МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 апреля 2005 г. N 03-417
О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки
России направляет для использования в работе согласованный с
Российской Академией Образования Перечень учебного и компьютерного
оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (далее -
Перечень).
Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию
ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно-
методическими комплектами, печатной продукцией, техническими
средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию
процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных
стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта общего образования.
При формировании содержания Перечня исходили из задач
комплексного использования материально-технических средств
обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к
самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса
акцента на аналитический компонент учебной деятельности,
формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений
работы с различными видами информации и ее источниками.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть
достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому
Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее
время, но и перспективные, создание которых необходимо для
обеспечения введения государственного стандарта общего
образования.
В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего,
общая номенклатура объектов и средств материально-технического
обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа
развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы,
а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться
учебно-методические пособия в связи с введением государственного
образовательного стандарта. Кроме того, в школьную практику
преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том
числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся
системы материально-технического обеспечения учебного процесса.
В описании приводятся рекомендованные технические
характеристики средств информационных и коммуникационных
технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе,
а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости
традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных
материалов, входящих в данный Перечень, в том числе тексты,
комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы, могут быть
представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных)
носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов
повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет
использования интерактивности и возможностей деятельностного
подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить
стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой
стоимости копирования и использования Интернет для
распространения.
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в
расчете на один учебный кабинет. При этом использование
значительной части указанных технических средств связано с
решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-
технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости
класса (25 учащихся).
Для отражения количественных показателей в рекомендациях
используется следующая система символических обозначений:
- Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально
оговоренных случаев);
- К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости
класса);
- Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза
меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух
учащихся);
- П - комплект, необходимый для практической работы в группах,
насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экз.).
Выбор помещения, его рациональная планировка определяются
санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Департамент государственной политики в образовании рекомендует
использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения
общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов
финансирования обучающихся.
Директор
И.И.КАЛИНА
|