Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

[ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 13885/04 ОТ 15.03.2005] ДЕЛО ПО ИСКУ К НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ДОГОВОРОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ВЗЫСКАНИИ В ДОХОД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАКОННО ПОЛУЧЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕПРАВОМЕРНОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НАПРАВЛЕНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ПО СУЩЕСТВУ, ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 15 марта 2005 г. N 13885/04
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А.,  Бондаренко
   С.П.,  Витрянского  В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю.,  Иванниковой
   Н.П.,  Исайчева  В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой  О.А.,
   Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел    заявление   Инспекции   Министерства   Российской
   Федерации  по  налогам  и  сборам  по  Сургутскому  району   Ханты-
   Мансийского  автономного  округа -  Югры  о  пересмотре  в  порядке
   надзора определения суда первой инстанции Арбитражного суда  Ханты-
   Мансийского автономного округа - Югры от 18.08.2004 по делу N  А75-
   2589-Г/04.
       В заседании приняли участие представители заявителя - Инспекции
   МНС  России  по  Сургутскому  району Ханты-Мансийского  автономного
   округа  - Югры (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой
   службы  по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного  округа
   - Югры) (истца) - Викулова Н.А., Мильто Р.Э.
       Заслушав  и  обсудив  доклад судьи  Бондаренко  С.П.,  а  также
   объяснения  представителей  участвующего  в  деле  лица,  Президиум
   установил следующее.
       Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
   по  Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры
   (далее  - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд  Ханты-
   Мансийского   автономного  округа  -  Югры  с  иском  к   открытому
   акционерному  обществу  "Лянторское  автотранспортное  предприятие"
   (далее     -     автотранспортное    предприятие)    о    признании
   недействительными  договоров  купли-продажи  детских   игрушек   от
   10.12.2001  N  ПП/12-45  и от 20.06.2002 N  ПП/06-111,  заключенных
   между   автотранспортным   предприятием  (продавцом)   и   закрытым
   акционерным  обществом "Макро Стилл" (покупателем), и  взыскании  в
   доход  Российской  Федерации 7254138 рублей,  незаконно  полученных
   ответчиком  в  результате неправомерного возмещения из федерального
   бюджета  4079032 рублей налога на добавленную стоимость и  неуплаты
   3175106 рублей этого же налога.
       Определением  суда первой инстанции от 18.08.2004  производство
   по  делу  прекращено  на основании пункта  1  части  1  статьи  150
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,   о   пересмотре  в  порядке  надзора   определения   от
   18.08.2004   налоговая  инспекция  просит   данный   судебный   акт
   отменить,    исковые   требования   удовлетворить,   ссылаясь    на
   неправильное  применение судом норм материального и процессуального
   права.
       В  отзыве  на  заявление  автотранспортное  предприятие  просит
   оставить  указанное определение в силе, поскольку оно соответствует
   действующему законодательству.
       В   заседании  Президиума  представители  налоговой   инспекции
   поддержали доводы заявления.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   заявителя,   Президиум   считает,  что   оспариваемое   определение
   подлежит  отмене,  дело - направлению на новое рассмотрение  в  суд
   первой инстанции по следующим основаниям.
       Право   предъявления   настоящего  иска   налоговая   инспекция
   обосновала  ссылкой  на  абзац третий пункта  11  статьи  7  Закона
   Российской  Федерации  от 21.03.1991 N 943-1 "О  налоговых  органах
   Российской Федерации".
       Исковые требования мотивированы тем, что договоры купли-продажи
   от  10.12.2001 N ПП/12-45 и от 20.06.2002 N ПП/06-111 на  основании
   статьи  170  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  являются
   мнимыми, поскольку заключены с целью получения денежных средств  из
   федерального  бюджета и уклонения от уплаты налога  на  добавленную
   стоимость,  а  не достижения реального хозяйственного результата  и
   получения прибыли от предпринимательской деятельности.
       Прекращая   производство   по  делу,   суд   первой   инстанции
   руководствовался   статьей   31   Налогового   кодекса   Российской
   Федерации  (в редакции Федерального закона от 09.07.1999  N  154-ФЗ
   "О  внесении  изменений  и  дополнений в  часть  первую  Налогового
   кодекса  Российской Федерации"), согласно которой налоговым органам
   право  на  обращение в арбитражный суд с исками о признании  сделок
   недействительными не предоставлено.
       В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 N
   147-ФЗ  "О  введении  в  действие части первой  Налогового  кодекса
   Российской   Федерации"  федеральные  законы  и  иные   нормативные
   правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и  не
   вошедшие  в перечень актов, утративших силу, определенные в  статье
   2  указанного  Закона,  действуют в части, не противоречащей  части
   первой Кодекса.
       На  основании изложенного суд пришел к выводу, что с 01.01.1999
   положения  абзаца  третьего пункта 11 статьи  7  Закона  Российской
   Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" утратили  силу
   как  не  соответствующие  статье 31 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации,  поэтому  у  истца  отсутствует  право  на  обращение  в
   арбитражный суд с настоящим иском.
       Между  тем данный вывод суда основан на неправильном применении
   и толковании норм материального и процессуального права.
       Исходя   из   положения   части  1   статьи   53   Арбитражного
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации    в    случаях,
   предусмотренных федеральным законом, государственные органы  вправе
   обратиться  с  исками или заявлениями в арбитражный  суд  в  защиту
   публичных интересов.
       Компетенция  налоговых  органов определена  Законом  Российской
   Федерации  "О  налоговых органах Российской  Федерации":  налоговым
   органам  предоставлено право предъявлять в суд  и  арбитражный  суд
   иски  о  признании  сделок недействительными и  взыскании  в  доход
   государства  всего  полученного  по  таким  сделкам  (абзац  третий
   пункта 11 статьи 7 Закона).
       Названный   Закон  не  признан  утратившим  силу  в   связи   с
   вступлением  в действие Налогового кодекса Российской  Федерации  и
   является   действующим,   о   чем  свидетельствуют   многочисленные
   изменения  его  редакций  в  период  с  1999  по  2004  год.  Закон
   закрепляет  общие  полномочия налоговых  органов,  необходимые  для
   выполнения возложенных на них различных контрольных функций, в  том
   числе  в  сфере налоговых правоотношений при осуществлении контроля
   за полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов.
       Отсутствие аналогичной нормы в части первой Налогового  кодекса
   Российской    Федерации   не   лишает   налоговые   органы    прав,
   предоставленных    упомянутым    Законом,    регламентирующим    их
   деятельность как государственных органов.
       При этом необходимо учитывать, что полномочия налоговых органов
   в  сфере  признания сделок недействительными должны реализовываться
   постольку,  поскольку это необходимо для выполнения возложенных  на
   них задач.
       Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в  определении  от
   25.07.2001  N  138-О  о разъяснении постановления  Конституционного
   Суда   Российской  Федерации  от  12.10.1998  по  делу  о  проверке
   конституционности  пункта 3 статьи 11 Закона  Российской  Федерации
   "Об  основах  налоговой системы в Российской Федерации"  указал:  в
   случае   непоступления   в  бюджет  соответствующих   средств   для
   установления   недобросовестности   налогоплательщиков    налоговые
   органы  вправе  в  целях  обеспечения  баланса  государственных   и
   частных  интересов  предъявлять в  суды  иски  о  признании  сделок
   недействительными   и   взыскании   в   доход   государства   всего
   полученного  по  таким  сделкам, как  это  предусмотрено  названной
   статьей Закона.
       Арбитражным  судом необоснованно не принята во внимание  данная
   правовая  позиция, в силу которой норма Закона Российской Федерации
   "О  налоговых органах Российской Федерации", содержащаяся в  абзаце
   третьем   пункта   11  статьи  7,  не  может  рассматриваться   как
   противоречащая Конституции Российской Федерации.
       Следовательно,   выводы  суда  первой   инстанции   об   утрате
   налоговыми органами права на обращение в арбитражный суд  с  исками
   о    признании    сделок    недействительными    нельзя    признать
   обоснованными.
       Поскольку  спор, предметом которого служит признание  ничтожной
   сделки   недействительной,  подведомствен  арбитражному   суду,   у
   Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа  -  Югры  не
   было оснований для прекращения производства по делу.
       Таким  образом, оспариваемый судебный акт нарушает единообразие
   в  толковании  и применении арбитражными судами норм права,  что  в
   соответствии  с  пунктом 1 статьи 304 Арбитражного  процессуального
   кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
       Дело   подлежит   направлению  в  суд  первой   инстанции   для
   рассмотрения иска по существу.
       При   новом   рассмотрении  дела  суду   необходимо,   учитывая
   требования    Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской
   Федерации,  обсудить  вопрос  о  привлечении  к  участию  в  нем  в
   качестве   второго  ответчика  ЗАО  "Макро  Стилл"  -  стороны   по
   оспариваемым сделкам.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  2
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       определение  суда  первой  инстанции Арбитражного  суда  Ханты-
   Мансийского автономного округа - Югры от 18.08.2004 по делу N  А75-
   2589-Г/04 отменить.
       Дело  направить в суд первой инстанции Арбитражного суда Ханты-
   Мансийского автономного округа - Югры для рассмотрения по  существу
   требований, заявленных Инспекцией Федеральной налоговой  службы  по
   Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz