ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2005 г. N 02-18/11-3444
Для использования в практической деятельности направляем
аналитическую справку, подготовленную на основании материалов
региональных отделений Фонда во исполнение письма от 24.08.2004 N
02-10/11-5824 "Об организации работы по проведению экспертизы
случаев временной нетрудоспособности" (прилагается).
Считаем, что в текущем году следует продолжить работу по
проведению экспертизы страховых случаев временной
нетрудоспособности, а также уделять внимание работе со
страхователями в части обучения лиц, принимающих к оплате листки
нетрудоспособности, для выявления возможных нарушений
установленного порядка выдачи и оформления листков
нетрудоспособности.
Материалы итоговых проверок необходимо оформить в соответствии
с прилагаемыми таблицами и представить в установленном порядке до
01.03.2006 (электронный адрес: g.vasilyeva@fss.ru).
Предложения по совершенствованию контроля за отдельными
случаями временной нетрудоспособности следует отразить в итоговой
справке.
Заместитель Председателя
В.В.ЛИННИК
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О РАБОТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ФОНДА
ПО ВОПРОСАМ КОНТРОЛЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
(ПО ИТОГАМ 2004 ГОДА)
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской
Федерации от 22.11.97 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению
выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской
Федерации", Инструкции о порядке осуществления контроля за
организацией экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденной
Приказом Минздрава России и Фонда от 06.10.1998 N 291/167, письма
Фонда от 24.08.2004 N 02-10/11-5824 "Об организации работы по
проведению экспертизы временной нетрудоспособности" региональными
отделениями Фонда на протяжении 2004 года проводились проверки
состояния организации и осуществления экспертизы временной
нетрудоспособности медицинскими организациями Российской
Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности, и врачами, занимающимися частной медицинской
практикой, с целью упорядочения расходования средств на выплату
пособий по временной нетрудоспособности.
В 2004 году завершился переход от плановых проверок медицинских
организаций к внеплановым проверкам с целью проведения экспертизы
отдельных случаев временной нетрудоспособности.
Выбор случаев временной нетрудоспособности, требующих
документальной проверки, осуществлялся на основе материалов,
полученных в ходе проведения ревизий страхователей, данных
информационной системы "Финансовый контроль", по письменным
запросам страхователей.
При этом учитывались преимущественно те нарушения выдачи,
которые могли повлечь за собой необоснованные финансовые потери.
В структуре нарушений выдачи листков нетрудоспособности
наиболее часто встречаются:
- увеличение сроков единоличной и единовременной выдачи листков
нетрудоспособности - более 11% от всех нарушений, из них пятая
часть приходится на единоличную выдачу более чем на 10 календарных
дней;
- продление листков нетрудоспособности после установления
пациенту учреждением медико-социальной экспертизы группы
инвалидности - 2%;
- выдачи листков нетрудоспособности за прошедшее время без
решения КЭК - 3,5%.
Установлено, что процент листков нетрудоспособности, выданных с
нарушением действующего порядка, составляет 3,3% (таблица 1).
Как следует из представленных данных, более 1/2 всех допущенных
нарушений приходится на неправильно оформленные листки
нетрудоспособности.
При этом отсутствие нормативного правового документа,
регламентирующего порядок оформления листков нетрудоспособности,
не позволяет принимать соответствующие меры при выявлении
нарушений.
По-прежнему отмечаются факты выдачи листков нетрудоспособности
без наличия лицензии на осуществление работ и услуг по экспертизе
временной нетрудоспособности.
Вместе с тем почти в 2 раза снизилось число листков
нетрудоспособности, выданных без записей в медицинских картах, и
число листков нетрудоспособности, по которым медицинские карты не
были представлены.
К медицинским организациям, допустившим нарушения
законодательства по экспертизе временной нетрудоспособности, со
стороны исполнительных органов Фонда предъявляются финансовые
претензии.
В 2004 году по 20378 случаям временной нетрудоспособности
региональными отделениями Фонда были предъявлены финансовые
претензии к медицинским организациям почти вдвое больше, чем в
2003 году (таблица 2).
При этом около 50% из них удовлетворены, в том числе 32,5% - в
досудебном порядке, 14% - по решению суда (ряд дел находится в
производстве).
Общая сумма, возмещенная в бюджет Фонда социального страхования
Российской Федерации в 2004 году, составила 14,08 млн. рублей (в
2003 году - 8,08 млн. рублей).
Таблица 1
ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ
СОСТОЯНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
ПО ЛИСТКАМ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
-----T--------T------T------------------------------------------------------------¬
¦Год ¦Число ¦Число ¦ Виды нарушений выдачи листков нетрудоспособности ¦
¦ ¦прове- ¦лист- +------T-----T-----T-------T-----T-----T--------T-----T------+
¦ ¦ренных ¦ков ¦Без ¦Без ¦Вы- ¦Выдано ¦Вы- ¦Вы- ¦Продлено¦Про- ¦Не- ¦
¦ ¦случаев ¦нетру-¦предс-¦запи-¦дано ¦едино- ¦дано ¦дано ¦листков ¦чие ¦пра- ¦
¦ ¦вре- ¦доспо-¦тавле-¦си в ¦еди- ¦вре- ¦за ¦еди- ¦нетрудо-¦нару-¦виль- ¦
¦ ¦менной ¦соб- ¦ния ¦меди-¦но- ¦менно ¦про- ¦но- ¦способ- ¦шения¦но ¦
¦ ¦нетру- ¦ности,¦меди- ¦цинс-¦вре- ¦средним¦шед- ¦лично¦ности ¦вы- ¦оформ-¦
¦ ¦доспо- ¦выдан-¦цинс- ¦кой ¦менно¦меди- ¦шее ¦вра- ¦после ¦дачи ¦лены ¦
¦ ¦собности¦ных с ¦кой ¦доку-¦вра- ¦цинским¦вре- ¦чом ¦установ-¦ ¦лист- ¦
¦ ¦("закры-¦нару- ¦доку- ¦мен- ¦чом ¦работ- ¦мя ¦на ¦ления ¦ ¦ки ¦
¦ ¦тых" ¦шением¦мен- ¦тации¦на ¦ником ¦без ¦срок ¦группы ¦ ¦нетру-¦
¦ ¦листков ¦уста- ¦тации ¦ ¦срок ¦на срок¦зак- ¦более¦инвалид-¦ ¦доспо-¦
¦ ¦нетру- ¦нов- ¦ ¦ ¦более¦более 5¦люче-¦30 ¦ности ¦ ¦соб- ¦
¦ ¦доспо- ¦ленно-¦ ¦ ¦10 ¦кален- ¦ния ¦дней ¦ ¦ ¦ности ¦
¦ ¦собнос- ¦го по-¦ ¦ ¦ка- ¦дарных ¦КЭК ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ти) ¦рядка ¦ ¦ ¦лен- ¦дней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дар- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------+------+------+-----+-----+-------+-----+-----+--------+-----+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦
+----+--------+------+------+-----+-----+-------+-----+-----+--------+-----+------+
¦2003¦2238634 ¦73832 ¦3977 ¦3483 ¦2483 ¦796 ¦2596 ¦4776 ¦1108 ¦19184¦38550 ¦
+----+--------+------+------+-----+-----+-------+-----+-----+--------+-----+------+
¦2004¦2722596 ¦91675 ¦2635 ¦1968 ¦65235¦1087 ¦3930 ¦6222 ¦2039 ¦21320¦41529 ¦
L----+--------+------+------+-----+-----+-------+-----+-----+--------+-----+-------
Примечание: сумма данных граф 3 - 11 может превышать показатель
графы 2, т.к. в одном листке нетрудоспособности может быть
допущено несколько нарушений;
графа 11 включает: выдача листков нетрудоспособности по уходу
за больным членом семьи в возрасте старше 15 лет более чем на 3
дня без КЭК при амбулаторном лечении, выдача листков
нетрудоспособности этой категории при стационарном лечении, выдача
л/н по уходу за здоровым ребенком в возрасте старше 3 лет,
ребенком-инвалидом старше 16 лет, по уходу за хроническим больным
в период ремиссии и т.п.
Таблица 2
ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ
РАБОТЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТ ФОНДА
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-----T------T----------------------------T-----------------------------¬
¦Год ¦Число ¦ Показатели результатов ¦Показатели результатов судеб-¦
¦ ¦лист- ¦ финансовых претензий к ¦ных разбирательств по случаям¦
¦ ¦ков ¦ медицинским организациям ¦временной нетрудоспособности ¦
¦ ¦нетру-+---------T---------T--------+---------T-----------T-------+
¦ ¦доспо-¦Число ¦Число ¦Сумма, ¦Число ¦Число ¦Сумма, ¦
¦ ¦соб- ¦случаев ¦случаев ¦возме- ¦случаев ¦случаев ¦возме- ¦
¦ ¦ности,¦временной¦временной¦щенная ¦временной¦временной ¦щенная ¦
¦ ¦выдан-¦нетрудо- ¦нетрудо- ¦в Фонд ¦нетрудо- ¦нетрудоспо-¦в Фонд ¦
¦ ¦ных с ¦сособно- ¦сособно- ¦по пре- ¦способно-¦собности, ¦по ре- ¦
¦ ¦нару- ¦сти, по ¦сти, по ¦тензиям,¦сти, ¦по которым ¦шению ¦
¦ ¦шением¦которым ¦которым ¦удовлет-¦пред- ¦решение су-¦суда ¦
¦ ¦уста- ¦предъяв- ¦претензии¦воренным¦ставлен- ¦да выполне-¦(в ¦
¦ ¦нов- ¦лены пре-¦удовлет- ¦в досу- ¦ных для ¦но в пользу¦руб.) ¦
¦ ¦ленно-¦тензии (в¦ворены в ¦дебном ¦обжалова-¦Фонда (в ¦ ¦
¦ ¦го по-¦ед.) ¦досудеб- ¦порядке ¦ния в су-¦ед.) ¦ ¦
¦ ¦рядка ¦ ¦ном по- ¦(в руб.)¦дебном ¦ ¦ ¦
¦ ¦(в ¦ ¦рядке (в ¦ ¦порядке ¦ ¦ ¦
¦ ¦ед.) ¦ ¦ед.) ¦ ¦(в ед.) ¦ ¦ ¦
+----+------+---------+---------+--------+---------+-----------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+----+------+---------+---------+--------+---------+-----------+-------+
¦2003¦73832 ¦10884 ¦6071 ¦6203697 ¦4385 ¦2126 ¦1875994¦
¦ ¦ ¦ ¦(55,8%) ¦ ¦ ¦(48,5%) ¦ ¦
+----+------+---------+---------+--------+---------+-----------+-------+
¦2004¦88640 ¦20378 ¦6627 ¦10635831¦3796 ¦2856 ¦3443925¦
¦ ¦ ¦ ¦(32,5%) ¦ ¦ ¦(14%) ¦ ¦
L----+------+---------+---------+--------+---------+-----------+--------
|