МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2005 г. N 03-06-05-04/68
Вопрос. Организация осуществляет розничную торговлю через
магазин площадью менее 150 кв. м. Этот вид деятельности переведен
в регионе на уплату ЕНВД. В магазине товары можно купить в кредит
(с оплатой первой части стоимости в кассу магазина, а оставшейся -
на его расчетный счет в банке).
1. Подпадают ли доходы, получаемые от розничной торговли с
использованием смешанной формы расчетов (наличной и безналичной),
под действие системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход? Каков порядок начисления НДС и выставления счетов-
фактур при смешанных расчетах с покупателями-организациями?
Правомерно ли выставление счета-фактуры лишь на ту часть стоимости
товара, которая оплачивается безналичным путем?
2. К какой форме расчетов (наличной или безналичной) следует
относить продажу товаров для работников организации по ведомостям
в счет последующего удержания из заработной платы?
Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики о
порядке применения положений главы 26.3 "Система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) в отношении розничной торговли сообщает следующее.
В соответствии со статьей 346.26 Кодекса система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении,
в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и
павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации
торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты
организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой
площади.
При этом статьей 346.27 Кодекса определено понятие розничной
торговли - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за
наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
При этом в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации под наличным расчетом следует понимать расчет наличными
деньгами (ст. 140, 861 ГК РФ), а под безналичным расчетом - расчет
платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо,
а также в иных формах, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и установленными в соответствии с ним
банковскими правилами и применяемыми в банковской практике
обычаями делового оборота (ст. 861, 862 ГК РФ).
Исходя из этого, предпринимательская деятельность, связанная с
розничной торговлей товарами, осуществляемой налогоплательщиками с
использованием любых форм безналичных расчетов (за исключением
расчетов с использованием платежных карт), не подпадает под
действие системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход.
Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами и
оказание услуг физическим и юридическим лицам как за наличный, так
и по безналичному расчету, привлекаются к уплате единого налога на
вмененный доход только в отношении результатов розничной торговли
за наличный расчет и с использованием платежных карт. Доходы,
полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной
торговли с использованием всех иных форм безналичных расчетов,
подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или, по
желанию налогоплательщика, с применением упрощенной системы
налогообложения на основе данных раздельного учета доходов и
расходов (п. 7 ст. 346.26 Кодекса).
По вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
(далее - НДС) необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 Кодекса организации, являющиеся
налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не
признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций,
признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21
"Налог на добавленную стоимость" Кодекса, осуществляемых в рамках
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на
вмененный доход, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе
товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Что касается операций по реализации товаров, осуществляемых в
рамках предпринимательской деятельности, не облагаемой единым
налогом на вмененный доход, то такие операции облагаются НДС в
общеустановленном порядке.
Пунктом 1 статьи 168 Кодекса предусмотрено, что при реализации
товаров налогоплательщик НДС обязан предъявить к оплате
соответствующую сумму налога. При этом, согласно пункту 3 статьи
169 Кодекса, налогоплательщик НДС обязан составлять счета-фактуры.
Таким образом, при отгрузке товаров, операции по реализации
которых осуществляются в рамках деятельности, не облагаемой единым
налогом на вмененный доход, налогоплательщик обязан составлять
счета-фактуры.
В случае если при отгрузке товаров счет-фактура с учетом НДС
выставлен на все отгруженные товары, а оплата этих товаров
частично произведена за наличный расчет (т.е. в отношении
реализации части этих товаров организация является
налогоплательщиком единого налога на вмененный доход), то для
целей НДС продавец может осуществить перерасчет с покупателем.
После проведения такого перерасчета по товарам, оплаченным за
наличный расчет, продавец может внести соответствующие исправления
в первый и второй экземпляры счета-фактуры в порядке,
установленном пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных
и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при
расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
В случае если продавец указанный перерасчет с покупателем не
производит и не вносит соответствующие изменения в счета-фактуры,
то на основании пункта 5 статьи 173 Кодекса суммы НДС, уплаченные
покупателем за товары, операции по реализации которых относятся к
деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход,
подлежат уплате в бюджет. При этом суммы НДС, уплаченные продавцом
указанных товаров своим поставщикам, к вычету не принимаются.
Одновременно сообщаем, что в целях применения системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход продажа
товаров работникам организации по ведомостям с последующим
удержанием из заработной платы не относится к розничной торговле и
подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
|