ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2005 г. N 13048/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина
А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Козловой А.С., Козловой О.А.,
Полетаевой Г.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Тюменской области
(в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой
службы N 6 по Тюменской области) о пересмотре в порядке надзора
постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского
округа от 19.07.2004 по делу N А70-7766/29-2003 Арбитражного суда
Тюменской области.
В заседании приняли участие представители заявителя -
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по
Тюменской области - Елина Н.В., Хакимова Л.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Полетаевой Г.Г., а также
объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-
Пермнефтеоргсинтез" (далее - общество, налогоплательщик)
27.08.2003 обратилось в Межрайонную инспекцию Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Тюменской области
(далее - инспекция) с заявлением о возврате в порядке,
предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской
Федерации, 3335800 рублей налога на прибыль за 2001 год, излишне
уплаченного в местный бюджет.
В обоснование своего требования общество сослалось на
отсутствие обязанности по уплате налога на прибыль в местный
бюджет по ставке 5 процентов, полагая, что этот налог, введенный
решением Думы поселка Богандинский (далее - поселковая Дума) от
20.09.2000 N 26/Д-р-2000 "О ставке налога на прибыль, зачисляемого
в местный бюджет", не может считаться законно установленным,
поскольку названное решение не было официально опубликовано в
местном органе печати. Кроме того, по мнению общества, поселковая
Дума не имела полномочий на принятие решения в связи с тем, что
Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о
налогах" (далее - Закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ), предоставивший
представительным органам местного самоуправления право
устанавливать ставки налога (не свыше 5 процентов), зачисляемого в
местный бюджет, вступил в силу с 01.01.2001.
Инспекция письмом от 12.11.2003 N 09-40/13379 отказала обществу
в возврате указанной суммы налога ввиду отсутствия переплаты по
данным лицевого счета налогоплательщика и наличия у него недоимки
по налогам.
Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с
заявлением о признании незаконным бездействия инспекции,
выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога, и обязании
устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов.
Решением суда первой инстанции от 05.02.2004 в удовлетворении
заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.04.2004
решение оставлено без изменения.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, судебные
инстанции исходили из положений Закона Российской Федерации от
28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями) (далее - Закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ) в редакции,
действовавшей на момент принятия решения по настоящему делу,
которыми определен порядок принятия и вступления в силу правовых
актов органов местного самоуправления, а именно: эти правовые акты
вступают в силу после их официального опубликования
(обнародования). Суды установили, что решение поселковой Думы было
доведено до всеобщего сведения путем обнародования в общедоступных
местах по правилам, закрепленным в уставе муниципального
образования, и этот факт подтверждается уплатой налогоплательщиком
налога. Поскольку данное решение вступило в силу с 01.01.2001, с
этого момента представительный орган местного самоуправления имел
право устанавливать ставки налога на прибыль.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановлением от 19.07.2004 названные судебные акты отменил,
заявленные требования удовлетворил, признав бездействие инспекции
по невозврату излишне уплаченного обществом налога незаконным.
Суд кассационной инстанции при этом сослался на положение
статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), согласно
которому нормативные правовые акты представительных органов
местного самоуправления по вопросам установления налогов и сборов
подлежат обязательному официальному опубликованию. Исходя из
этого, суд признал, что, поскольку решение поселковой Думы не было
официально опубликовано, оно не могло применяться в силу статьи 15
Конституции Российской Федерации; отмененные судебные акты первой
и апелляционной инстанций приняты без учета положений статьи 47
названного Закона. С выводом же этих судебных инстанций
относительно права представительного органа местного
самоуправления на принятие решения до вступления в силу Закона от
05.08.2000 N 118-ФЗ суд кассационной инстанции согласился.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда
кассационной инстанции инспекция ссылается на применение указанным
судом закона, не подлежащего применению, нарушение единообразия в
толковании и применении норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
выступлениях присутствовавших в заседании представителей
инспекции, Президиум считает, что оспариваемый судебный акт
подлежит отмене, решение суда первой и постановление суда
апелляционной инстанций - оставлению без изменения по следующим
основаниям.
Законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ статья 5 Закона Российской
Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий
и организаций" дополнена текстом следующего содержания: в местные
бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по
ставкам, устанавливаемым представительными органами местного
самоуправления в размере не выше 5 процентов. Вступление
названного Закона в действие предусмотрено с 01.01.2001, но не
ранее чем по истечении месяца со дня его официального
опубликования.
В соответствии с Законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ и Законом от
28.08.1995 N 154-ФЗ поселковая Дума приняла решение от 20.09.2000
N 26/Д-р-2000 "О ставке налога на прибыль, зачисляемого в местный
бюджет", указав срок вступления его в силу с 01.01.2001.
Порядок опубликования нормативных правовых актов органов
местного самоуправления определен Законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ
(в редакции Федерального закона от 04.08.2000 N 107-ФЗ,
действовавшего в период принятия решения поселковой Думой).
Статьей 19 названного Закона предусмотрено, что органы местного
самоуправления и должностные лица местного самоуправления по
вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Наименование и виды правовых актов органов местного
самоуправления, выборных и других должностных лиц местного
самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их
принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального
образования в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 25 Закона Тюменской области от
06.12.1995 "О местном самоуправлении" правовые акты органов и
должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права,
свободы, обязанности и интересы членов муниципального образования,
вступают в действие после их официального опубликования
(обнародования) для всеобщего сведения членов муниципального
образования. Форма опубликования (обнародования) определяется в
уставе муниципального образования.
Пунктом 2.3.3 Устава муниципального образования "Поселок
Богандинский" установлены порядок вступления в силу правовых актов
органов местного самоуправления - после их официального
обнародования (опубликования) для всеобщего сведения - и форма -
путем опубликования в прессе или размещения на информационных
стендах в общественных местах, здании администрации.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в деле
доказательства, пришли к выводу о доведении решения поселковой
Думы до всеобщего сведения членов муниципального образования в
порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования.
Из статьи 47 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, которую применил
суд кассационной инстанции, следует, что муниципальные правовые
акты вступают в действие в порядке, установленном уставом
муниципального образования, за исключением нормативных правовых
актов представительных органов местного самоуправления о налогах и
сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым
кодексом Российской Федерации.
Между тем Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ не может быть
распространен на правоотношения, возникшие до его принятия. Статья
же 47 названного Закона, исходя из пункта 1 статьи 83 Закона,
вступает в действие с 01.01.2006.
Таким образом, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского
округа применил закон, недействующий и не подлежащий применению к
данным правоотношениям.
При указанных обстоятельствах оспариваемый судебный акт
нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными
судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является
основанием для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского
округа от 19.07.2004 по делу N А70-7766/29-2003 Арбитражного суда
Тюменской области отменить.
Решение суда первой инстанции от 05.02.2004 и постановление
суда апелляционной инстанции от 05.04.2004 Арбитражного суда
Тюменской области по названному делу оставить без изменения.
Председательствующий
В.Н.ИСАЙЧЕВ
|