ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 8 апреля 2005 г. N 0100/2569-05-32
О ПРЕСЕЧЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ ТОВАРА
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека обращает внимание территориальных
управлений, что в последнее время значительно возросло количество
обращений граждан по поводу обмана и введения их в заблуждение
относительно потребительских свойств и качества товаров,
реализуемых вне стационарных мест торговли, посредством
ознакомления потребителей с предложенным описанием товара,
содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п., а также
посредством электронных средств массовой информации и средств
связи (телерадиореклама, почтовая связь, Интернет).
Учитывая, что подобная форма продажи (особенно через
электронные средства связи) получает все большее распространение,
в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ была введена статья
26.1 "Дистанционный способ продажи товаров", призванная
упорядочить соответствующие отношения между продавцами и
покупателями и обеспечить последним дополнительную защиту, в
первую очередь, за счет возложения на хозяйствующих субъектов
дополнительных обременений в части реализации потребителями
безусловного права на отказ от исполнения договора купли-продажи.
Поскольку в большинстве случаев защита нарушенных
потребительских прав граждан в рамках гражданского
судопроизводства все еще недостаточно совершенна и эффективна, а в
отдельных случаях затруднена или просто невозможна по причине
умышленного несоблюдения со стороны продавцов соответствующих
обязательных требований законодательства о защите прав
потребителей, связанных, в частности, с доведением до потребителей
полной, необходимой и достоверной информации о продавце (что
зачастую не позволяет даже идентифицировать и определить
надлежащего ответчика по делу), для Роспотребнадзора приобретает
особую значимость решение вопросов организации целенаправленной
деятельности по контролю и надзору за соблюдением требований,
предъявляемых к дистанционному способу продажи товаров, и
выработки связанной с этим системы превентивных мер.
Как показывает анализ обращений граждан, поступающих в
Федеральную службу, до 70% жалоб потребителей, пожелавших
воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на
факты обмана при продаже биологически активных добавок к пище
(БАД) и товаров медицинского назначения, которые, как правило, в
конечном итоге реализуются по месту нахождения покупателя, т.е.
непосредственно на дому у потребителя. При этом, зачастую, в
результате сознательного введения потребителей в заблуждение
относительно истинных потребительских свойств этих товаров
причиняется вред их жизни и здоровью, что является особенно
недопустимым.
В этой связи территориальным управлениям Роспотребнадзора при
рассмотрении жалоб и обращений граждан по фактам введения их в
заблуждение относительно потребительских свойств и качества
товаров, реализуемых дистанционным способом, при нарушении права
потребителей на получение необходимой и достоверной информации о
товаре и самом продавце (изготовителе) и включении в договор купли-
продажи условий, ущемляющих установленные законом права
потребителя, а также в ходе проведения соответствующих контрольно-
надзорных мероприятий в целях недопущения и пресечения нарушений
потребительского законодательства, необходимо исходить из
нижеследующего:
1. Пункт 2 статьи 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"
возлагает на продавца обязанность до заключения договора
предоставить потребителю информацию об основных потребительских
свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте
изготовления товара, о полном фирменном наименовании
(наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях
приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности
и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в
течение которого действует предложение о заключении договора.
При этом указанная информация согласно требованиям,
содержащимся в п. 1 ст. 10 Закона, должна быть достоверной и
обеспечивать возможность правильного выбора товара (т.е. исключать
возможность введения его в заблуждение).
Более того, в момент доставки товара потребителю в письменной
форме должна быть предоставлена необходимая информация о товаре в
объеме требований, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона, а также
информация о порядке и сроках возврата товара, предусмотренная п.
4 ст. 26.1 Закона, отсутствие которой порождает для продавца
гражданско-правовые последствия, закрепленные в абз. 2 п. 4 той же
ст. 26.1.
Полное или частичное отсутствие названной информации,
свидетельствующее о нарушении права потребителей на ее получение,
может служить основанием для привлечения продавца к
административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, а при
определенных основаниях - по ст. 14.7 КоАП РФ "Обман
потребителей".
2. С учетом соответствующих положений ст. 437 Гражданского
кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предложения заключить договор
купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 Закона РФ "О
защите прав потребителей" (т.е. дистанционным способом продажи
товаров), адресованные неопределенному кругу лиц, следует
рассматривать как публичную оферту, а сведения, предусмотренные п.
2 ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей", - как условия,
необходимые (существенные) для заключения договоров данного вида
(ст. 432 ГК РФ).
3. Поскольку в целом положения ст. 26.1 Закона РФ "О защите
прав потребителей" по своему буквальному содержанию являются
общими требованиями, регламентирующими дистанционный способ
продажи товаров, безусловная обязанность их соблюдения со стороны
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно
осуществляющих продажу товаров названным способом, должна
корреспондироваться в том числе с императивными нормами иных
правовых актов (с учетом положений ст. 422 ГК РФ, ст. 1 и ст. 26
Закона РФ "О защите прав потребителей") в части самой возможности
использовать этот способ для реализации тех или иных товаров.
В этой связи для субъектов предпринимательской деятельности,
осуществляющих или желающих осуществлять розничную продажу товаров
дистанционным способом, является обязательным соблюдение
соответствующих норм, закрепленных в абзаце 2 п. 4 Правил продажи
отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (с последующими
изменениями и дополнениями), не допускающих вне стационарных мест
торговли продажу продовольственных товаров (за исключением
мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и
хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара),
лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и
драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров
аудиовизуальных произведений и фонограмм.
При этом, принимая во внимание, что перечень соответствующих
исключений из общей номенклатуры продовольственных товаров,
разрешенных к продаже вне стационарных мест торговли, является
закрытым, особое внимание в ходе осуществления соответствующей
контрольно-надзорной деятельности следует уделить фактам
реализации посредством дистанционной продажи БАД, относящихся к
пищевым продуктам, и соблюдению продавцами помимо вышеизложенных
также и соответствующих положений СанПиН 2.3.2.1290-0
"Гигиенические требования к организации производства и оборота
биологически активных добавок к пище".
При выявлении со стороны должностных и юридических лиц
нарушений указанных правовых норм в отношении них в установленном
порядке необходимо применять меры административной
ответственности, предусмотренные ст. 14.15 КоАП РФ "Нарушение
правил продажи отдельных видов товаров" или (при несоблюдении
определенного санитарными правилами порядка реализации БАД) ч. 2
ст. 14.4 КоАП РФ.
4. В ходе практической деятельности, связанной с пресечением
нарушений прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов,
осуществляющих дистанционную продажу товаров (особенно при
рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей или
при выявлении в инициативном порядке публичной оферты, не
соответствующей обязательным требованиям, закрепленным в п. 2 ст.
26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"), среди прочего может
возникать необходимость осуществления определенных действий,
направленных на установление точного наименования продавца и его
местонахождения, иногда сопряженных со значительными временными
затратами. В этом случае следует проводить административное
расследование в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП РФ.
В рамках административного расследования должностным лицам,
осуществляющим производство по делу об административном
правонарушении, следует практиковать направление необходимых
поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ) и вынесение определений об
истребовании соответствующих сведений, необходимых для разрешения
дела, имея в виду, что неповиновение законному требованию
должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор
(контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим
должностным лицом служебных обязанностей, влечет административную
ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
В то же время при принятии решения о проведении
административного расследования следует учитывать, что
применительно к полномочиям, реализуемым Роспотребнадзором, и
согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ оно возможно лишь после выявления
административного правонарушения в области законодательства о
защите прав потребителей (а также законодательства о рекламе - с
учетом соответствующего правопреемства контрольно-надзорных
функций по ст. 14.3 КоАП РФ, ранее осуществляемых
Госторгинспекцией) и не может проводиться по административным
правонарушениям в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, регулируемой санитарным законодательством.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание необходимость
формирования эффективной единообразной правоприменительной
практики по рассматриваемому вопросу, территориальным управлениям
Роспотребнадзора необходимо:
1. В течение второго и третьего кварталов 2005 года в плановом
порядке провести контрольно-надзорные мероприятия в отношении
хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров
дистанционным способом посредством размещения соответствующих
предложений на региональном (местном, кабельном) телевидении, в
эфире FM-радиостанций, на Интернет-сайтах и т.д. с нарушением
соответствующих требований действующего законодательства,
обеспечивая по каждому факту выявленного нарушения применение мер
административного воздействия;
2. При наличии соответствующих жалоб и обращений потребителей
возбуждать дела об административном правонарушении и проведении
административного расследования в отношении виновных должностных и
юридических лиц (имея в виду, что требования потребителей
имущественного характера согласно ст. 11 ГК РФ подлежат
рассмотрению только в рамках гражданского судопроизводства и в
административном порядке рассматриваться не должны);
3. В ходе работы, направленной на предупреждение и профилактику
нарушений потребительского законодательства при дистанционной
продаже товаров, организовать в средствах массовой информации
регулярное информирование потребителей о соответствующих новациях,
связанных с введением в Закон РФ "О защите прав потребителей" ст.
26.1.
Обобщенную информацию о проделанной работе (с указанием общего
числа проверок и выявленных фактов правонарушений, сведений о
принятых административных мерах (в разрезе соответствующих статей
КоАП РФ) и числе наложенных и взысканных (добровольно уплаченных)
штрафов (их сумме), количестве рассмотренных жалоб и обращений
потребителей, с описанием структуры нарушений и т.д.) с
приложением копий не менее двух наиболее показательных
административных дел из числа полностью завершенных представить в
Роспотребнадзор не позднее 20 сентября 2005 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|