Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.03.2005 N ВКПИ05-17 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДПУНКТА "Д" ПУНКТА 17 СТАТЬИ 11 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 16.09.1999 N 1237

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 30 марта 2005 г. N ВКПИ05-17
                                   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации
       генерал-майора юстиции                          Шалякина А.С.,
       при секретаре майоре юстиции                   Пилипчуке А.А.,
       с участием старшего военного прокурора
       отдела 6 управления Главной военной
       прокуратуры полковника юстиции                 Багателии В.И.,
       заявителя майора                                           Х.,
       представителя Президента
       Российской Федерации
       подполковника юстиции                           Полябина О.Э.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  Х.  о  признании пп. "д" п. 17  статьи  11  Положения  о
   порядке   прохождения   военной   службы,   утвержденного    Указом
   Президента  Российской Федерации от 16 сентября 1999  года  N  1237
   "Вопросы  прохождения  военной службы", в части  слов  "а  также  в
   случае   если   в  течение  года  после  наложения  дисциплинарного
   взыскания   "предупреждение  о  неполном  служебном   соответствии"
   прапорщик   (мичман)  или  офицер  не  исправил  своего   поведения
   образцовым  выполнением  воинского долга  и  взыскание  не  сыграло
   своей воспитательной роли" недействующим,
   
                              установил:
   
       Х.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с  указанным
   выше  заявлением, в котором оспаривает законность  пп.  "д"  п.  17
   статьи 11 этого Положения.
       Данная  норма устанавливает, что назначение военнослужащего  на
   низшую   воинскую  должность  производится  в  порядке   реализации
   дисциплинарного  взыскания "снижение в должности" или  "снижение  в
   воинском  звании на одну ступень с переводом на низшую  должность",
   а   также   в   случае   если  в  течение  года   после   наложения
   дисциплинарного  взыскания  "предупреждение  о  неполном  служебном
   соответствии"  прапорщик  (мичман) или офицер  не  исправил  своего
   поведения  образцовым выполнением воинского долга  и  взыскание  не
   сыграло своей воспитательной роли.
       Обосновывая   свои   требования,  заявитель   утверждает,   что
   военнослужащий,  на  которого наложено дисциплинарное  взыскание  в
   виде  "предупреждения  о  неполном служебном  соответствии",  может
   быть  назначен  на  низшую должность не в  течение  года,  как  это
   предусматривает оспариваемый им пп. "д" п. 17 статьи 11  Положения,
   а  и в последующем в любое время, поскольку в этом Указе не указаны
   конкретные   сроки,  по  окончании  которых  данное  наказание   не
   приводится в исполнение.
       В  частности,  на него, Х., Приказом командира войсковой  части
   95054  от  30  сентября  2002 года N 184,  в  которой  он  проходил
   военную   службу   по   контракту,  было  наложено   дисциплинарное
   взыскание    в   виде   "предупреждения   о   неполном    служебном
   соответствии".
       Спустя  свыше  года,  11 февраля 2004 года, приказом  командира
   вышестоящей  войсковой части 63839 он был освобожден от  занимаемой
   должности,   для  которой  штатом  предусмотрено  воинское   звание
   "майор", и назначен на другую должность со штатом воинского  звания
   "капитан". Основанием для такого назначения в представлении  указан
   пп.  "д"  п.  17  ст.  11 "Положения о порядке прохождения  военной
   службы".
       Следовательно,  считает  Х.,  сроки  снятия  данного  взыскания
   нормативными  документами  не  определены  и  в  случае  назначения
   военнослужащего  на  низшую  воинскую  должность  это  взыскание  в
   соответствии  с  пп.  "д"  п.  17  ст.  11  "Положения  о   порядке
   прохождения военной службы" является "пожизненным".
       По  мнению Х., данная правовая норма в указанной части ущемляет
   права   военнослужащих   и  противоречит   ст.   ст.   95   и   102
   Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
       В   судебном  заседании  заявитель  Х.,  настаивая   на   своих
   требованиях,  отметил,  что,  по его мнению,  в  случае  назначения
   военнослужащего на низшую должность в соответствии с пп. "д" п.  17
   ст.  11  "Положения  о  порядке прохождения военной  службы"  не  в
   порядке  реализации дисциплинарного взыскания, а по истечении  года
   после   наложения   дисциплинарного  взыскания  "предупреждение   о
   неполном   служебном  соответствии"  ущемляются  права  и   свободы
   военнослужащего,  создаются препятствия  к  обеспечению  свободного
   развития человека, в частности его служебного роста.
       В   судебном   заседании  представитель  Президента  Российской
   Федерации  Полябин О.Э. требования заявителя не признал и  пояснил,
   что  согласно  ст.  90  Конституции Российской Федерации  Президент
   Российской   Федерации   издает  указы  и   распоряжения,   которые
   обязательны   для   исполнения   на  всей   территории   Российской
   Федерации.  Во исполнение конституционных норм и других федеральных
   законов,   определяющих   порядок   прохождения   военной   службы,
   Президент Российской Федерации издал Указ от 16 сентября 1999  года
   N  1237  "Вопросы  прохождения военной  службы",  которым  утвердил
   Положение "О порядке прохождения военной службы", согласно пп.  "д"
   п.   17  ст.  11  которого  назначение  военнослужащего  на  низшую
   воинскую    должность    производится    в    порядке    реализации
   дисциплинарного  взыскания "снижение в должности" или  "снижение  в
   воинском  звании на одну ступень с переводом на низшую  должность",
   а   также   в   случае   если  в  течение  года   после   наложения
   дисциплинарного  взыскания  "предупреждение  о  неполном  служебном
   соответствии"  прапорщик  (мичман) или офицер  не  исправил  своего
   поведения  образцовым выполнением воинского долга  и  взыскание  не
   сыграло своей воспитательной роли.
       Таким  образом,  считает  представитель  Президента  Российской
   Федерации   Полябин  О.Э.,  "предупреждение  о  неполном  служебном
   соответствии"   является  самостоятельной   мерой   дисциплинарного
   воздействия  исключительного характера как по смыслу, содержанию  и
   порядку приведения в исполнение, так и по срокам, процедуре  снятия
   и по своим последствиям.
       Поэтому назначение военнослужащего на низшую воинскую должность
   является   по   сути   наступлением  определенных   неблагоприятных
   последствий  для  конкретного военнослужащего при наличии  условий,
   соответствующих   требованиям  абзаца  2  ст.  102  Дисциплинарного
   Устава ВС РФ и подпункта "д" п. 17 ст. 11 Положения.
       Следовательно,   доводы   заявителя   о   необходимости   после
   "предупреждения о неполном служебном соответствии" представления  к
   наложению  дисциплинарного взыскания "снижение в должности",  а  не
   непосредственно  к  снижению в должности,  "пожизненности"  данного
   вида  наказания,  невозможности  в  дальнейшем  его  назначения  на
   высшую  воинскую  должность - надуманны и  какого  бы  то  ни  было
   отношения к требованиям пп. "д" п. 17 ст. 11 Положения не имеют.
       Соответствующий   командир   (начальник)   может    с    учетом
   добросовестности   исполнения  обязанностей   по   новой   (низшей)
   должности  и  иных  критериев  оценки способностей  военнослужащего
   принять  решение  о назначении его на определенную высшую  воинскую
   должность.
       С  учетом изложенного оспариваемый заявителем Х. пп. "д" п.  17
   ст.  11  "Положения...." не противоречит ни нормам  Дисциплинарного
   Устава  Вооруженных Сил РФ, ни каким-либо иным нормам  действующего
   законодательства.
       Заслушав  заявителя  Х.,  представителя  Президента  Российской
   Федерации   подполковника  юстиции  Полябина  О.Э.   и   заключение
   прокурора    полковника   юстиции   Багателии   В.И.,   полагавшего
   необходимым   в   удовлетворении  требований  заявителя   отказать,
   Верховный   Суд  РФ,  исследовав  материалы  дела,   находит,   что
   требования Х. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
       Правовой   основой  воинской  обязанности  и  военной   службы,
   согласно  ст.  3  Федерального закона  "О  воинской  обязанности  и
   военной службе", являются Конституция Российской Федерации, этот  и
   другие   федеральные  законы  и  иные  нормативные  правовые   акты
   Российской  Федерации  в  области  обороны,  воинской  обязанности,
   военной  службы  и  статуса военнослужащих, международные  договоры
   Российской Федерации.
       Статьями  36  и 43 названного Закона установлено,  что  порядок
   прохождения  военной службы определяется этим Федеральным  законом,
   другими  федеральными  законами, Положением о  порядке  прохождения
   военной  службы  и  иными нормативными правовыми актами  Российской
   Федерации,   а  назначение  на  воинские  должности  военнослужащих
   производится  в  соответствии с Положением  о  порядке  прохождения
   военной службы.
       Согласно  ст.  28,  п. п. 1, 2 Федерального закона  "О  статусе
   военнослужащих",  военнослужащие  в  зависимости  от  характера   и
   тяжести    совершенного   правонарушения   несут    дисциплинарную,
   административную,  материальную,  гражданско-правовую  и  уголовную
   ответственность.
       За  проступки,  связанные с нарушением воинской дисциплины  или
   общественного    порядка,   военнослужащие   несут   дисциплинарную
   ответственность  по  основаниям  и в  порядке,  которые  определены
   общевоинскими уставами.
       Согласно  п.  п.  "в"  и  "г"  ст.  69  Дисциплинарного  Устава
   Вооруженных   Сил   Российской  Федерации,   утвержденного   Указом
   Президента  Российской  Федерации  от  14  декабря  1993  года,   к
   дисциплинарным  взысканиям, налагаемым  на  офицеров,  относится  и
   предупреждение  о  неполном  служебном соответствии  и  снижение  в
   должности.
       Как  следует из ст. 102 Дисциплинарного Устава Вооруженных  Сил
   РФ,  дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном
   соответствии - применяется один раз за время пребывания  прапорщика
   или  офицера  на занимаемой штатной должности. Если в течение  года
   после  наложения этого взыскания прапорщик или офицер  не  исправил
   свое  поведение образцовым выполнением воинского долга и  взыскание
   не  сыграло  своей  воспитательной роли,  то  он  представляется  в
   установленном  порядке  к  снижению в должности  или  к  досрочному
   увольнению с военной службы в запас.
       В   подпункте   "д"   пункта  17  статьи  11  Положения   также
   установлено,  что  назначение военнослужащего  на  низшую  воинскую
   должность   производится   в  порядке  реализации   дисциплинарного
   взыскания  "снижение в должности" или "снижении в  воинском  звании
   на  одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае
   если   в   течение  одного  года  после  наложения  дисциплинарного
   взыскания о неполном служебном соответствии прапорщик (мичман)  или
   офицер   не   исправил  своего  поведения  образцовым   выполнением
   воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.
       Следовательно, данная норма Положения определяет лишь повод,  а
   не   порядок   назначения  военнослужащего   на   низшую   воинскую
   должность.
       Анализ оспариваемой правовой нормы и статьи 102 Дисциплинарного
   Устава   Вооруженных  Сил  РФ,  на  которую  ссылается   заявитель,
   позволяет  сделать  вывод о том, что назначение военнослужащего  на
   низшую  должность  может быть реализовано по истечении  года  после
   наложения  на него дисциплинарного взыскания в виде "предупреждения
   о  неполном  служебном соответствии", поскольку указание  годичного
   срока   относится  исключительно  к  периоду,  в  течение  которого
   подлежит   оценке   исполнение   военнослужащим   своих   служебных
   обязанностей, в ходе чего он должен исправить поведение  образцовым
   выполнением  воинского долга, а указанное дисциплинарное  взыскание
   - сыграть свою воспитательную роль.
       На  основании  этой  оценки командир должен принять  решение  о
   снятии взыскания либо о представлении военнослужащего к снижению  в
   должности.
       Таким   образом,   законодательством  четко   определено,   что
   неблагоприятные последствия применения взыскания "предупреждение  о
   неполном   служебном  соответствии"  наступают  для  виновного   по
   истечении  года  после  его наложения.  При  этом,  в  сравнении  с
   дисциплинарным  взысканием  "снижение в должности"  или  "досрочное
   увольнение   в   запас",   предупреждение  о   неполном   служебном
   соответствии   является  наказанием,  предоставляющим   возможность
   военнослужащему  своим добросовестным отношением к службе  избежать
   применения к нему упомянутых санкций по истечении года.
       К  тому  же  право военнослужащего, сниженного в дисциплинарном
   порядке  в  должности,  на  назначение  на  вышестоящую  должность,
   вопреки утверждению заявителя, не ограничивается. В соответствии  с
   п.  18 ст. 11 Положения после снятия этого взыскания военнослужащий
   может быть назначен на высшую воинскую должность.
       Довод  заявителя  о том, что отсутствие в Положении  конкретных
   сроков  для  представления  к назначению  на  низшую  должность  по
   истечении  года военнослужащего, имеющего взыскание "предупреждение
   о   неполном   служебном  соответствии",  якобы  дает   возможность
   командованию  решать вопрос о применении этого  наказания  в  любой
   момент   прохождения   военной  службы,   является   надуманным   и
   несостоятельным.
       Сроки    наложения   и   порядок   приведения   в    исполнение
   дисциплинарных  взысканий указаны в ст. ст. 88 и 95 Дисциплинарного
   Устава   ВС   РФ.   Несоблюдение  этих  сроков  командованием   при
   привлечении  военнослужащих к дисциплинарной  ответственности,  так
   же,  как  и обоснованность решения о снижении в должности, является
   поводом для обращения в суд для восстановления нарушенного права  и
   не может являться предметом данного спора.
       Следовательно,   Президент  Российской   Федерации,   утверждая
   Положение  о  порядке прохождения военной службы и  устанавливая  в
   нем    соответствующие   правовые   нормы,   определяющие   порядок
   назначения    военнослужащего   на   низшую   воинскую   должность,
   действовал  в  рамках предоставленных ему полномочий в соответствии
   с  Конституцией  РФ  и  другими  федеральными  законами  в  области
   статуса военнослужащих и военной службы.
       Поэтому  оспариваемый  Х. пп. "д" п.  17  ст.  11  Положения  о
   порядке   прохождения   военной  службы  не   противоречит   нормам
   Дисциплинарного  Устава  Вооруженных Сил  РФ,  ни  каким-либо  иным
   нормам  действующего  законодательства и не  может  рассматриваться
   как нарушающий его конституционные права.
       К  тому  же  и  оспариваемый заявителем пп. "д" п.  17  ст.  11
   Положения  о  порядке прохождения военной службы, и  Дисциплинарный
   Устав  ВС  РФ  утверждены  одним  и  тем  же  должностным  лицом  -
   Президентом  Российской Федерации, обладают одинаковой  юридической
   силой и не имеют приоритета друг над другом.
       Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
   
                                решил:
   
       В удовлетворении заявления Х. о признании недействующим пп. "д"
   п.  17  статьи  11 Положения о порядке прохождения военной  службы,
   утвержденного   Указом  Президента  Российской  Федерации   от   16
   сентября  1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы",  в
   части  слов  "а также в случае если в течение года после  наложения
   дисциплинарного  взыскания  "предупреждение  о  неполном  служебном
   соответствии"  прапорщик  (мичман) или офицер  не  исправил  своего
   поведения  образцовым выполнением воинского долга  и  взыскание  не
   сыграло своей воспитательной роли" отказать.
       Решение  может  быть обжаловано и на него может быть  принесено
   кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного  Суда
   Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                             А.ШАЛЯКИН
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz