ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2005 года
Дело N 54-Г05-5
(извлечение)
Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа N 13-
ОкЗ "О статусе депутата Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа" принят 27 июня 2000 г. и опубликован в газете
"Таймыр" 7 сентября 2000 г.
Статьей 39 Закона предусмотрено, что жизнь и здоровье депутата
подлежат государственному страхованию за счет окружного бюджета на
сумму годового должностного вознаграждения соответствующего
депутата.
Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы
в случаях:
а) гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) наступила
вследствие телесных повреждений или иного повреждения его
здоровья;
б) причинения депутату увечья или иного повреждения здоровья,
как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших
стойкую утрату трудоспособности.
Пунктом 41.5 ст. 41 Закона предусмотрено, что депутату,
имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной
пенсии по старости (включая пенсию на льготных условиях),
полномочия которого прекращаются в связи с роспуском Думы, с его
согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее
чем за два года до установленного законодательством Российской
Федерации пенсионного возраста.
Прокурор автономного округа обратился в суд Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству названных положений
Закона, ссылаясь на то, что возможность обязательного
государственного страхования депутатов законодательных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, назначение
пенсии по старости до достижения пенсионного возраста противоречат
закону, так как названные вопросы подлежат регулированию нормами
федерального законодательства.
Решением Суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
округа от 17 декабря 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора ставился вопрос об
отмене решения как незаконного.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 30
марта 2005 г. представление удовлетворила, указав следующее.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался
на то, что ввиду отсутствия специального федерального закона,
регулирующего вопросы, связанные со статусом депутата
законодательного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, субъект Российской Федерации вправе осуществлять
собственное правовое регулирование в данной сфере отношений,
исходя из природы совместной компетенции Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской
Федерации вправе установить для депутата законодательного органа
любые гарантии, в том числе и такие, которые оспаривает прокурор.
Однако суд первой инстанции неправильно применил нормы
материального права, поскольку расширительное толкование положений
ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" не должно применяться при регулировании названных
правоотношений.
В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской
Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать
социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем установление гарантий деятельности депутатов
законодательных органов субъекта Российской Федерации должно
системно толковаться и применяться в совокупности с положениями
федеральных законов, регулирующих общественные отношения,
относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных
интересов граждан и интересов государства законом может быть
установлено обязательное государственное страхование жизни,
здоровья и имущества государственных служащих определенных
категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется
за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего
бюджета министерствами и иными федеральными органами
исполнительной власти (страхователями).
Гражданское законодательство в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ состоит из
Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в
соответствии с ним иных федеральных законов (законов),
регулирующих гражданские правоотношения.
С учетом изложенного осуществление обязательного
государственного страхования возможно в отношении отдельных
категорий государственных служащих и может быть установлено только
федеральными законами.
Нормами Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" возможность
установления законом субъекта Российской Федерации обязательного
государственного страхования депутатов законодательных органов
власти субъектов Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, положения Закона субъекта Российской Федерации
об обязательном государственном страховании депутатов
законодательных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации противоречат вышеназванному федеральному
законодательству.
В силу ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с последующими
изменениями и дополнениями) трудовые пенсии устанавливаются и
выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты
трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения
изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ст. 7 данного Закона условиями назначения трудовой
пенсии по старости являются достижение определенного возраста
(мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) и наличие не менее пяти лет
страхового стажа.
Нормами ст. ст. 27 и 28 Закона определены случаи назначения
трудовой пенсии ранее достижения необходимого возраста для
назначения пенсии. Однако возможность установления правовыми
актами субъекта Российской Федерации назначения пенсии по старости
депутатам законодательных органов государственной власти субъекта
Российской Федерации ранее достижения ими пенсионного возраста не
предусмотрена.
В ст. 41 Закона округа нет нормы о том, что пенсия по старости
или на льготных условиях выплачивается за счет средств окружного
бюджета.
Нормы п. 5 ст. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" (в соответствии с которыми отношения,
связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов
и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и актами организаций) не подлежат
применению к правоотношениям, регулируемым ст. 41 Закона округа,
так как последняя не предусматривает выплат пенсии по старости или
на льготных условиях за счет средств окружного бюджета.
Таким образом, установление в Законе округа нормы, касающейся
возможности назначения пенсии по старости до достижения
пенсионного возраста, противоречит федеральному законодательству.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
решение Суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
отменила, вынесла новое решение, которым признала недействующими
ст. 39, п. 41.5 ст. 41 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа "О статусе депутата Думы Таймырского (Долгано-
Ненецкого) автономного округа" со дня вступления настоящего
решения суда в законную силу.
|