МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 апреля 2005 г. N АН-70-р(фс)
ОБ АВАРИИ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22502
29 ноября 2004 года в 150 км от аэропорта Комсомольск-на-Амуре
потерпел аварию вертолет Ми-8Т RA-22502, принадлежащий ОАО
"Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение
им. Ю.А. Гагарина" (ОАО "КнААПО") Дальневосточного ОМТУ ВТ
Минтранса России.
В момент авиационного события на борту ВС кроме экипажа
находилось шесть человек. В результате авиационного происшествия
три члена экипажа и один пассажир получили травмы различной
степени тяжести. ВС получило значительные повреждения элементов
конструкции.
Экипаж вертолета в составе КВС - инструктора А.И. Углова
(линейный пилот 1 класса ГА, общий налет - 9100 часов, налет в
качестве КВС Ми-8 - 4550 часов), второго пилота В.А. Славникова
(линейный пилот 2 класса ГА, общий налет на данном типе - 4400
часов), бортмеханика В.Д. Сенотрусова (бортмеханик 1 класса ГА,
общий налет на данном типе - 7300 часов) должен был выполнять
полет по заявке летно-испытательной станции ОАО "КнААПО" по
обслуживанию полигона и проверке дальности радиосвязи.
Метеорологические условия (ясно, видимость более 10 км,
температура -21-, тихо) и светлое время суток не препятствовали
выполнению полета.
Экипаж произвел взлет с аэродрома "Дземги" и через 2 минуты
произвел посадку в районе аэродрома, взяв на борт трех человек, не
предусмотренных заявкой на полет. После кратковременной стоянки,
без выхода на радиосвязь произвел взлет и через одну минуту полета
произвел посадку на берегу реки Амур, где дополнительно взял на
борт еще трех человек. После взлета доложил диспетчеру ОрВД, что
следует в населенный пункт Эворон на высоте 900 м. Фактически
экипаж взял курс в район среднего течения реки Эвур (75 км северо-
восточнее ст. Эворон), где находится заповедник. Высота полета не
превышала 300 метров. Через 37 минут полета КВС А.И. Углов,
умышленно дезинформируя диспетчера ОрВД, доложил о посадке у
населенного пункта Эворон и дал расчетное время стоянки 1 час 30
минут, фактически продолжил полет на высоте 300 метров по
измененному маршруту с целью поиска и отстрела диких животных.
Отстрел диких животных (лосей) производился с борта вертолета,
через дверь грузовой кабины, находящимися на борту ВС охотниками.
После отстрела нескольких лосей экипаж принял решение о перевозке
убитых животных на внешней подвеске, используя веревку,
закрепленную в проеме двери.
Подбор убитых животных осуществлялся в режиме висения вертолета
над местом, осмотр которого предварительно не производился.
Пилотирование осуществлял КВС по командам бортмеханика. По
переговорам между членами экипажа, зафиксированными на бортовом
магнитофоне, можно сделать вывод о поспешных действиях экипажа с
целью уложиться во время, ранее сообщенное диспетчеру.
При последующем заходе на место предполагаемой посадки с
подбором, как и в предыдущем случае, осмотр не производился. В
процессе захода на посадку экипаж допустил ошибки в технике
пилотирования, что привело к попаданию вертолета в режим
"вихревого кольца". Несмотря на предпринятые действия,
вертикальная скорость снижения увеличилась до 8 - 10 м/сек.,
приборная скорость оставалась менее 60 км/час, что привело к
грубому приземлению вертолета и последующему его разрушению.
Непосредственно перед столкновением с землей зарегистрировано
резкое перемещение ручки управления на "себя". В процессе
столкновения вертолета с землей произошло соударение лопастей НВ с
хвостовой балкой, что привело к разрушению хвостовой балки.
Нарушение, допущенное экипажем, стало возможным в результате
отсутствия систематического контроля за выполнением полетов по
средствам объективного контроля со стороны командно-руководящего
состава ОАО "КнААПО" (анализ полетов проводил пилот-инструктор
А.И. Углов). Данный факт способствовал уверенности экипажа в
сокрытии происшедшего и безнаказанности. За допущенные нарушения
КВС А.И. Углов уволен из ОАО "КнААПО".
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих
факторов:
- неудовлетворительный контроль по средствам объективного
контроля полетов вертолетов со стороны командно-руководящего
состава ОАО "КнААПО";
- личная недисциплинированность КВС А.И. Углова и сговор членов
экипажа в данном полете;
- поспешность в действиях экипажа при транспортировке на
нештатной внешней подвеске отстрелянных диких животных;
- попадание вертолета в режим "вихревого кольца" из-за грубых
ошибок в технике пилотирования, связанных с дефицитом времени.
В связи с изложенным предлагаю:
1. Руководителям территориальных управлений государственного
авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта:
1.1. Довести настоящее распоряжение до руководителей
подконтрольных организаций гражданской авиации.
1.2. Материалы по фактам браконьерства с использованием ВС в
установленном порядке передавать в следственные органы и органы
прокуратуры Российской Федерации.
2. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
2.1. Изучить с летным составом обстоятельства и причины аварии
вертолета Ми-8Т RA-22502.
2.2. Провести теоретические занятия с летным составом по
физической сущности образования "вихревого кольца".
2.3. Повторно изучить РЛЭ вертолета Ми-8, раздел 6.12.
2.4. По средствам объективного контроля обеспечить максимально
возможный комплексный анализ качества выполнения полетов
вертолетов по разовым заявкам и при выполнении авиационных работ в
отрыве от основного места базирования.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО
|