время, когда у экранов телевизоров
собирается большое количество зрителей, что данное обстоятельство
повлияло на волеизъявление избирателей, противоречит установленным
судом обстоятельствам, поскольку в данное время выступали все
кандидаты, ни у одного из них в этой части не было преимуществ.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для
признания выборов губернатора Астраханской области
недействительными, а также для возмещения материального ущерба и
компенсации морального вреда.
Решение является законным и обоснованным, оснований для его
отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Астраханского областного суда от 27 января 2005 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Л. - без
удовлетворения.
|