ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 апреля 2005 г.
N 12
ОБ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ
ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КРЫМСКОЙ ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ
ЛИХОРАДКОЙ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ И
МЕРАХ ПО ЕЕ ПРОФИЛАКТИКЕ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.Онищенко, отмечаю, что на территории Южного федерального
округа сложилась неблагополучная эпидемиологическая обстановка по
заболеваемости Крымской геморрагической лихорадкой.
Эпидемические проявления Крымской геморрагической лихорадки за
период с 1999 г. по 2004 г. зарегистрированы в семи из 13
субъектов Южного федерального округа России. За эти годы Крымской
геморрагической лихорадкой заболели 427 человек, из них 33 умерли
(7,7%). Наиболее напряженная ситуация сложилась в Ставропольском
крае, где регистрируется до 47%, Республике Калмыкия - 14,5% и
Ростовской области - 13,3% заболевших, зарегистрированных по
Южному федеральному округу.
Наибольшее число больных Крымской геморрагической лихорадкой в
субъектах Южного федерального округа регистрируется в мае - июне
(26,5% и 39,4%, соответственно).
В сезон 2004 г., как и прогнозировалось, эпидемиологическая
ситуация по заболеваемости Крымской геморрагической лихорадкой
оставалась напряженной. Отмечалось раннее начало эпидемического
процесса в Ставропольском крае, где в середине апреля был выявлен
первый больной. В целом по Южному федеральному округу в 2004 г.
зарегистрировано 76 случаев Крымской геморрагической лихорадки
против 77 в 2003 г. Наибольшее число больных выявлено в
Ставропольском крае - 41, в Республике Калмыкия - 15 и в
Ростовской области - 9 больных. В сентябре 2004 г. в Республике
Ингушетия были зарегистрированы 4 случая заболеваний, трое больных
умерли.
Число лиц, обратившихся в лечебно-профилактические учреждения в
связи с укусами клещами, возросло в 2004 г. по сравнению с 2003 г.
на 15% и составило 9936 против 8625 в 2003 г., из них
госпитализированы с провизорной целью - 436 (2003 г. - 315).
Среди заболевших преобладает трудоспособное население в
возрасте от 20 до 50 лет, при этом высокие показатели
заболеваемости отмечались в возрастной группе 20-29 лет. У 70-80%
заболевших заболевание протекает в среднетяжелой форме с
геморрагическим синдромом.
Продолжают иметь место несвоевременная, как клиническая, так и
лабораторная диагностика заболевания. Отсутствует настороженность
медицинских работников к этой инфекции, что приводит к
несвоевременной клинической и лабораторной диагностике, тяжелому
течению инфекции и в ряде случаев к летальным исходам. В связи с
поздним представлением лечебно-профилактическими учреждениями
экстренных извещений о случаях подозрения на заболевание Крымской
геморрагической лихорадкой несвоевременно проводятся
противоэпидемические мероприятия в очагах.
Поздние обращения заболевших за медицинской помощью,
сохраняющаяся среди населения практика снятия и раздавливания
клещей незащищенными руками свидетельствуют о низкой эффективности
разъяснительной работы среди населения.
Характерными особенностями сезона 2004 г. были высокие индексы
обилия H.marginatum на животных в частных хозяйствах.
Среднесезонные показатели заклещеванности крупного рогатого скота
составляли в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях от
0,3 до 4,1, Ставропольском крае и Республике Дагестан - 14,8-17,4.
Наличие антигена возбудителя Крымской геморрагической лихорадки
варьировало от 0,6% исследованных проб клещей в Волгоградской
области до 14% в Ставропольском крае.
Расширению ареала инфекции в природных очагах способствует
позднее начало проведения противоклещевых мероприятий в природных
очагах и акарицидных обработок скота в хозяйствах. В мае 2004 г.
не проводились дезинсекционные обработки в природных очагах в
Астраханской области и Республике Дагестан. При регистрации
заболеваний, преимущественно у работников сельского хозяйства и
лиц, имеющих в индивидуальном пользовании крупный рогатый скот,
акарицидными обработками на 25 мая 2005 года было охвачено не
более 50% учтенного крупного рогатого скота, а в Республике
Калмыкия, Астраханской области и Республике Дагестан от 16 до 35%.
Недостаточными остаются объемы финансовых средств, выделяемых
органами исполнительной власти на проведение мероприятий по
профилактике Крымской геморрагической лихорадки. В Ставропольском
крае, Астраханской области на эти цели из краевого и областного
бюджетов в 2004 г. было выделено 2,9 и 2,1 млн. рублей
соответственно. Общая сумма финансовых средств по Ростовской
области составила 9,35 млн. руб., из них 7 млн. руб. - из средств
муниципальных бюджетов.
По данным ФГУЗ "Ставропольский научно-исследовательский
противочумный институт" максимальное число больных в 2005 году,
как и в предыдущие годы, будет регистрироваться в полупустынной и
степной зонах, однако не исключается регистрация единичных случаев
заболеваний в предгорных ландшафтно-географических участках.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Российской Федерации, своевременного проведения
мероприятий, направленных на предупреждение возникновения
заболеваний Крымской геморрагической лихорадкой на территории
Южного федерального округа и в соответствии с Федеральным законом
от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 05.04.1999, N 14, ст. 1650)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти в
субъектах Российской Федерации Южного федерального округа:
рассмотреть на межведомственных совещаниях готовность
уполномоченных органов к проведению мероприятий, направленных на
предупреждение возникновения и распространения Крымской
геморрагической лихорадки в 2005 году;
изыскать возможность выделения финансовых средств в необходимых
объемах для закупки акарицидных препаратов, в том числе для
обработки крупного рогатого скота в период лактации, на проведение
дератизационных и дезинсекционных мероприятий в природных очагах
инфекции;
потребовать от руководителей органов муниципальной власти
определить объемы и обеспечить своевременное проведение
агротехнических мероприятий, противоклещевых обработок пастбищ,
территорий летнего оздоровительного отдыха детей и рекреационных
зон, акарицидных обработок сельскохозяйственных животных;
обязать руководителей органов муниципальной власти,
уполномоченных органов неукоснительно выполнять предписания
органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по проведению рекультивации
пастбищ, их своевременной смены и других агротехнических
мероприятий, акарицидных обработок сельскохозяйственных животных.
2. Предложить органам государственного ветеринарного и
фитосанитарного надзора в субъектах Российской Федерации Южного
федерального округа установить контроль за закупками акарицидных
препаратов организацией и проведением акарицидных обработок
сельскохозяйственных животных в частных и общественных хозяйствах.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации в Южном федеральном округе, территориальных
управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека субъектов Российской
Федерации в Южном федеральном округе:
подготовить и направить в органы управления здравоохранением
муниципальных образований, органы и организации Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека анализ работы по профилактике Крымской геморрагической
лихорадки в 2004 г.;
провести до 30 апреля 2005 г. семинары для специалистов лечебно-
профилактических учреждений по вопросам клинической, лабораторной
диагностики, лечения и профилактики Крымской геморрагической
лихорадки, обеспечения биологической безопасности;
обеспечить готовность лабораторной базы к проведению
исследований на Крымскую геморрагическую лихорадку, обратив особое
внимание на подготовку кадров, материально техническое оснащение,
обеспечение диагностическими препаратами и средствами
индивидуальной защиты персонала лабораторий;
активизировать работу лечебно-профилактических учреждений;
органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека с населением по вопросам
личной и общественной профилактики Крымской геморрагической
лихорадки, прежде всего, в сельских районах.
4. Руководителям органов управления здравоохранением в
субъектах Российской Федерации Южного федерального округа:
рассмотреть в апреле 2005 г. на заседании коллегии органов
управления здравоохранением вопрос организации медицинской помощи
больным Крымской геморрагической лихорадкой;
установить строгий контроль за работой лечебно-профилактических
учреждений по вопросам профилактики Крымской геморрагической
лихорадки;
поручить руководителям лечебно-профилактических учреждений
взять под личный контроль вопросы своевременности выявления и
госпитализации больных Крымской геморрагической лихорадкой,
проведения лабораторного обследования, оказания им
квалифицированной медицинской помощи, регистрации заболеваний и
представления экстренных извещений о случаях подозрения на это
заболевание в территориальные управления Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
5. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека субъектов Российской Федерации в Южном федеральном
округе:
обеспечить регулярное эпизоотологическое обследование
территорий в природных очагах Крымской геморрагической лихорадки;
усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за
организацией и проведением профилактических и противоэпидемических
мероприятий, направленных на подавление численности носителей и
переносчиков в природных очагах, зонах отдыха населения и летних
детских оздоровительных учреждениях, акарицидными обработками
животных;
усилить контроль за выявлением и своевременностью представления
учреждениями здравоохранения экстренных извещений на случаи
подозрения на заболевание Крымской геморрагической лихорадкой;
ужесточить требовательность к руководителям организаций и
учреждений по обеспечению мероприятий, направленных на
предупреждение возникновения заболеваний Крымской геморрагической
лихорадкой;
шире использовать меры административного воздействия к
руководителям органов муниципальной власти за невыполнение
предписаний органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по организации и
проведению мероприятий, направленных на предупреждение
возникновения заболеваний населения Крымской геморрагической
лихорадкой;
информировать руководителей органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации Южного федерального округа о
случаях невыполнения руководителями органов муниципальной власти
предписаний территориальных управлений Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6. Директору ФГУЗ "Ставропольский научно-исследовательский
противочумный институт" (Ефременко В.И.) оказывать постоянную
практическую и методическую помощь органам управления
здравоохранением, органам и организациям Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в
субъектах Российской Федерации в Южном федеральном округе по
вопросам организации и проведения профилактических и
противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение
возникновения и распространения заболеваний Крымской
геморрагической лихорадкой.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|