ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 марта 2005 г. N 277-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания государственной
системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых
документов нового поколения.
2. Рекомендовать заинтересованным федеральным органам
государственной власти учитывать положения Концепции создания
государственной системы изготовления, оформления и контроля
паспортно-визовых документов нового поколения при формировании и
реализации проектов и программ, содержащих мероприятия по введению
в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового
поколения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 марта 2005 г. N 277-р
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ,
ОФОРМЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ
ДОКУМЕНТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
I. Общие положения
Концепция создания государственной системы изготовления,
оформления и контроля паспортно-визовых документов нового
поколения (далее - система) определяет правовые, социальные,
организационно-технические и финансово-экономические основы
введения в Российской Федерации паспортно-визовых документов,
содержащих биометрические данные их владельцев.
Система представляет собой организационно упорядоченную
совокупность взаимодействующих федеральных органов исполнительной
власти, организаций и предприятий, участвующих в процессе
изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов
нового поколения на основе единой информационно-технологической
инфраструктуры.
В настоящей Концепции под паспортно-визовыми документами нового
поколения понимаются:
документы, удостоверяющие личность гражданина Российской
Федерации за пределами территории Российской Федерации (паспорт,
дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка
(удостоверение личности моряка)), по которым граждане Российской
Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в
Российскую Федерацию;
визы, выдаваемые уполномоченными государственными органами,
являющиеся разрешением на въезд в Российскую Федерацию и
транзитный проезд через территорию Российской Федерации по
действительным документам, удостоверяющим личность иностранного
гражданина или лица без гражданства и признаваемым Российской
Федерацией в этом качестве;
вид на жительство, выдаваемый иностранному гражданину или лицу
без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание
в Российской Федерации, а также их право на свободный выезд из
Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию;
проездной документ беженца, выдаваемый иностранному гражданину,
признанному в порядке, установленном федеральным законом, на
территории Российской Федерации беженцем, по которому он может
выезжать из Российской Федерации и въезжать в Российскую
Федерацию.
Создание системы определяется необходимостью повышения
эффективности борьбы с угрозой терроризма и незаконной миграции, а
также совершенствования паспортного и пограничного контроля.
II. Цели и задачи создания системы
Целями создания системы являются:
совершенствование системы национальной безопасности Российской
Федерации;
обеспечение на взаимной основе выезда российских граждан в
зарубежные страны и въезда граждан иностранных государств в
Российскую Федерацию с использованием паспортно-визовых документов
нового поколения.
Основными задачами создания системы являются:
предотвращение незаконной миграции с помощью мер предупреждения
фальсификации, подделки или незаконного использования документов,
удостоверяющих личность;
повышение эффективности пограничного контроля, а также контроля
за выдачей и обращением паспортно-визовых документов нового
поколения;
совершенствование и интеграция государственных информационных
ресурсов, используемых в сфере пограничного и миграционного
контроля, а также в области борьбы с криминальными и
террористическими проявлениями;
повышение защиты паспортно-визовых документов нового поколения
от подделки за счет применения современных методов и средств
защиты;
обеспечение технической возможности информационного обмена в
процессе межгосударственного сотрудничества правоохранительных
органов в сфере борьбы с незаконной миграцией, криминальными и
террористическими проявлениями;
повышение эффективности контроля за соблюдением иностранными
гражданами и лицами без гражданства требований законодательства
Российской Федерации.
III. Социальные основы создания системы
При создании системы должны соблюдаться следующие условия:
фиксирование биометрических данных граждан без умаления
достоинства личности и без причинения вреда здоровью;
исключение возможности воспроизводства содержащихся в паспортно-
визовых документах нового поколения биометрических данных граждан;
обеспечение конфиденциальности информации, содержащейся в
системе, и ограничение ее только теми сведениями, которые
необходимы для проверки подлинности паспортно-визовых документов
нового поколения;
обеспечение неограниченного доступа граждан к содержащейся в
системе информации о себе.
IV. Правовые основы создания системы
Для введения в Российской Федерации паспортно-визовых
документов нового поколения необходимо принятие законодательных и
иных нормативных правовых актов, определяющих:
возможность использования биометрических данных в документах,
удостоверяющих личность;
меры по защите прав и свобод человека и гражданина при фиксации
биометрических данных и последующей автоматизированной обработке
информации о гражданах, а также принципы контроля системы хранения
биометрических данных о гражданах;
полномочия, ответственность и взаимодействие федеральных
органов исполнительной власти, участвующих в изготовлении,
оформлении и контроле паспортно-визовых документов нового
поколения;
порядок доступа к информации, содержащейся в системе;
состав и содержание информации о гражданах, вносимой в
паспортно-визовые документы нового поколения, порядок ее
документирования, обработки, хранения, использования и защиты;
вопросы эксплуатации системы.
Кроме того, должны быть разработаны российские стандарты в
области использования биометрических данных, гармонизированные с
международными стандартами, необходимые для введения в Российской
Федерации паспортно-визовых документов нового поколения.
V. Организационно-технические основы создания системы
Создание системы основано на следующих базовых принципах:
поэтапный переход к изготовлению, оформлению и контролю
паспортно-визовых документов нового поколения в процессе
развертывания системы;
развитие существующих систем, выполняющих функции в сфере
изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов
нового поколения;
обеспечение комплексной информационной безопасности системы;
обеспечение защиты паспортно-визовых документов нового
поколения от подделки высокотехнологичными методами и средствами;
использование электронной цифровой подписи для придания
юридической силы документированной информации, хранимой,
обрабатываемой и передаваемой в системе;
использование централизованного способа внесения информации о
гражданах в бланки паспорта, дипломатического паспорта, служебного
паспорта, вида на жительство лица без гражданства и проездного
документа беженца;
централизация управления информационно-технологическим
обеспечением системы;
обеспечение оперативного телекоммуникационного
санкционированного доступа сотрудников правоохранительных и иных
уполномоченных органов к информационным ресурсам системы;
обеспечение взаимодействия системы с международными и
национальными системами биометрической идентификации;
обеспечение взаимодействия системы с другими государственными
информационными системами и ресурсами в области учета сведений о
личности.
VI. Финансово-экономические основы создания системы
Финансирование работ по созданию системы, включая разработку
новых и модернизацию действующих автоматизированных информационных
систем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
функции в сфере изготовления, оформления и контроля паспортно-
визовых документов нового поколения, производится за счет средств
федерального бюджета, предусматриваемых в том числе на реализацию
мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)".
Объем и структура необходимых бюджетных расходов определяются
на этапе разработки финансово-экономического обоснования создания
системы.
VII. Механизм реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции осуществляется путем:
совершенствования законодательства Российской Федерации по
вопросам изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых
документов нового поколения, применения биометрических технологий
для идентификации личности, защиты прав и свобод человека и
гражданина при автоматизированной обработке персональных данных;
заключения и реализации международных договоров Российской
Федерации по вопросам взаимного признания паспортно-визовых
документов нового поколения и международного информационного
обмена содержащейся в них информацией;
совершенствования взаимодействия между федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере
изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов
нового поколения, на основе создания и развития единой
информационно-технологической инфраструктуры.
|