ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 апреля 2005 года
Дело N 32-Г05-3
(извлечение)
Пунктом 2 постановления правительства Саратовской области от 22
февраля 2002 г. N 13-П "Вопросы использования контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (в ред. от
22 ноября 2004 г.) утвержден Перечень населенных пунктов,
расположенных в отдаленных или труднодоступных местностях
Саратовской области (согласно приложению).
Прокурор Саратовской области обратился в суд с заявлением о
признании недействующим п. 2 названного Постановления в части
включения в перечень некоторых населенных пунктов, расположение
которых не давало основания для отнесения их к категории
труднодоступных и отдаленных. По его мнению, на их территории
допустимо осуществление денежных расчетов с населением с
использованием контрольно-кассовых машин.
Решением Саратовского областного суда от 14 декабря 2004 г.
постановлено заявление прокурора Саратовской области удовлетворить
частично: признать недействующим с момента вступления решения в
законную силу Перечень населенных пунктов, расположенных в
отдаленных или труднодоступных местностях Саратовской области,
утвержденный п. 2 постановления правительства Саратовской области
от 22 февраля 2002 г. N 13-П "Вопросы использования контрольно-
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением",
в части отнесения к населенным пунктам, расположенным в отдаленных
или труднодоступных местностях, ряда сел и поселков согласно
списку.
В кассационной жалобе правительства Саратовской области
ставился вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения
по делу без передачи его на новое рассмотрение в связи с
неправильным применением судом материального закона, существенным
нарушением норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 6
апреля 2005 г. решение отменила, указав следующее.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд сделал вывод,
что орган государственной власти субъекта Российской Федерации
обязан устанавливать исключения из общего предписания об
обязательности применения контрольно-кассовой техники, исходя из
особенностей местонахождения организации и индивидуального
предпринимателя, и тем самым обеспечивать справедливое
согласование указанных выше функциональных целей, на достижение
которых направлен Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт". Представленные доказательства свидетельствуют о том, что
перечисленные в резолютивной части решения населенные пункты
необоснованно отнесены к труднодоступным местностям.
Такой вывод сделан в результате неправильного применения норм
материального права.
Ссылка на обязанность органов государственной власти субъекта
Российской Федерации устанавливать исключения из общего
предписания об обязательности применения контрольно-кассовой
техники правового значения не имеет, поскольку относится к
нормотворчеству, а не судебному нормоконтролю.
Рассматривая дело в порядке главы 24 ГПК РФ, суд должен
руководствоваться ст. 253 ГПК РФ, в соответствии с которой лишь в
случае установления, что оспариваемый нормативный правовой акт или
его часть противоречит федеральному закону либо другому
нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд
признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в
части.
Суд признал, что утвержденный п. 2 постановления правительства
Саратовской области от 22 февраля 2002 г. N 13-П Перечень
населенных пунктов, расположенных в отдаленных или труднодоступных
местностях Саратовской области противоречит абз. 16 п. 3 ст. 2
Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт".
Такой вывод не основан на указанной норме Федерального закона,
которая в обязательном порядке требует применения контрольно-
кассовой техники лишь в городах, районных центрах, поселках
городского типа, в отношении остальных населенных пунктов
предоставляет органам государственной власти субъекта Российской
Федерации право утвердить перечень отдаленных или труднодоступных
местностей, где наличные денежные расчеты могут осуществляться без
применения контрольно-кассовой техники, при этом не толкует на
федеральном уровне понятия "отдаленная и труднодоступная
местность".
С учетом того, что постановление правительства Саратовской
области не противоречит обязательным предписаниям Федерального
закона, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
находит, что суд неправильно применил материальный закон и был не
вправе, рассматривая дело в порядке нормоконтроля, по своему
усмотрению определять, в каких населенных пунктах Саратовской
области наличные денежные расчеты могут осуществляться без
применения контрольно-кассовой техники.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
решение Саратовского областного суда отменила, приняла новое
решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Саратовской
области о признании недействующим п. 2 постановления правительства
Саратовской области от 22 февраля 2002 г. N 13-П "Вопросы
использования контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" в части утверждения перечня отдельных
населенных пунктов отказала.
|