ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 6 апреля 2005 г. N 01-06/10562
ПОЯСНЕНИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ П. 14 МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
О РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛЖНОСТНОГО РЕГЛАМЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО ТАМОЖЕННОГО
ОРГАНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В п. 14 Методических рекомендаций дается ссылка на
административный регламент таможенного органа при установлении
прав, обязанностей и ответственности в должностном регламенте
государственного гражданского служащего за неисполнение
(ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.
До издания административного регламента таможенного органа при
разработке должностного регламента необходимо руководствоваться
Постановлением Правительства от 21.08.2004 N 429 "О Федеральной
таможенной службе", Приказом ФТС России от 12.01.2005 N 7 "Об
утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении
и Общего положения о таможне", зарегистрированным Минюстом России
28.03.2005, рег. N 6442, положениями о соответствующих
подразделениях, а также действующим законодательством Российской
Федерации.
Направляем типовой (примерный) должностной регламент
специалиста, разработанный творческим коллективом Научно-
исследовательского института труда и социального страхования
(прилагается), с целью использования в работе при разработке
должностных регламентов государственных гражданских служащих
таможенных органов Российской Федерации.
Заместитель Руководителя,
генерал-полковник
таможенной службы
Ю.Ф.АЗАРОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
(Извлечение)
5. Типовой (примерный) должностной регламент специалиста
5.1. Общие положения
Раздел "Общие положения" может содержать следующие общие
сведения организационного характера:
Место должности в Реестре государственных должностей
государственной службы.
Непосредственная подчиненность (кому непосредственно
подчиняется данный государственный служащий).
Порядок назначения и освобождения от должности.
Наличие и состав подчиненных (при необходимости).
Порядок замещения (кто замещает данного государственного
служащего во время его отсутствия; кого замещает данный
государственный служащий).
Возможность совмещения должностей и функций.
Нормативная база деятельности гражданского служащего
(Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: от 27 мая
2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской
Федерации" и от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации", иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, указы и распоряжения
Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации, иные федеральные нормативные
правовые акты, касающиеся деятельности государственного органа,
структурного подразделения, государственного служащего,
должностной регламент, в случае, если это необходимо, документы,
регламентирующие работу со служебной информацией, и т.д.)
5.2. Квалификационные требования
5.2.1. К образованию: высшее профессиональное образование.
5.2.2. К стажу работы: стаж работы по специальности не менее
трех лет.
5.2.3. К уровню и характеру знаний: должен знать Конституцию
Российской Федерации; федеральные законы применительно к
исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности;
указы Президента и постановления Правительства Российской
Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие развитие
соответствующей сферы (отрасли) экономики Российской Федерации;
основы экономики, организации труда, производства и управления в
условиях рыночных отношений, передовой отечественный и зарубежный
опыт в области государственного управления; правила делового
этикета; правила внутреннего трудового распорядка, порядок работы
со служебной информацией.
5.2.4. К уровню и характеру навыков: должен уметь работать с
людьми; уметь вести деловые переговоры; иметь развитые навыки
коммуникации; уметь управлять временем; владеть навыками
конструктивной критики; владеть красноречием; владеть навыками
делового письма; уметь внимательно слушать коллег; уметь
эффективно и последовательно организовать работы по взаимосвязям с
другими ведомствами организации, госорганами, субъектами
Российской Федерации, муниципальными образованиями,
государственными и муниципальными служащими, населением; уметь
разрабатывать план конкретных действий; владеть компьютерной и
другой оргтехникой, а также необходимым программным обеспечением,
быть ответственным по отношению к людям, быть отзывчивым; быть
всегда дружелюбным.
5.3. Должностные обязанности специалиста
5.3.1. Целью деятельности является обеспечение повышения уровня
развития курируемой сферы (отрасли) экономики по закрепленным
показателям.
5.3.2. Исходя из задач федерального органа исполнительной
власти выполняет следующие функции:
5.3.2.1. Готовит проекты государственных решений по сложным
перспективным, стратегическим проблемам экономики закрепленного за
ним направления, согласовывает проекты этих решений.
5.3.2.2. Участвует в подготовке предложений по определению
государственной политики по направлению деятельности
соответствующего подразделения (департамента, управления, отдела и
др.), разработке проектов федеральных законов и других нормативных
правовых актов, федеральных программ.
5.3.2.3. Принимает участие в организации, регулировании и
контроле реализации принятых федеральных законов, иных нормативных
правовых актов, федеральных программ; анализирует и прогнозирует
социально-экономическое развитие определенной сферы (отрасли)
экономики Российской Федерации по закрепленному направлению.
5.3.2.4. Подготавливает проекты ответов на запросы
государственных органов Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, а также учреждений, организаций и граждан.
5.3.2.5. Руководит группой специалистов подразделения по одному
из направлений его деятельности, в том числе: планирует,
организует, регулирует и контролирует служебную деятельность
участников такой группы; анализирует: состояние и тенденции
развития курируемой сферы (отрасли) экономики, ее научно-
технический потенциал на основе сбора и обработки информационных
материалов подведомственных предприятий, организаций, учреждений,
организаций; соответствующий зарубежный опыт; практику правового
регулирования отношений в курируемой сфере (отрасли) экономики и
разрабатывает предложения по совершенствованию действующего
законодательства; взаимодействие региональных органов управления с
федеральными.
5.4. Права специалиста
5.4.1. Принимать решения в соответствии с должностными
обязанностями.
5.4.2. По доверенности осуществлять контроль (проверку)
федеральных органов исполнительной власти, учреждений, организаций
в соответствии с законодательством Российской Федерации по
вопросам, относящимся к компетенции федерального органа
исполнительной власти.
5.4.3. Вести переписку с федеральными органами исполнительной
власти, государственным органами субъектов Российской Федерации, а
также предприятиями, учреждениями и организациями Российской
Федерации и предприятиями, учреждениями организациями зарубежных
стран в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Ответственность специалиста
5.5.1. Несет ответственность, установленную российским
законодательством, за: неисполнение или ненадлежащее исполнение
возложенных на него должностных обязанностей; за действия или
бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов
граждан; за несохранение государственной тайны, а также
разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением
должностных обязанностей.
5.5.2. Несет материальную ответственность за возможный
имущественный ущерб, связанный с характером служебной
деятельности.
5.5.3. Несет моральную ответственность за обеспечение
безопасности ведения работ, обусловленную вероятностью несчастных
случаев при выполнении работ в опасных условиях.
5.5.4. Несет административную ответственность за снижение
эффективности коллективного труда.
5.5.5. Несет дисциплинарную ответственность за несвоевременное
выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих
в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных;
за несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных
обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также
учреждений и организаций, государственных органов и органов
местного самоуправления.
5.5.6. Социальная ответственность за:
5.5.6.1. Предупреждение социальных последствий принимаемых
решений.
5.5.6.2. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных
интересов граждан.
5.5.6.3. Выполнение работ, связанных с риском для других людей.
5.6. Перечень вопросов, по которым специалист вправе или обязан
самостоятельно принимать определенные решения
В соответствии со своей компетенцией согласовывает основные
официальные документы согласно следующему перечню:
5.6.1. Инструкция (участие в подготовке) - документ, в котором
излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности
федерального ведомства (например, "Инструкция по технике
безопасности", "Инструкция по ведению делопроизводства",
"Инструкция по работе с документами для служебного пользования" и
т.д.). Утверждается руководителем федерального ведомства или по
его поручению заместителем руководителя федерального ведомства.
5.6.2. Протокол - документ, фиксирующий обсуждение вопросов и
принятие решений на заседаниях коллегиальных органов, совещаниях,
конференциях.
Протокол может быть кратким, если записываются обсуждаемые
вопросы, фамилии докладчиков и выступающих, принятые решения;
полным, когда кроме вопросов и решений в нем содержится краткая
запись выступления докладчиков и участников; стенографическим,
когда ход обсуждений записывается дословно. Обязательному
протоколированию подлежат заседания постоянно действующих
коллегиальных органов (например, коллегий федеральных ведомств).
5.6.3. Извещение - документ, информирующий о предстоящем
мероприятии (например, заседании, конференции) и предлагающий
принять в нем участие.
5.6.4. Заключение (участие в подготовке) - документ, содержащий
мнение, экспертную оценку, вывод учреждения, комиссии или
специалиста по вопросам компетенции федерального органа
исполнительной власти.
5.6.5. Докладная записка - документ, адресованный руководителю
данного или вышестоящего федерального органа исполнительной
власти, содержащий обстоятельное изложение какого-нибудь вопроса с
изложением выводов и предложений составителя.
Докладная записка может быть: инициативной, информационной,
отчетной, профессионально-инициативной, отчетно-инициативной. Она
может быть внутреннего и внешнего обращения. Внешнюю докладную
подписывает руководитель или заместитель руководителя федерального
ведомства, внутреннюю - ее составитель.
В докладной записке могут констатироваться как позитивные, так
и негативные факты, а также излагаются предложения действий,
которые необходимо предпринять в конкретном случае.
5.6.6. Справка - документ, содержащий описание тех или иных
фактов или событий. В справке обычно содержится сообщение об
определенных проверках, обследованиях, командировках и т.д.
Справки бывают служебного и личного характера. Служебные
составляются по указанию, запросу должностного лица или
вышестоящей организации.
5.6.7. Обзор - документ, составленный в целях информации
подведомственных и других организаций о научных и других работах в
той или иной области или о деятельности группы учреждений в
определенный период.
5.6.8. Сводка - документ, представляющий собой сообщение
сведений по одному вопросу (сводки значений предложений и т.д.).
5.6.9. Доклад - документ, содержащий изложение определенных
вопросов, предложений и предназначенный в основном для устного
прочтения.
5.6.10. Предложение - разновидность докладной, содержащей
перечень конкретных предложений по определенному вопросу.
5.6.11. Пояснительная записка - введение или заключение к
какому-либо основному документу (плану, отчету, проекту и т.п.).
Объяснительная записка - письменное изложение причины нарушения
трудовой дисциплины, невыполнения заданий, отступления от
установленных правил работы и т.д.
5.6.12. Отзыв - документ, содержащий мнение учреждения
специалиста по поводу какой-либо работы, присланной на
рассмотрение.
5.6.13. Список - документ, составляемый для регистрации лиц,
предметов и т.д. Составляется в определенном порядке в целях
регистрации или информационных целях.
6.14. Перечень - систематизированное перечисление документов
или иных предметов, объектов или работ, составленное в целях
распространения на них определенных норм и требований.
5.6.15. Правила (участие в подготовке) - служебные документы,
регламентирующие или предписывающие какие-либо действия,
вытекающие из каких-либо норм (например, Основные правила работы
ведомственных архивов).
5.6.16. Тезисы - сформулированная основная мысль, положение
доклада, лекции, статьи первичного документа. Могут быть краткими
и развернутыми. Не содержат пояснений.
5.7. Перечень вопросов, по которым специалист вправе или обязан
участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и
(или) проектов управленческих и иных решений
В соответствии со своей компетенцией принимает участие в
подготовке нормативно-правовых актов:
5.7.1. Законов Российской Федерации по вопросам развития
системы государственной службы (участие в подготовке проектов).
5.7.2. Законов Российской Федерации по вопросам развития
подведомственной сферы (отрасли) экономики (участие в подготовке
проектов).
5.7.3. Указов Президента Российской Федерации по вопросам
развития системы государственной службы (участие в подготовке
проектов).
5.7.4. Указов Президента Российской Федерации по вопросам
развития подведомственной сферы (отрасли) экономики (участие в
подготовке проектов).
5.7.5. Постановлений Правительства Российской Федерации по
вопросам развития системы государственной службы (участие в
подготовке проектов).
5.7.6. Постановлений Правительства Российской Федерации по
вопросам развития подведомственной сферы (отрасли) экономики
(участие в подготовке проектов).
5.7.7. Документов федерального органа по вопросам
соответствующей компетенции.
5.8. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок
согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности
специалиста
5.8.1. Подготовка проектов документов осуществляется в
соответствии с требованиями Инструкции по документационному
обеспечению государственного управления.
5.8.2. Ответственность за подготовку документов несут
руководители соответствующих структурных подразделений,
руководители департаментов, управлений и отделов в соответствии с
их компетенцией.
5.8.3. Не допускается принятие повторных постановлений, если не
выполнены ранее принятые, и постановлений о внесении изменений,
если со дня их принятия прошло не менее 3 месяцев.
5.8.4. Предварительная экспертиза проектов документов
возлагается на Управление организационной, контрольной работы.
5.8.5. В документах должны быть указаны:
- точные наименования организаций-исполнителей, фамилии
руководителей и сроки выполнения заданий;
- поручения о контроле;
- пункт о признании утратившими силу предшествовавших
документов либо их отдельных пунктов, если вновь принимаемый
документ исключает действие ранее принятых;
- пункт о снятии с контроля распорядительного документа в
случае его выполнения или когда новый документ принят (издан)
взамен ранее принятого.
5.8.6. Оформляются документы на специальных бланках
установленного образца.
5.8.8. На оборотной стороне последнего листа проекта
постановления, распоряжения и др. располагаются подписи
согласования (визирования). Приложения к постановлениям
подписываются заместителем руководителя федерального ведомства, в
компетенции которого находится данный вопрос.
5.8.8. Срок рассмотрения проектов документов, представленных на
согласование должностному лицу, не должен превышать двух рабочих
дней.
5.8.9. Замечания заинтересованных организаций, не учтенные
исполнителем, излагаются на отдельном листе (лист разногласий).
При появлении замечаний, имеющих принципиальное значение,
ответственный исполнитель должен заново согласовать проект.
Обеспечение качества составления и оформления проектов
документов, ответственность за точность их содержания, а также
соответствие внесенных изменений и дополнений в проект замечаний
согласующих организаций и структурных подразделений возлагается на
руководителей структурных подразделений, представивших проект на
рассмотрение.
5.8.10. Проекты документов, подготовленные во исполнение
указаний вышестоящих органов, представляются на рассмотрение
руководству в двухнедельный срок после их регистрации, если не
установлен другой срок.
5.8.11. Вопросы, по которым проекты постановлений не
представлены в установленный срок, считаются не подготовленными. В
этом случае ответственные за подготовку проекта постановления
готовят докладную записку на имя руководителя федерального
ведомства с объяснением причин и предложением о переносе срока
рассмотрения вопроса.
5.8.12. Постановления, распоряжения дорабатываются
исполнителем, с учетом высказанных замечаний и предложений, в 2-
дневный срок, кроме случаев, когда устанавливается иной срок.
Ответственность за своевременную доработку постановлений несут
руководители структурных подразделений аппарата федерального
ведомства, готовивших проект.
5.8.13. Документы на подпись представляются Начальником
Управления организационной и контрольной работы.
5.8.14. Датой указанных видов документов является дата их
подписания или регистрации. На совместных документах указывается
единая дата (самая поздняя дата подписания) и проставляется
регистрационный номер, присвоенный каждой организацией, от имени
которой издается документ.
5.8.15. Постановления и распоряжения после их регистрации
сдаются в сектор регистрации и контроля, где они оформляются и
рассылаются согласно списку рассылки в 2-дневный срок.
5.8.16. Внесение каких-либо исправлений в подписанные документы
запрещено.
5.8.17. Подписанные документы тиражируются в соответствии со
списком. Каждый экземпляр рассылаемого документа должен быть
заверен печатью сектора регистрации и контроля.
5.8.18. Замена разосланных экземпляров документов при
обнаружении орфографических и технических ошибок может быть
произведена только с соответствующего разрешения.
5.9. Процедуры служебного взаимодействия специалиста в связи с
исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими в
том же государственном органе, гражданскими служащими других
государственных органов, гражданами и организациями
Осуществляются в порядке, представленном в матричной схеме N 1,
в которой вводятся следующие обозначения видов организационно-
правовых действий по подготовке, согласованию и принятию
управленческих решений, которые имеют следующие обозначения:
ПП - подготовка предложений: сбор, анализ, обобщение,
подготовка и направление исходной информации и предложений,
требуемых для подготовки решения в установленные сроки;
ПР - подготовка проекта решения: организация работ по
подготовке решения, сбор, анализ и обобщение дополнительной
информации, определение круга лиц и организаций, необходимых для
привлечения к участию в подготовке решения и экспертизе проекта
решения, организация экспертизы проекта решения;
УР - участие в обсуждении проекта решения: подготовка замечаний
и предложений, направленных на улучшение качества проекта решения;
СР - согласование проекта решения: рассмотрение проекта
решения, обоснование замечаний и внесение предложений, визирование
проекта решений;
О - обсуждение проекта решения: рассмотрение проекта решения,
внесение замечаний и предложений, выработка коллегиального
решения;
Р - принятие решения: рассмотрение и утверждение документа.
При разработке проектов регламента используются положения,
проекты положений соответствующих подразделений, законодательные
акты, решения органов государственной службы, устав предприятия
или положение о соответствующем органе государственного
управления, другие нормативные документы.
Схема такого регламента представляет собой таблицу матричного
типа, в которой отражены состав и содержание задач и конкретных
функций управления определенной сферой деятельности. По каждой
функции в соответствии с выбранной технологией распределения
полномочий по подготовке, согласованию и принятию решений
устанавливается индексация организационно-правовых действий. Эти
полномочия распределяются между структурными подразделениями и
должностными лицами в соответствии с оптимальной степенью
технологического разделения управленческого труда.
Типовая схема функционального и технологического разделения
труда в аппарате управления для федеральных органов
государственной власти включает работы в следующей
последовательности.
1. Анализ практики применения действующего законодательства в
определенной сфере деятельности и осуществление законодательных
инициатив (при этом выходными документами должны быть концепции и
проекты законодательных актов).
2. Прогнозирование развития соответствующей сферы экономики,
выходной документ - технико-экономическое обоснование прогнозов.
3. Выполнение функций планирования: разработка всех видов
комплексных программ и планов с принятием решений по утверждению
соответствующих документов.
4. Организация, координация и регулирование выполнения всех
положений, отраженных в соответствующих программах; основными
выходными документами при выполнении этих функций должны быть
приказы, решения и постановления коллегиальных органов управления,
рекомендации, методические указания, циркулярные письма.
5. Выполнение функций контроля и анализа; выходными документами
в данном случае являются отчеты, акты, аналитические справки и
доклады.
5.10. Перечень государственных услуг специалиста, оказываемых
гражданам и организациям в соответствии с административным
регламентом государственного органа
Принимает участие в формировании документов по осуществлению
государственных услуг, в том числе:
5.10.1. Выдача генеральных лицензий на осуществление
деятельности по лицензированию деятельности профессиональных
участников рынка соответствующих государственных услуг (участие).
5.10.2. Лицензирование деятельности инвестиционных фондов.
5.10.3. Введение реестра саморегулируемых организаций
профессиональных участников рынка соответствующих государственных
услуг (участие).
5.10.4. Определение стандартов деятельности инвестиционных
фондов и их управляющих компаний на рынке соответствующих
государственных услуг (участие).
5.10.5. Разработка проектов законодательных и иных нормативно-
правовых актов по вопросам регулирования рынка соответствующих
государственных услуг и их лицензирование (участие).
5.10.6. Разработка соответствующих методических рекомендаций по
практике применения законодательства Российской Федерации о рынке
соответствующих государственных услуг (участие).
5.10.7. Ведение реестра выданных, приостановленных и
аннулированных лицензий (участие).
5.10.8. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства
Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов
на рынке соответствующих государственных услуг (участие).
5.10.9. Организация государственной регистрации организаций в
случаях, установленных федеральными законами (участие).
5.10.10. Осуществление проведения государственных
статистических наблюдений в подведомственной сфере (отрасли)
экономики (участие).
5.10.11. Разработка в установленном порядке правил
формирования, применения и регистрации тарифов, взимания сборов в
подведомственной сфере (отрасли) экономики (участие).
5.10.12. Информирование общественности о деятельности выставок
научно-технических достижений, издании специализированных изданий,
бюллетеней, других научно-технических материалов и литературы в
подведомственной сфере (отрасли) экономики (участие).
5.10.13. Создание условий для реализации прав граждан,
организаций и учреждений на обжалование решений (в том числе
нормативных актов), действий и бездействия соответствующих органов
и их должностных лиц (участие).
5.10.14. Принятие мер по устранению причин, порождающих
ущемление прав граждан, учреждений и организаций (участие).
5.10.15. Обеспечение в установленном порядке Президента
Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства
Российской Федерации и иных государственных органов информацией по
функционированию и развитию соответствующей сферы (отрасли)
экономики (участие).
5.10.16. Создание системы обеспечения заинтересованных лиц
информацией и оказание им консультаций по вопросам
функционирования и развития соответствующей сферы (отрасли)
экономики в соответствии с законодательством Российской Федерации
(участие).
5.10.17. Обеспечение в пределах своей компетенции наиболее
важных нормативных правовых актов по соответствующей сфере
(отрасли) экономики (участие).
5.10.18. Обеспечение проведения работ по формированию
общественного мнения по вопросам функционирования и развития
соответствующей сферы (отрасли) экономики (участие).
5.10.19. Определение порядка, организация и осуществление
экспертизы продукции и услуг подведомственной сферы или отрасли
экономики (участие).
5.10.20. Осуществление государственного надзора
функционирования и развития соответствующей сферы или отрасли
экономики на основе единых требований к его организации и
проведению на территории Российской Федерации (участие).
5.10.21. Определение приоритетных направлений деятельности и
организация научно-исследовательских работ, направленных на
развитие соответствующей сферы или отрасли экономики (участие).
5.10.22. Разработка государственных стандартов в пределах своей
компетенции (участие).
5.10.23. Заключение в установленном порядке с организациями и
учреждениями соглашений (договоров) по вопросам развития
соответствующей сферы (отрасли) экономики (участие).
5.11. Показатели эффективности и результативности
профессиональной служебной деятельности специалиста
Показатели эффективности и результативности профессиональной
служебной деятельности гражданского служащего могут иметь как
абсолютные, так и относительные величины.
Абсолютные показатели оценки экономического эффекта принятых и
реализованных государственных решений определяются по формуле:
Эт = Рт - Зт,
где: Эт - экономический эффект за расчетный период;
Рт - стоимостная оценка результатов реализации решения за
расчетный период;
Зт - стоимостная оценка затрат на реализацию решения за
расчетный период.
Определяется доля экономического эффекта за счет трудового
вклада главного специалиста в формирование соответствующих
государственных решений.
|