ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2005 г. N 1747-IV ГД
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.Е. ФРАДКОВУ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Принять Обращение Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской
Федерации М.Е. Фрадкову о неотложных мерах по сохранению и
развитию дорожного хозяйства Российской Федерации".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение
Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Б.В.ГРЫЗЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЩЕНИЕ
от 15 апреля 2005 года
К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.Е. ФРАДКОВУ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уважаемый Михаил Ефимович!
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
с обеспокоенностью отмечает, что установившаяся в последние годы
тенденция к уменьшению финансирования дорожного хозяйства ведет
фактически к нарушению функционирования экономики России и
транспортной системы Российской Федерации.
В таких условиях не могут быть реализованы цели объединения
экономических центров государства, обеспечения хозяйствующим
субъектам полноценной деятельности на внутреннем и международном
рынках, превращения географических особенностей России в ее
конкурентное преимущество. Доля транспортных издержек в
себестоимости российской продукции, которая сейчас в 2 - 2,5 раза
превышает аналогичную долю издержек в Соединенных Штатах Америки и
государствах Западной Европы, будет возрастать, что негативно
отразится на конкурентоспособности отечественной промышленности и
сельского хозяйства.
В сравнении с 2000 годом расходы на финансирование дорожного
хозяйства за счет средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации уменьшились более чем в два раза,
то есть с 389 млрд. рублей в 2000 году до 182 млрд. рублей,
ожидаемых в 2005 году (здесь и далее в ценах 2005 года), а доля
этих расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2005
году сокращена до 3,0 процента в сравнении с 5,5 процента в 2000
году.
Еще более значительно уменьшилась доля расходов на
финансирование дорожного хозяйства за счет средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме
валового внутреннего продукта. В 2005 году она составляет 1,1
процента, тогда как в 2000 году равнялась 2,9 процента.
Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2005 год" на финансирование дорожного
хозяйства в этом году предусмотрено на 11,9 млрд. рублей меньше,
чем в 2004 году. Из расходов, направляемых из федерального бюджета
на финансирование дорожного хозяйства, наиболее заметно
уменьшились расходы, направляемые в виде субсидий бюджетам
субъектов Российской Федерации на финансирование строительства и
реконструкции автомобильных дорог общего пользования и
искусственных сооружений на них. По сравнению с 2004 годом они
сократились на 11,7 млрд. рублей, или более чем на треть, а
субсидии бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации
уменьшились в несколько раз.
Расходы на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог
и искусственных сооружений на них на 2005 год предусмотрены
указанным Федеральным законом в размере 23,7 млрд. рублей, что на
5,6 млрд. рублей меньше, чем в 2004 году.
Сумма капитальных вложений в строительство федеральных
автомобильных дорог и искусственных сооружений на них определена
упомянутым Федеральным законом в размере 30,6 млрд. рублей. Однако
почти 70 процентов этих средств направляются на строительство
только нескольких объектов: кольцевой автомобильной дороги вокруг
города Санкт-Петербурга, автомобильной дороги Адлер - Красная
Поляна и отдельных участков дорог "Дон", "Амур" и "Урал". Для
строительства других федеральных автомобильных дорог на территории
Российской Федерации остается лишь 10,3 млрд. рублей. Это ведет к
увеличению обособленности экономики большинства субъектов
Российской Федерации.
Сохранение сложившейся тенденции к уменьшению финансирования
дорожного хозяйства до размеров, недостаточных для необходимых с
учетом действующих нормативов содержания и ремонта федеральных
автомобильных дорог и автомобильных дорог общего пользования
регионального значения, по данным Министерства транспорта
Российской Федерации, приведет к таким последствиям:
к 2010 году протяженность федеральных автомобильных дорог,
которые используются с превышением установленных транспортно-
эксплуатационных показателей, возрастет в 1,4 раза, что вызовет
уменьшение средней скорости движения автомобильного транспорта на
20 процентов, а значит и резкое падение рентабельности и
конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;
свыше 80 процентов федеральных автомобильных дорог и более 95
процентов автомобильных дорог общего пользования регионального
значения к 2010 году не будут соответствовать нормативным
транспортно-эксплуатационным показателям, что неизбежно повлечет
рост расходов на их содержание и ремонт;
качество автомобильных дорог общего пользования не позволит
России полноценно обеспечивать международные транзитные
автомобильные перевозки на своей территории;
сохранится тенденция к сокращению числа сельских населенных
пунктов и выводу из оборота большого количества земель
сельскохозяйственного назначения.
Вызывает обеспокоенность отсутствие законодательных актов,
необходимых для регулирования отношений в области дорожного
хозяйства. Так, до настоящего времени в Государственную Думу не
внесены проект федерального закона, регулирующий отношения в
области дорожного хозяйства, а также законопроект, направленный на
регулирование пользования платными дорогами; не решены вопросы,
связанные с использованием придорожной полосы и с использованием
концессионных соглашений о строительстве и ремонте автомобильных
дорог.
Таким образом, с одной стороны, бюджетное финансирование
строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог постоянно
уменьшается, с другой стороны, альтернативные финансовые
инструменты, которые смогли бы обеспечивать долгосрочное развитие
и содержание дорожной сети, отсутствуют либо не используются.
Вместе с тем, по мнению депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, до создания
альтернативных механизмов финансирования дорожного хозяйства
необходимо существенно увеличить объем бюджетного финансирования
этой отрасли.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума просит Вас,
уважаемый Михаил Ефимович, рассмотреть вопросы о разработке
комплекса мер, направленных на сохранение и развитие дорожного
хозяйства Российской Федерации, в том числе о возможности
разработки и внесения в Государственную Думу по результатам
исполнения федерального бюджета в первом квартале 2005 года
проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный
закон "О федеральном бюджете на 2005 год", предусматривающего
увеличение финансирования дорожного хозяйства в сумме не менее 20
млрд. рублей, в том числе в форме субсидий и субвенций из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
строительство и реконструкцию, а также ремонт и содержание
автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений
на них в сумме не менее 10 млрд. рублей, и по результатам
исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2005 года
проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный
закон "О федеральном бюджете на 2005 год", предусматривающего
увеличение финансирования дорожного хозяйства на сумму 20 млрд.
рублей.
|