Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО ВАС РФ N С8-5/УЗ-252 ОТ 15.03.2005 О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2005 2008 ГОДЫ) И ПЛАНА ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В 2005 ГОДУ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПИСЬМО
                   от 15 марта 2005 г. N С8-5/уз-252
                                   
                          О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ
        СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
            НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2005 - 2008 ГОДЫ)
          И ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                     ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В 2005 ГОДУ
   
       В  Высшем  Арбитражном  Суде  Российской  Федерации  проработан
   проект   программы  социально-экономического  развития   Российской
   Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы) (далее  -
   проект   Программы)  и  плана  действий  Правительства   Российской
   Федерации по ее реализации в 2005 году (далее - проект Плана).
       Представляется, что многие положения проекта Программы, а также
   проекта  Плана  требуют дополнительной проработки  и  обсуждения  с
   привлечением  представителей  органов  судебной  власти,  поскольку
   сформулированы они таким образом, что дают основания для  вывода  о
   вмешательстве   органов   исполнительной  власти   в   деятельность
   судебной власти.
       В   частности,  в  п.  4.1  проекта  Плана  (стр.  64   -   65)
   предусматривается  разработка к маю 2005  г.  проекта  федерального
   закона  о  внесении  изменений  в  ряд  законов,  в  том  числе   в
   Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. И  в  числе
   необходимых  изменений  предполагается  ограничить  полномочия   по
   толкованию  законов  судебными органами, в  том  числе  Президиумом
   Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  (стр.  65  проекта
   Плана).  На  наш  взгляд,  названное положение  не  учитывает  норм
   статьи  127 Конституции Российской Федерации о полномочиях  Высшего
   Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  давать  разъяснения   по
   вопросам судебной практики.
       Вызывает    сомнения   правомерность   введения   и   повышения
   ответственности    судей   в   случае   неоднократного    вынесения
   необоснованных  и  отмененных решений (стр. 101 проекта  Программы,
   п.   2.1  (стр.  62)  проекта  Плана),  поскольку  реализация  этих
   предложений   будет  означать  преследование  судьи   за   принятое
   решение,   что  в  условиях  непрекращающихся  попыток   ограничить
   независимость  суда, а также крайне нестабильного  законодательства
   может свести на нет все результаты проведенной судебной реформы.
       Кроме  того,  к  числу положений, нуждающихся в  дополнительном
   обсуждении,  относится положение о повышении  компетенции  судебных
   органов (арбитражного суда) в финансовых спорах, в том числе  путем
   введения    специализации    судей   на    вопросах    финансового,
   корпоративного законодательства (п. 3 разд. 2.3.1, стр. 102;  п.  2
   разд.  2.3.3, стр. 110), имея в виду, что в арбитражных  судах  уже
   функционируют специализированные подразделения такого рода.
       Тезис о "развитии механизмов досудебного разбирательства" (п. 3
   подразд.  2.3.1,  стр.  101) можно было бы дополнить  указанием  на
   необходимость    развития    механизмов    внесудебного     порядка
   урегулирования  споров, альтернативных средств  разрешения  дел.  В
   этой  связи можно предложить следующую редакцию второго предложения
   названного  пункта: "Развитие механизмов досудебного и внесудебного
   порядка  урегулирования споров, альтернативных  средств  разрешения
   дел.".
       Значительное   место  в  представленных  документах   уделяется
   вопросам  обеспечения профессионально-образовательного и морального
   стандарта  судейского  сообщества.  Было  бы  целесообразно   также
   предусмотреть  и меры повышения уровня заработной  платы  судей,  а
   также  их  социальной и правовой защиты (п. 2 подразд. 2.3.1,  стр.
   101 проекта Программы; п. 2 проекта Плана, стр. 62).
       Положения, касающиеся развития системы досудебного рассмотрения
   споров  (п.  3  подразд.  2.3.1, стр. 102), предлагается  дополнить
   указанием   на   необходимость   стимулирования   развития   систем
   внесудебного  урегулирования споров и досудебного  разбирательства,
   включая институт третейских судов.
       Представляется  сомнительной необходимость включения  в  проект
   Программы  положений  об установлении перечня  случаев,  в  которых
   судом  могут  быть приняты обеспечительные меры (абз. второй  п.  4
   подразд.  2.3.1,  стр.  102).  Применение  обеспечительных  мер  по
   ходатайству  истца определяется исходя из конкретных  обстоятельств
   дела,  и  описать в законе все возможные случаи их применения  вряд
   ли возможно.
       Нуждается в корректировке и положение об уточнении перечня лиц,
   которыми  могут быть поданы иски о возмещении убытков,  причиненных
   принятием  обеспечительных мер (абз. второй п.  4  подразд.  2.3.1,
   стр.  102),  так  как нормами Арбитражного процессуального  кодекса
   Российской Федерации предусмотрена возможность возмещения  убытков,
   причиненных в результате применения обеспечительных мер,  ответчику
   и  другим  лицам, которым причинены убытки обеспечительными  мерами
   (ст.  98).  В  связи с этим было бы уместно предложить  разработать
   эффективно  действующий механизм возмещения убытков, причиненных  в
   результате принятия судом обеспечительных мер.
       Предложения,  касающиеся  порядка исполнительного  производства
   "по  линии  развития  норм Закона "Об исполнительном  производстве"
   (абз.  первый  п. 5 подразд. 2.3.1, стр. 102 - 103),  целесообразно
   уточнить с учетом необходимости: 1) приведения названного Закона  в
   соответствие  с  правилами  Арбитражного  процессуального   кодекса
   Российской  Федерации; 2) разработки порядка  исполнения  судебного
   акта  о применении обеспечительных мер; 3) дифференцирования правил
   обращения  взыскания  на  имущество организаций  в  зависимости  от
   правового   режима  имущества.  При  этом  следовало  бы  исключить
   положение  об  "определении  правил  процедур  судебного  контроля"
   (т.е.  рассмотрения  в  суде  жалоб  взыскателя  или  должника   на
   действия  судебного пристава), поскольку Арбитражным процессуальным
   кодексом   Российской  Федерации  достаточно   полно   предусмотрен
   названный порядок (глава 24 и раздел VII).
       Кроме  того,  в проекте Плана предусмотрена разработка  в  2005
   году большого числа законопроектов, касающихся судебной системы.  В
   числе  ответственных исполнителей, как правило,  называется  Минюст
   России.  На  наш  взгляд,  следовало бы привлекать  к  этой  работе
   представителей  судейского сообщества на ранних стадиях,  чтобы  не
   ставить   впоследствии  суды  в  положение  органов,  "блокирующих"
   принятие  этих  законов, имея в виду, что высшим  судебным  органам
   России принадлежит право законодательной инициативы по вопросам  их
   ведения.
   
                                              Заместитель Председателя
                                             Высшего Арбитражного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           И.М.СТРЕЛОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz