ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2005 г. N ВКПИ05-17
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-майора юстиции Шалякина А.С.,
при секретаре майоре юстиции Пилипчуке А.А.,
с участием старшего военного прокурора
отдела 6 управления Главной военной
прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И.,
заявителя майора Х.,
представителя Президента
Российской Федерации
подполковника юстиции Полябина О.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Х. о признании пп. "д" п. 17 статьи 11 Положения о
порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237
"Вопросы прохождения военной службы", в части слов "а также в
случае если в течение года после наложения дисциплинарного
взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии"
прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения
образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло
своей воспитательной роли" недействующим,
установил:
Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным
выше заявлением, в котором оспаривает законность пп. "д" п. 17
статьи 11 этого Положения.
Данная норма устанавливает, что назначение военнослужащего на
низшую воинскую должность производится в порядке реализации
дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в
воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность",
а также в случае если в течение года после наложения
дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном
соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего
поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не
сыграло своей воспитательной роли.
Обосновывая свои требования, заявитель утверждает, что
военнослужащий, на которого наложено дисциплинарное взыскание в
виде "предупреждения о неполном служебном соответствии", может
быть назначен на низшую должность не в течение года, как это
предусматривает оспариваемый им пп. "д" п. 17 статьи 11 Положения,
а и в последующем в любое время, поскольку в этом Указе не указаны
конкретные сроки, по окончании которых данное наказание не
приводится в исполнение.
В частности, на него, Х., Приказом командира войсковой части
95054 от 30 сентября 2002 года N 184, в которой он проходил
военную службу по контракту, было наложено дисциплинарное
взыскание в виде "предупреждения о неполном служебном
соответствии".
Спустя свыше года, 11 февраля 2004 года, приказом командира
вышестоящей войсковой части 63839 он был освобожден от занимаемой
должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание
"майор", и назначен на другую должность со штатом воинского звания
"капитан". Основанием для такого назначения в представлении указан
пп. "д" п. 17 ст. 11 "Положения о порядке прохождения военной
службы".
Следовательно, считает Х., сроки снятия данного взыскания
нормативными документами не определены и в случае назначения
военнослужащего на низшую воинскую должность это взыскание в
соответствии с пп. "д" п. 17 ст. 11 "Положения о порядке
прохождения военной службы" является "пожизненным".
По мнению Х., данная правовая норма в указанной части ущемляет
права военнослужащих и противоречит ст. ст. 95 и 102
Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель Х., настаивая на своих
требованиях, отметил, что, по его мнению, в случае назначения
военнослужащего на низшую должность в соответствии с пп. "д" п. 17
ст. 11 "Положения о порядке прохождения военной службы" не в
порядке реализации дисциплинарного взыскания, а по истечении года
после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о
неполном служебном соответствии" ущемляются права и свободы
военнослужащего, создаются препятствия к обеспечению свободного
развития человека, в частности его служебного роста.
В судебном заседании представитель Президента Российской
Федерации Полябин О.Э. требования заявителя не признал и пояснил,
что согласно ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент
Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые
обязательны для исполнения на всей территории Российской
Федерации. Во исполнение конституционных норм и других федеральных
законов, определяющих порядок прохождения военной службы,
Президент Российской Федерации издал Указ от 16 сентября 1999 года
N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", которым утвердил
Положение "О порядке прохождения военной службы", согласно пп. "д"
п. 17 ст. 11 которого назначение военнослужащего на низшую
воинскую должность производится в порядке реализации
дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в
воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность",
а также в случае если в течение года после наложения
дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном
соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего
поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не
сыграло своей воспитательной роли.
Таким образом, считает представитель Президента Российской
Федерации Полябин О.Э., "предупреждение о неполном служебном
соответствии" является самостоятельной мерой дисциплинарного
воздействия исключительного характера как по смыслу, содержанию и
порядку приведения в исполнение, так и по срокам, процедуре снятия
и по своим последствиям.
Поэтому назначение военнослужащего на низшую воинскую должность
является по сути наступлением определенных неблагоприятных
последствий для конкретного военнослужащего при наличии условий,
соответствующих требованиям абзаца 2 ст. 102 Дисциплинарного
Устава ВС РФ и подпункта "д" п. 17 ст. 11 Положения.
Следовательно, доводы заявителя о необходимости после
"предупреждения о неполном служебном соответствии" представления к
наложению дисциплинарного взыскания "снижение в должности", а не
непосредственно к снижению в должности, "пожизненности" данного
вида наказания, невозможности в дальнейшем его назначения на
высшую воинскую должность - надуманны и какого бы то ни было
отношения к требованиям пп. "д" п. 17 ст. 11 Положения не имеют.
Соответствующий командир (начальник) может с учетом
добросовестности исполнения обязанностей по новой (низшей)
должности и иных критериев оценки способностей военнослужащего
принять решение о назначении его на определенную высшую воинскую
должность.
С учетом изложенного оспариваемый заявителем Х. пп. "д" п. 17
ст. 11 "Положения...." не противоречит ни нормам Дисциплинарного
Устава Вооруженных Сил РФ, ни каким-либо иным нормам действующего
законодательства.
Заслушав заявителя Х., представителя Президента Российской
Федерации подполковника юстиции Полябина О.Э. и заключение
прокурора полковника юстиции Багателии В.И., полагавшего
необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать,
Верховный Суд РФ, исследовав материалы дела, находит, что
требования Х. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы,
согласно ст. 3 Федерального закона "О воинской обязанности и
военной службе", являются Конституция Российской Федерации, этот и
другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности,
военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры
Российской Федерации.
Статьями 36 и 43 названного Закона установлено, что порядок
прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом,
другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения
военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а назначение на воинские должности военнослужащих
производится в соответствии с Положением о порядке прохождения
военной службы.
Согласно ст. 28, п. п. 1, 2 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", военнослужащие в зависимости от характера и
тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную,
административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную
ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или
общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную
ответственность по основаниям и в порядке, которые определены
общевоинскими уставами.
Согласно п. п. "в" и "г" ст. 69 Дисциплинарного Устава
Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года, к
дисциплинарным взысканиям, налагаемым на офицеров, относится и
предупреждение о неполном служебном соответствии и снижение в
должности.
Как следует из ст. 102 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил
РФ, дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном
соответствии - применяется один раз за время пребывания прапорщика
или офицера на занимаемой штатной должности. Если в течение года
после наложения этого взыскания прапорщик или офицер не исправил
свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание
не сыграло своей воспитательной роли, то он представляется в
установленном порядке к снижению в должности или к досрочному
увольнению с военной службы в запас.
В подпункте "д" пункта 17 статьи 11 Положения также
установлено, что назначение военнослужащего на низшую воинскую
должность производится в порядке реализации дисциплинарного
взыскания "снижение в должности" или "снижении в воинском звании
на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае
если в течение одного года после наложения дисциплинарного
взыскания о неполном служебном соответствии прапорщик (мичман) или
офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением
воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.
Следовательно, данная норма Положения определяет лишь повод, а
не порядок назначения военнослужащего на низшую воинскую
должность.
Анализ оспариваемой правовой нормы и статьи 102 Дисциплинарного
Устава Вооруженных Сил РФ, на которую ссылается заявитель,
позволяет сделать вывод о том, что назначение военнослужащего на
низшую должность может быть реализовано по истечении года после
наложения на него дисциплинарного взыскания в виде "предупреждения
о неполном служебном соответствии", поскольку указание годичного
срока относится исключительно к периоду, в течение которого
подлежит оценке исполнение военнослужащим своих служебных
обязанностей, в ходе чего он должен исправить поведение образцовым
выполнением воинского долга, а указанное дисциплинарное взыскание
- сыграть свою воспитательную роль.
На основании этой оценки командир должен принять решение о
снятии взыскания либо о представлении военнослужащего к снижению в
должности.
Таким образом, законодательством четко определено, что
неблагоприятные последствия применения взыскания "предупреждение о
неполном служебном соответствии" наступают для виновного по
истечении года после его наложения. При этом, в сравнении с
дисциплинарным взысканием "снижение в должности" или "досрочное
увольнение в запас", предупреждение о неполном служебном
соответствии является наказанием, предоставляющим возможность
военнослужащему своим добросовестным отношением к службе избежать
применения к нему упомянутых санкций по истечении года.
К тому же право военнослужащего, сниженного в дисциплинарном
порядке в должности, на назначение на вышестоящую должность,
вопреки утверждению заявителя, не ограничивается. В соответствии с
п. 18 ст. 11 Положения после снятия этого взыскания военнослужащий
может быть назначен на высшую воинскую должность.
Довод заявителя о том, что отсутствие в Положении конкретных
сроков для представления к назначению на низшую должность по
истечении года военнослужащего, имеющего взыскание "предупреждение
о неполном служебном соответствии", якобы дает возможность
командованию решать вопрос о применении этого наказания в любой
момент прохождения военной службы, является надуманным и
несостоятельным.
Сроки наложения и порядок приведения в исполнение
дисциплинарных взысканий указаны в ст. ст. 88 и 95 Дисциплинарного
Устава ВС РФ. Несоблюдение этих сроков командованием при
привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, так
же, как и обоснованность решения о снижении в должности, является
поводом для обращения в суд для восстановления нарушенного права и
не может являться предметом данного спора.
Следовательно, Президент Российской Федерации, утверждая
Положение о порядке прохождения военной службы и устанавливая в
нем соответствующие правовые нормы, определяющие порядок
назначения военнослужащего на низшую воинскую должность,
действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии
с Конституцией РФ и другими федеральными законами в области
статуса военнослужащих и военной службы.
Поэтому оспариваемый Х. пп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о
порядке прохождения военной службы не противоречит нормам
Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, ни каким-либо иным
нормам действующего законодательства и не может рассматриваться
как нарушающий его конституционные права.
К тому же и оспариваемый заявителем пп. "д" п. 17 ст. 11
Положения о порядке прохождения военной службы, и Дисциплинарный
Устав ВС РФ утверждены одним и тем же должностным лицом -
Президентом Российской Федерации, обладают одинаковой юридической
силой и не имеют приоритета друг над другом.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
решил:
В удовлетворении заявления Х. о признании недействующим пп. "д"
п. 17 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16
сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", в
части слов "а также в случае если в течение года после наложения
дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном
соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего
поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не
сыграло своей воспитательной роли" отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено
кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.ШАЛЯКИН
|