Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 08.04.2005 N 0100/2569-05-32 О ПРЕСЕЧЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ ТОВАРА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
               ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                                ПИСЬМО
                 от 8 апреля 2005 г. N 0100/2569-05-32
                                   
                      О ПРЕСЕЧЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
               ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ ТОВАРА
   
       Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
   и   благополучия   человека   обращает   внимание   территориальных
   управлений,  что в последнее время значительно возросло  количество
   обращений  граждан  по поводу обмана и введения  их  в  заблуждение
   относительно   потребительских   свойств   и   качества    товаров,
   реализуемых    вне   стационарных   мест   торговли,    посредством
   ознакомления   потребителей   с  предложенным   описанием   товара,
   содержащимся  в  каталогах, проспектах, буклетах и  т.п.,  а  также
   посредством  электронных  средств  массовой  информации  и  средств
   связи (телерадиореклама, почтовая связь, Интернет).
       Учитывая,   что   подобная   форма  продажи   (особенно   через
   электронные  средства связи) получает все большее  распространение,
   в   Закон   Российской  Федерации  "О  защите  прав   потребителей"
   Федеральным  законом  от 21.12.2004 N 171-ФЗ  была  введена  статья
   26.1    "Дистанционный   способ   продажи   товаров",    призванная
   упорядочить   соответствующие   отношения   между   продавцами    и
   покупателями  и  обеспечить  последним  дополнительную  защиту,   в
   первую  очередь,  за  счет  возложения на  хозяйствующих  субъектов
   дополнительных   обременений  в  части   реализации   потребителями
   безусловного права на отказ от исполнения договора купли-продажи.
       Поскольку    в    большинстве   случаев    защита    нарушенных
   потребительских     прав    граждан    в    рамках     гражданского
   судопроизводства все еще недостаточно совершенна и эффективна, а  в
   отдельных  случаях  затруднена  или просто  невозможна  по  причине
   умышленного   несоблюдения  со  стороны  продавцов  соответствующих
   обязательных    требований   законодательства   о    защите    прав
   потребителей, связанных, в частности, с доведением до  потребителей
   полной,  необходимой  и  достоверной  информации  о  продавце  (что
   зачастую   не   позволяет   даже  идентифицировать   и   определить
   надлежащего  ответчика  по делу), для Роспотребнадзора  приобретает
   особую  значимость  решение  вопросов организации  целенаправленной
   деятельности  по  контролю  и  надзору за  соблюдением  требований,
   предъявляемых   к   дистанционному  способу  продажи   товаров,   и
   выработки связанной с этим системы превентивных мер.
       Как   показывает  анализ  обращений  граждан,   поступающих   в
   Федеральную   службу,   до   70%  жалоб  потребителей,   пожелавших
   воспользоваться  услугами  дистанционной  торговли,  приходится  на
   факты  обмана  при  продаже биологически активных  добавок  к  пище
   (БАД)  и  товаров медицинского назначения, которые, как правило,  в
   конечном  итоге  реализуются по месту нахождения  покупателя,  т.е.
   непосредственно  на  дому  у потребителя.  При  этом,  зачастую,  в
   результате   сознательного  введения  потребителей  в   заблуждение
   относительно   истинных  потребительских   свойств   этих   товаров
   причиняется  вред  их  жизни  и  здоровью,  что  является  особенно
   недопустимым.
       В  этой связи территориальным управлениям Роспотребнадзора  при
   рассмотрении  жалоб  и обращений граждан по фактам  введения  их  в
   заблуждение   относительно  потребительских  свойств   и   качества
   товаров,  реализуемых дистанционным способом, при  нарушении  права
   потребителей  на получение необходимой и достоверной  информации  о
   товаре и самом продавце (изготовителе) и включении в договор купли-
   продажи    условий,   ущемляющих   установленные   законом    права
   потребителя, а также в ходе проведения соответствующих  контрольно-
   надзорных  мероприятий в целях недопущения и  пресечения  нарушений
   потребительского   законодательства,   необходимо    исходить    из
   нижеследующего:
       1.  Пункт  2 статьи 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"
   возлагает   на   продавца   обязанность  до   заключения   договора
   предоставить  потребителю  информацию об  основных  потребительских
   свойствах  товара, об адресе (месте нахождения) продавца,  о  месте
   изготовления    товара,    о    полном    фирменном    наименовании
   (наименовании)  продавца  (изготовителя),  о  цене  и  об  условиях
   приобретения  товара, о его доставке, сроке службы, сроке  годности
   и  гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о  сроке,  в
   течение которого действует предложение о заключении договора.
       При    этом    указанная   информация   согласно   требованиям,
   содержащимся  в  п.  1  ст. 10 Закона, должна  быть  достоверной  и
   обеспечивать возможность правильного выбора товара (т.е.  исключать
   возможность введения его в заблуждение).
       Более  того, в момент доставки товара потребителю в  письменной
   форме  должна быть предоставлена необходимая информация о товаре  в
   объеме  требований,  предусмотренных п. 2 ст. 10  Закона,  а  также
   информация  о порядке и сроках возврата товара, предусмотренная  п.
   4  ст.  26.1  Закона,  отсутствие которой  порождает  для  продавца
   гражданско-правовые последствия, закрепленные в абз. 2 п. 4 той  же
   ст. 26.1.
       Полное   или   частичное   отсутствие   названной   информации,
   свидетельствующее о нарушении права потребителей на  ее  получение,
   может    служить    основанием   для   привлечения    продавца    к
   административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП  РФ,  а  при
   определенных   основаниях   -  по   ст.   14.7   КоАП   РФ   "Обман
   потребителей".
       2.  С  учетом  соответствующих положений ст.  437  Гражданского
   кодекса  Российской Федерации (ГК РФ) предложения заключить договор
   купли-продажи  в  порядке, установленном  ст.  26.1  Закона  РФ  "О
   защите  прав  потребителей"  (т.е. дистанционным  способом  продажи
   товаров),   адресованные   неопределенному   кругу   лиц,   следует
   рассматривать как публичную оферту, а сведения, предусмотренные  п.
   2  ст.  26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей", - как условия,
   необходимые  (существенные) для заключения договоров  данного  вида
   (ст. 432 ГК РФ).
       3.  Поскольку  в целом положения ст. 26.1 Закона РФ  "О  защите
   прав   потребителей"  по  своему  буквальному  содержанию  являются
   общими   требованиями,   регламентирующими   дистанционный   способ
   продажи  товаров, безусловная обязанность их соблюдения со  стороны
   юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно
   осуществляющих   продажу   товаров   названным   способом,   должна
   корреспондироваться  в  том  числе  с  императивными  нормами  иных
   правовых  актов (с учетом положений ст. 422 ГК РФ, ст. 1 и  ст.  26
   Закона  РФ  "О защите прав потребителей") в части самой возможности
   использовать этот способ для реализации тех или иных товаров.
       В  этой  связи  для субъектов предпринимательской деятельности,
   осуществляющих или желающих осуществлять розничную продажу  товаров
   дистанционным    способом,    является   обязательным    соблюдение
   соответствующих норм, закрепленных в абзаце 2 п. 4  Правил  продажи
   отдельных  видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства
   Российской   Федерации   от  19.01.1998  N   55   (с   последующими
   изменениями  и дополнениями), не допускающих вне стационарных  мест
   торговли   продажу   продовольственных  товаров   (за   исключением
   мороженого,   безалкогольных  напитков  и  пива,   кондитерских   и
   хлебобулочных    изделий    в   упаковке   изготовителя    товара),
   лекарственных  препаратов,  изделий  из  драгоценных   металлов   и
   драгоценных   камней,  оружия  и  патронов  к   нему,   экземпляров
   аудиовизуальных произведений и фонограмм.
       При  этом,  принимая во внимание, что перечень  соответствующих
   исключений   из   общей  номенклатуры  продовольственных   товаров,
   разрешенных  к  продаже  вне стационарных мест  торговли,  является
   закрытым,  особое  внимание  в  ходе осуществления  соответствующей
   контрольно-надзорной    деятельности   следует    уделить    фактам
   реализации  посредством дистанционной продажи  БАД,  относящихся  к
   пищевым  продуктам,  и соблюдению продавцами помимо  вышеизложенных
   также    и    соответствующих   положений    СанПиН    2.3.2.1290-0
   "Гигиенические  требования  к организации  производства  и  оборота
   биологически активных добавок к пище".
       При   выявлении  со  стороны  должностных  и  юридических   лиц
   нарушений  указанных правовых норм в отношении них в  установленном
   порядке      необходимо     применять     меры     административной
   ответственности,  предусмотренные  ст.  14.15  КоАП  РФ  "Нарушение
   правил  продажи  отдельных  видов товаров"  или  (при  несоблюдении
   определенного санитарными правилами порядка реализации  БАД)  ч.  2
   ст. 14.4 КоАП РФ.
       4.  В  ходе  практической деятельности, связанной с пресечением
   нарушений  прав  потребителей со стороны  хозяйствующих  субъектов,
   осуществляющих   дистанционную  продажу   товаров   (особенно   при
   рассмотрении  соответствующих жалоб и  обращений  потребителей  или
   при   выявлении  в  инициативном  порядке  публичной   оферты,   не
   соответствующей обязательным требованиям, закрепленным в п.  2  ст.
   26.1  Закона РФ "О защите прав потребителей"), среди прочего  может
   возникать   необходимость  осуществления   определенных   действий,
   направленных  на установление точного наименования продавца  и  его
   местонахождения,  иногда  сопряженных со  значительными  временными
   затратами.   В   этом  случае  следует  проводить  административное
   расследование в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП РФ.
       В  рамках  административного расследования  должностным  лицам,
   осуществляющим    производство   по   делу   об    административном
   правонарушении,   следует   практиковать  направление   необходимых
   поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ) и вынесение определений  об
   истребовании  соответствующих сведений, необходимых для  разрешения
   дела,   имея   в  виду,  что  неповиновение  законному   требованию
   должностного  лица  органа, осуществляющего государственный  надзор
   (контроль),   а   равно   воспрепятствование   осуществлению   этим
   должностным  лицом служебных обязанностей, влечет  административную
   ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
       В   то   же   время   при   принятии   решения   о   проведении
   административного    расследования    следует    учитывать,     что
   применительно  к  полномочиям,  реализуемым  Роспотребнадзором,   и
   согласно  ч.  1 ст. 28.7 КоАП РФ оно возможно лишь после  выявления
   административного  правонарушения  в  области  законодательства   о
   защите  прав потребителей (а также законодательства о рекламе  -  с
   учетом    соответствующего   правопреемства    контрольно-надзорных
   функций    по    ст.    14.3   КоАП   РФ,   ранее    осуществляемых
   Госторгинспекцией)  и  не  может  проводиться  по  административным
   правонарушениям  в  сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического
   благополучия населения, регулируемой санитарным законодательством.
       С  учетом  вышеизложенного и принимая во внимание необходимость
   формирования    эффективной    единообразной    правоприменительной
   практики  по  рассматриваемому вопросу, территориальным управлениям
   Роспотребнадзора необходимо:
       1.  В течение второго и третьего кварталов 2005 года в плановом
   порядке   провести  контрольно-надзорные  мероприятия  в  отношении
   хозяйствующих    субъектов,    осуществляющих    продажу    товаров
   дистанционным   способом  посредством  размещения   соответствующих
   предложений  на  региональном (местном, кабельном)  телевидении,  в
   эфире  FM-радиостанций,  на Интернет-сайтах  и  т.д.  с  нарушением
   соответствующих     требований    действующего    законодательства,
   обеспечивая  по каждому факту выявленного нарушения применение  мер
   административного воздействия;
       2.  При  наличии соответствующих жалоб и обращений потребителей
   возбуждать  дела  об административном правонарушении  и  проведении
   административного расследования в отношении виновных должностных  и
   юридических   лиц   (имея  в  виду,  что  требования   потребителей
   имущественного   характера  согласно  ст.   11   ГК   РФ   подлежат
   рассмотрению  только  в рамках гражданского  судопроизводства  и  в
   административном порядке рассматриваться не должны);
       3. В ходе работы, направленной на предупреждение и профилактику
   нарушений   потребительского  законодательства  при   дистанционной
   продаже  товаров,  организовать  в  средствах  массовой  информации
   регулярное информирование потребителей о соответствующих  новациях,
   связанных  с введением в Закон РФ "О защите прав потребителей"  ст.
   26.1.
       Обобщенную информацию о проделанной работе (с указанием  общего
   числа  проверок  и  выявленных фактов  правонарушений,  сведений  о
   принятых  административных мерах (в разрезе соответствующих  статей
   КоАП  РФ)  и числе наложенных и взысканных (добровольно уплаченных)
   штрафов  (их  сумме), количестве рассмотренных  жалоб  и  обращений
   потребителей,   с   описанием  структуры  нарушений   и   т.д.)   с
   приложением    копий   не   менее   двух   наиболее   показательных
   административных дел из числа полностью завершенных  представить  в
   Роспотребнадзор не позднее 20 сентября 2005 года.
   
                                                          Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz