МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2005 г. N 03-05-01-04/59
Вопрос. В соответствии с решением ВАС РФ от 26.01.2005 N
16141/04 от обложения НДФЛ освобождаются суточные, выплачиваемые в
пределах норм, установленных внутренними документами организации.
Правомерен ли в связи с этим пересчет за период 2002 - 2004 годы
сумм НДФЛ, удержанного с суточных свыше 100 рублей в день?
В каком порядке нужно производить возврат работникам излишне
удержанного налога? В каком порядке возвращать излишне уплаченный
налог из бюджета? Нужно ли тем работникам, которые сдавали
декларации по форме N 3-НДФЛ, подавать уточненные декларации?
Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики об
обложении налогом на доходы физических лиц суточных, выплачиваемых
работникам за время нахождения в служебной командировке, сообщает.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
26.01.2005 N 16141/04 признано недействующим письмо Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 17.02.2004 N 04-2-
06/127 "О налогообложении компенсационных выплат по возмещению
расходов, связанных со служебными командировками". В этой связи
при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.
Пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) предусмотрено, что освобождаются от
налогообложения все виды установленных действующим
законодательством Российской Федерации, законодательными актами
субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов
местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм,
установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), связанных, в частности, с исполнением
налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая возмещение
командировочных расходов.
В абзаце десятом данного подпункта дополнительно указано, что
при оплате работодателем налогоплательщику расходов на
командировки, как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, не
подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые
в пределах норм, установленных в соответствии с действующим
законодательством, а также фактически произведенные и
документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места
назначения и обратно, а также ряд других расходов, связанных с
командировкой.
То есть еще раз указывается, что в отношении таких расходов,
как суточные, в отличие от расходов на проезд, по найму жилого
помещения и иных, законодательством должны быть установлены
соответствующие нормы.
Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -
Трудовой кодекс) предусмотрено, что "В случае направления в
служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного
места жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома
работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными
командировками, определяются коллективным договором или локальным
нормативным актом организации".
То есть Трудовой кодекс не устанавливает норм компенсационных
выплат в возмещение командировочных расходов и не предусматривает
установление таких норм работодателями, а лишь предоставляет
работодателям право самостоятельно определять в коллективном
договоре или локальном нормативном акте порядок и размер
возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, в том
числе дополнительных расходов, связанных с проживанием вне
постоянного места жительства (суточных).
Поскольку суточные, как и другие расходы по командировке,
производятся работником в связи с выполнением им трудовых
обязанностей, они должны возмещаться работодателем в полном
объеме, при этом, однако, работник не должен производить таких
расходов в большем размере, чем это предусмотрено в локальном
нормативном акте организации.
Таким образом, Трудовой кодекс лишь предоставляет работодателю
право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со
служебной командировкой, а не наделяет его правом определения
нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей
налогообложения.
С учетом вышеизложенного, постановка вопроса о перерасчете
удержанного налога на доходы физических лиц представляется
необоснованной.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
|