ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
12 апреля 2005 г.
N 0100/2641-05-32
О НАДЗОРЕ ЗА ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ
Табачная интоксикация является в настоящее время, по признанию
Всемирной Организации Здравоохранения, ведущей устранимой причиной
смерти для современного человека. Поэтому меры по снижению
распространения табакокурения признаны, по критериям стоимости и
эффективности, наиболее перспективным направлением профилактики
хронических неинфекционных заболеваний, снижения смертности и
увеличения продолжительности жизни.
Число курильщиков в Российской Федерации практически не
уменьшается. В последние годы наблюдается отчетливая тенденция к
увеличению распространения табакокурения среди молодежи и более
раннему началу регулярного курения. Особенно заметно увеличивается
распространение курения среди молодых женщин. Продолжается широкая
и не регулируемая реклама табачных изделий на улицах и в
общественных местах.
Работа по пропаганде здорового образа жизни, отказу от курения,
как в средствах массовой информации, так и в организациях и
учреждениях проводится в недостаточном объеме и не соответствует
широкой распространенности курения и связанного с ним вреда для
здоровья населения.
Правовые основы ограничения курения табака в целях снижения
заболеваемости населения определены Федеральным законом от
10.06.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
В соответствии с указанным законом в Российской Федерации
запрещены производство, импорт, оптовая торговли и розничная
продажа табачных изделий (статья 10) не соответствующих
гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы. С
01.01.2004 введены в действие гигиенические нормативы ГН
2.3.2.1377-03 "Предельно допустимые уровни (ПДУ) содержания смолы
и никотина в табачных изделиях".
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "Об ограничении курения
табака" установлены требования к предупредительным надписям на
табачных изделиях. Каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна
содержать информационную надпись о содержании смолы и никотина в
дыме сигареты и предупредительные надписи о вреде курения табака -
основную предупредительную надпись о вреде курения табака и
дополнительную надпись о вреде курения табака. Предупредительные
надписи о вреде курения табака утверждены приказом
Минздравсоцразвития России от 28.02.2005 N 163 "Об утверждении
предупредительных надписей о вреде курения табака".
Федеральным законом "Об ограничении курения табака" также
запрещаются:
- розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет
в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и
папирос, а также продажа табачных изделий с использованием
автоматов (пункт 4 статьи 3);
- розничная продажа табачных изделий в организациях
здравоохранения, образовательных организациях и организациях
культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях (пункт 5
статьи 3);
- розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим
возраста 18 лет (статья 4).
На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально
отведенных мест для курения табака (пункт 2 статья 6).
Действие статей 2-8, статьи 9 (за исключением абзаца второго
пункта 2), статьи 10, статьи 12 (за исключением положений,
касающихся оценки и подтверждения соответствия требованиям
нормативных документов услуг, оказываемых в сфере розничной
торговли и сфере общественного питания), статьи 13, статьи 16,
пунктов 1, 2, 5-8 статьи 17, пунктов 1 и 2 статьи 18, пунктов 1-3
и 5 статьи 19, пунктов 1 и 4 статьи 20, статей 21-28 Федерального
закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых
продуктов" (пункт 2 статья 30), касающиеся обеспечения качества и
безопасности товаров, распространяется на табачные изделия.
С 21 июня 2004 г. Роспотребнадзором осуществляется
государственная регистрация табачных изделий (за исключением
папирос). На табачные изделия, прошедшие процедуру государственной
регистрации, выдается свидетельство о государственной регистрации,
которое является документом, подтверждающим соответствие
продукции, условий ее изготовления и оборота требованиям
государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Свидетельство выдается на весь период промышленного изготовления
Российской продукции или поставок импортной продукции. Ранее
выданные санитарно-эпидемиологические заключения на табачные
изделия действительны до окончания срока их действия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона
Российской Федерации от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама
табака и табачных изделий не должна:
- дискредитировать воздержание от употребления курения,
содержать информацию о положительных терапевтических свойствах
табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в
продукте как достоинство;
- обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также
использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет,
высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у
несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;
- распространяться в любой форме в печатных изданиях для
несовершеннолетних;
- распространяться на первой и последней полосах газет, а также
на первой и последней страницах и обложках журналов;
- распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных,
культурных организациях, а также ближе 100 метров от них;
- распространяться без предупреждения о вреде курения.
В соответствии с Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2000 N 10 "Об
усилении госсанэпиднадзора за производством и реализацией табака и
табачных изделий" необходимо:
- при проведении мероприятий по контролю за производством и
реализацией табачных изделий обеспечить строгий контроль за
выполнением предприятиями и организациями, осуществляющими
производство и реализацию табачных изделий, требований
действующего законодательства, обратив внимание на наличие
необходимой документации, маркировку, особенности розничной
продажи и рекламы табачных изделий;
- представлять ежеквартально до 10-го числа следующего за
отчетным периодом месяца в Федеральное государственное учреждение
здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии"
сведения о проведении надзора за производством и реализацией
табачных изделий;
- Федеральному государственному учреждению здравоохранения
"Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" до 20 числа,
следующего за отчетным кварталом месяца, представлять в
Роспотребнадзор сведения о проведении надзора за производством и
реализацией табачных изделий территориальными управлениями
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;
- усилить работу в средствах массовой информации, учебных
заведениях, организациях и предприятиях по отказу населения от
курения.
Приложение: 1. Схема представления сведений о проведении
надзора за производством и реализацией табачных изделий на 2 л. в
1 экз.;
2. Копия приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2005 N 163
на 2 л. в 1 экз. <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
О ПРОВЕДЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
------------------T---T--------T-------------T------------T------¬
¦ Наименование ¦ N ¦ ВСЕГО ¦Предприятия, ¦Предприятия,¦Прочее¦
¦ строки ¦п/п¦ (сумма ¦ занятые ¦ занятые ¦ ¦
¦ ¦ ¦ граф ¦производством¦реализацией ¦ ¦
¦ ¦ ¦3+4+5+6)¦ ¦ табачных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изделий ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Всего объектов ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Проведено ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проверок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Число проверенных¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Число случаев ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦табачных изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦соответствующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нормативным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦требованиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦ 5 ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 4, сумма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строк 7 и 9) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гигиеническим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нормативам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦ 7 ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 6) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦ 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦требованиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦маркировки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦ 9 ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 8) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Число случаев ¦10 ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦
¦реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦табачных изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦без документов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подтверждающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦их соответствие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нормативным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦документам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦11 ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 10) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Число нарушений ¦12 ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦
¦правил продажи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦табачных изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Число случаев ¦13 ¦ ¦ X ¦ X ¦ ¦
¦нарушения рекламы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦табачных изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Число ¦14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦забракованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦партий (всего) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 4) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Объем ¦16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦забракованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦партий (кол-во ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пачек) - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 16) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Число вынесенных ¦18 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦постановлений о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приостановке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(всего) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦из них ¦19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приостановлено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(из строки 18) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Количество ¦20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦переданных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦материалов и дел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в следственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦органы (всего) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦из них приняты ¦21 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦к производству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(из строки 20) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Число наложенных ¦22 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦штрафов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+---+--------+-------------+------------+------+
¦Сумма наложенных ¦23 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦штрафов (руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+---+--------+-------------+------------+-------
-----------------------------------
<*> Ячейки таблицы со знаком X не заполнять.
|