КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2005 г. N 112-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА МЕДВЕДЕВА ГЕННАДИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ РЯДА
ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д.
Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Г.А. Медведева вопрос о
возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
гражданин Г.А. Медведев - офицер в отставке оспаривает
конституционность отдельных нормативных положений следующих
правовых актов:
Правил выпуска и погашения государственных жилищных
сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Федеральной
целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"
(утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от
19 марта 2002 г. N 168), в соответствии с которыми право на
получение жилищного сертификата имеют граждане Российской
Федерации, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания
на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные
в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий
(абзац первый пункта 5 раздела I); основаниями для признания в
установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных
условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного
проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами
являются отсутствие жилого помещения для постоянного проживания и
проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой
площади для постоянного проживания (подпункты "а" и "в" пункта 7
раздела I); в состав комиссии, создаваемой для организации работы,
связанной с выдачей сертификатов гражданам - участникам Программы,
рекомендуется включать представителей общественных объединений
граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов
внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-
исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации,
а также представителей органов, осуществляющих государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 28
раздела II);
Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР
(утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984
г. N 335), в соответствии с которыми к заявлению о принятии на
учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
прилагаются выписка из домовой книги, копия финансового лицевого
счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической
инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы,
относящиеся к решению данного вопроса (пункт 12 раздела III);
перед предоставлением жилых помещений граждане должны вновь
представить документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих
Правил, а также письменное обязательство совершеннолетних членов
семьи об освобождении ими после получения жилого помещения ранее
занимаемой жилой площади (пункт 33 раздела V);
Федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты" (утверждена Постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 января 1998 г. N 71), Правил учета военнослужащих,
подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с
военной службы в запас или в отставку и службы в органах
внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной
противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений
или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте
жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054), а также подпрограммы
"Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы,
входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -
2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 ноября 2003 г. N 700), в той части, в которой ими
устанавливается, что основаниями для признания граждан
нуждающимися в улучшении жилищных условий являются отсутствие у
них жилых помещений для постоянного проживания на территории
Российской Федерации и за ее пределами либо проживание на условиях
поднайма (коммерческого найма) при отсутствии другого жилого
помещения для постоянного проживания.
Как следует из представленных материалов, начальник жилищного
отдела администрации города Сызрань для предоставления Г.А.
Медведеву жилищного сертификата потребовала от него справки о
регистрации по месту жительства, об отсутствии у него частных
строений и другого жилого помещения, а также о составе семьи. Г.А.
Медведев, считая, что сведения о регистрации по месту жительства и
о составе семьи отражены в его паспорте, а данные об отсутствии у
него другой жилой площади имеются в ранее представленных
документах, обжаловал действия начальника жилищного отдела в
судебном порядке, однако решением Сызранского городского суда
Самарской области от 12 июля 2002 года жалоба Г.А. Медведева
оставлена без удовлетворения. Суд указал, что пунктом 7 Правил
выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов,
выдаваемых гражданам - участникам Федеральной целевой программы
"Государственные жилищные сертификаты" установлено, что лицо,
претендующее на получение жилищного сертификата для улучшения
жилищных условий, должно представить документы об отсутствии у
него жилого помещения для постоянного проживания, что
подтверждается справками БТИ и регистрационной палаты; справка о
составе семьи необходима, поскольку жилая площадь предоставляется
на всех членов семьи.
Требование Г.А. Медведева о проведении общего собрания
очередников для выборов общественной жилищной комиссии и признании
незаконными действий должностных лиц администрации города Сызрани
по реализации Федеральной целевой программы "Государственные
жилищные сертификаты", поскольку такая работа должна
осуществляться общественной жилищной комиссией, решением
Сызранского городского суда Самарской области от 20 ноября 2003
года оставлено без удовлетворения. При этом суд указал, что
администрацией в целях реализации указанной Программы создана
комиссия, состав и организация работы которой соответствуют
требованиям действующих нормативных правовых актов, в том числе
Правилам выпуска и погашения государственных жилищных
сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Федеральной
целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004
года Г.А. Медведеву в принятии заявлений о признании
недействующими положений названных Постановлений Правительства
Российской Федерации к производству Верховного Суда Российской
Федерации отказано.
По мнению заявителя, указанные нормы, незаконно возлагающие на
граждан, уволенных с военной службы и имеющих право на получение
жилого помещения в собственность за счет средств государства путем
получения государственного жилищного сертификата, дополнительные
обязанности и требования - предоставить справки о составе семьи,
об отсутствии частных строений и других жилых помещений для
постоянного проживания, - не предусмотренные Федеральным законом
"О статусе военнослужащих", нарушают порядок, условия и основания
признания граждан нуждающимися в получении жилого помещения,
определенные Конституцией Российской Федерации и Федеральным
законом "О статусе военнослужащих", и не соответствуют статьям 1
(часть 1), 2, 7 (часть 1), 18, 40 (части 1 и 3), 46 (части 1, 2 и
3) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, пункт 28 Правил выпуска и погашения государственных
жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам
Федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты", противоречит статьям 3 (часть 2), 31 и 32 (части 1 и
2) Конституции Российской Федерации, поскольку не предполагает
возможность включения лиц, имеющих право на получение
государственных жилищных сертификатов, в состав комиссии,
создаваемой для организации работы, связанной с выдачей
сертификатов гражданам - участникам Программы.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации на
основании части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял
Г.А. Медведева о том, что его жалоба не соответствует требованиям
названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив
представленные Г.А. Медведевым материалы, не находит оснований для
принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации
каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной
власти и органы местного самоуправления создают условия для
осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным
указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в
соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Названными конституционными нормами не определяются условия и
порядок предоставления гражданам жилья, а также основания
признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т")
Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид
федеральной государственной службы, что обусловливает и особый
правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в
порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе
специального законодательства и по специальным правилам. Так,
установление различных форм обеспечения жильем военнослужащих,
определение правовых оснований его предоставления и круга
субъектов, его получающих, осуществлено федеральным законодателем
в пределах его полномочий в Федеральном законе "О статусе
военнослужащих", нормы которого реализуются в соответствии с иными
нормативными актами, в том числе с постановлениями Правительства
Российской Федерации.
В силу пункта 7 Правил выпуска и погашения государственных
жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам
Федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты", граждане могут быть признаны в установленном порядке
нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия
жилых помещений для постоянного проживания на территории
Российской Федерации и за ее пределами (подпункт "а") либо
проживания на условиях поднайма при отсутствии другой жилой
площади для постоянного проживания (подпункт "в"). Таким образом,
данные положения направлены на защиту прав указанных в них
категорий граждан и не могут рассматриваться как нарушающие
конституционное право на жилище.
Выяснение же того, соответствуют ли оспариваемые положения
Федеральному закону "О статусе военнослужащих", выходит за рамки
полномочий Конституционного Суда Российской Федерации,
определенных статьей 125 Конституции Российской Федерации и
статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации".
3. Оспаривая конституционность пункта 28 Правил выпуска и
погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых
гражданам - участникам Федеральной целевой программы
"Государственные жилищные сертификаты", заявитель, как следует из
содержания жалобы и приложенных к ней материалов, фактически
ставит вопрос о необходимости включения в состав комиссии,
создаваемой для организации работы по реализации Программы
"Государственные жилищные сертификаты", граждан - участников
данной Программы. Разрешение указанного вопроса может быть
осуществлено путем внесения соответствующих дополнений и изменений
в оспариваемое положение, что также не относится к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации. Кроме того, данная
норма носит рекомендательный характер и не исключает возможность
включения в состав комиссии, создаваемой для организации работы,
связанной с выдачей сертификатов гражданам - участникам Программы,
лиц, имеющих право на получение государственных жилищных
сертификатов, в качестве представителей общественных объединений
граждан, уволенных с военной службы.
Что касается других оспариваемых Г.А. Медведевым норм, то их
применение в конкретном деле заявителя судом или иным органом,
разрешающим дело по существу, какими-либо документами не
подтверждается.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Медведева Геннадия Анатольевича, поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение
поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской
Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|