ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2005 г. N 10
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА АВТОТРАНСПОРТОМ
И УМЕНЬШЕНИЕМ ВЛИЯНИЯ ЕГО НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты социально-гигиенического
мониторинга за качеством атмосферного воздуха, установил.
В настоящее время около 2/3 населения страны проживает на
территории, где состояние атмосферного воздуха не соответствует
гигиеническим нормативам.
Под воздействием повышенных, по сравнению с гигиеническими
нормативами, концентраций вредных веществ продолжает проживать
около 30 млн. человек в крупных и средних городах Российской
Федерации с развитой промышленностью и автотранспортом.
Большая часть населения подвергается воздействию высоких
концентраций взвешенных веществ, бенз(а)пирена, формальдегида,
углеводородов, бензола, сероводорода, меркаптана, свинца, азота
оксидов, оксида углерода (Республика Марий Эл, Новосибирская
область, Республика Северная Осетия - Алания, Кемеровская область,
Псковская область, Республика Калмыкия, Саратовская область, г.
Москва, Мурманская, Рязанская, Липецкая, Свердловская,
Волгоградская области).
Почти в половине субъектов Российской Федерации регистрируются
превышения концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе,
составляющие более 5 ПДК.
Значительное место в загрязнении атмосферного воздуха
продолжает занимать автомобильный транспорт. Ежегодно количество
транспортных единиц в субъектах Российской Федерации увеличивается
в среднем на 30 - 40%.
Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха
составляет 50 - 80% и более от общего количества вредных веществ,
поступающих в атмосферный воздух (Воронежская область, г. Москва,
Курская область, Ставропольский край, г. Санкт-Петербург и др.).
Сложившаяся ситуация усложняется тем, что эксплуатируемый на
дорогах Российской Федерации автотранспорт не отвечает требованиям
европейских стандартов (25 - 30% эксплуатируемых автомобилей не
соответствует установленным экологическим нормам), продолжает
оставаться низким качество автомобильного топлива.
В зоне жилой застройки рядом с автомагистралями обнаруживаются
превышения предельно допустимых концентраций взвешенных веществ,
азота диоксида, углерода оксида, формальдегида - в атмосферном
воздухе, в почве регистрируются превышения ПДК по свинцу (г. г.
Барнаул, Липецк, Южно-Сахалинск, Владивосток, Чита, Томск, Тверь,
Ростов-на-Дону, Иркутск, Кемерово, Курск, Саратов и другие).
Повсеместно осуществляется размещение гаражей, автостоянок,
автозаправочных станций вблизи детских, образовательных и лечебно-
профилактических учреждений, а также в селитебной зоне с
нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Реализация Федерального закона от 22.03.2003 N 34-ФЗ "О запрете
производства и оборота этилированного автомобильного бензина в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2003, N 12, ст. 1058) позволила уменьшить загрязнение
окружающей среды свинцом.
На предприятиях по переработке нефти, расположенных в
Иркутской, Нижегородской, Самарской, Пермской, Волгоградской,
Омской областях, Краснодарском крае, Республике Башкортостан,
прекращено производство этилированного бензина.
Однако, несмотря на это, количество проб атмосферного воздуха с
превышением среднего показателя по Российской Федерации по свинцу
выявлено в Республике Дагестан, Иркутской, Кемеровской,
Челябинской, Тюменской, Московской, Свердловской, Брянской
областях.
Автотранспорт создает на 80% территорий городов акустический
дискомфорт. Многие автомагистрали проходят в непосредственной
близости от жилой застройки и уровни шума и вибрации в ней
превышают гигиенические нормативы на 5 - 30 дБ. Доля населения,
проживающего в условиях акустического дискомфорта, колеблется от
20 до 60%, в зависимости от величины города. В целом по Российской
Федерации количество населения, проживающего в условиях шумового
загрязнения, обусловленного автотранспортом, составляет 34 млн.
человек.
В городах Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде,
Екатеринбурге и других крупных городах эквивалентные уровни шума
составляют в среднем 73 - 83 дБА, а максимальные 90 - 95 дБ.
Несоответствие транспортных средств санитарно-гигиеническим
требованиям при продолжающемся увеличении транспортных потоков и
неудовлетворительном состоянии автомобильных дорог приводит к
постоянному загрязнению атмосферного воздуха и почв.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482), в
целях снижения негативного влияния последствий эксплуатации
автотранспортных средств на окружающую среду и предупреждения
обусловленных этим нарушений здоровья населения постановляю:
1. Рекомендовать руководителям исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Осуществлять необходимые организационные и практические
мероприятия по обеспечению снижения вредного влияния выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух и акустического шума и
вибрации от автотранспорта, исследовательские и опытно-
конструкторские работы по созданию и внедрению современных
транспортных средств, техники и технологий, в том числе по
ограничению использования в топливе веществ, способных
накапливаться в окружающей среде, организме или обладающих
аллергенным, мутагенным и канцерогенным действием.
1.2. Обязать руководителей организаций, осуществляющих
производство топлива и его реализацию, выполнение мероприятий,
предусматривающих уменьшение загрязнения окружающей среды вредными
веществами, использование сертифицированного топлива, в том числе
с присадками, разрешенными к применению в соответствии с
требованиями санитарного законодательства.
1.3. Принять меры по поэтапному выведению транспортных объектов
из селитебной зоны, в первую очередь расположенных без учета
нормируемых разрывов с детскими, образовательными и лечебно-
профилактическими учреждениями.
2. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному
транспорту:
2.1. Провести анализ состояния атмосферного воздуха с учетом
вклада выбросов автотранспорта в его загрязнение и по результатам
внести предложения в исполнительные органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, направленные на уменьшение
загрязнения окружающей среды вредными веществами.
2.2. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за автотранспортными предприятиями и организациями,
обеспечивающими функционирование автомобильного транспорта, в том
числе при планировке и застройке городских и сельских поселений,
при проектировании магистралей, при размещении объектов
транспорта.
2.3. Не допускать размещения гаражей, автостоянок,
автозаправочных станций с отступлениями от санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов.
2.4. Провести дополнительные проверки выполнения Федерального
закона от 22.03.2003 N 34-ФЗ "О запрете производства и оборота
этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 12, ст.
1058) на объектах, связанных с производством и оборотом топливной
продукции.
2.5. Результаты проверки представить в Федеральную службу по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
до 01.07.2005.
2.6. Довести текст настоящего Постановления до сведения всех
заинтересованных юридических лиц.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возлагаю на
заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|