МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 марта 2005 г. N АН-49-р(фс)
О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22791
4 ноября 2004 года днем, при взлете с посадочной площадки
промбазы "Югорская" (2 км юго-восточнее аэропорта Ханты-Мансийск),
произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22791, принадлежавшего ЗАО
"Хантыавиа" Приобского МТУ ВТ Минтранса России. На борту ВС
находилось 16 служебных пассажиров "заказчика".
В результате авиационного происшествия вертолет получил
серьезные повреждения. 13 пассажиров и члены экипажа получили
травмы различной степени тяжести. Один пассажир при
транспортировке его в больницу скончался.
Экипаж вертолета в составе: командир вертолета А.Н. Шевелев
(линейный пилот 1 класса ГА, общий налет - 13670 часов, налет на
данном типе - 10515 часов, налет в качестве КВС - 6210 часов),
второй пилот В.В. Лозицкий (линейный пилот 2 класса ГА, общий
налет - 2026 часов, на данном типе - 2026 часов), бортмеханик О.Л.
Сафронов (бортмеханик 3 класса ГА, общий налет - 760 часов, на
данном типе - 182 часа) выполнял транспортно-связной полет по
маршруту: Ханты-Мансийск - промбаза "Югорская" - район нп Батово -
промбаза "Югорская" - подбаза "Назымская" - район нп Согом - Ханты-
Мансийск с целью перевозки вахты и служебного груза с площадки
промбазы "Югорская" в нп Батово. Все необходимые процедуры,
связанные с проверками теоретических знаний и практических навыков
экипажа, были проведены своевременно. Профессиональная подготовка
членов экипажа соответствовала требованиям нормативных документов.
Фактическая погода, наблюдаемая в аэропорту Ханты-Мансийск,
перед взлетом была: ветер 170- - 2 м/сек., видимость 2900 м,
ливневой снег, нижняя граница облаков 210 м, температура минус 3
-С, высота снежного покрова составляла 24 см. Погода
соответствовала минимуму КВС и виду выполняемых авиационных работ.
Экипаж произвел взлет и перелетел на площадку промбазы
"Югорская", где была произведена посадка служебных пассажиров и
загрузка в вертолет служебного груза и личных вещей пассажиров.
Загрузка проводилась в спешке, с нарушением установленных
требований РЛЭ вертолета Ми-8Т. Фактический вес вертолета перед
взлетом составлял 11984 кг, что больше на 784 кг предельно
допустимого веса, предусмотренного РЛЭ вертолета Ми-8Т для взлета
вне зоны влияния "воздушной подушки" для данных условий, и на 284
кг - для взлета в зоне влияния "воздушной подушки". КВС для
увеличения эффективной мощности двигателей и улучшения тяговых
характеристик НВ в нарушение п. 7.14.2 РЛЭ вертолета Ми-8Т за 3
мин. до взлета выключил ПОС двигателей.
Контрольное висение в нарушение требований РЛЭ не
производилось. Взлет выполнялся в зоне влияния "воздушной
подушки". В начале разгона скорости вертолет попал в зону
интенсивного снежного вихря. Члены экипажа визуальный контакт с
заснеженной поверхностью площадки осуществляли благодаря наличию
на ней естественных наземных ориентиров, которые позволяли КВС и
второму пилоту визуально выдерживать высоту и направление взлета.
При приближении вертолета к обрывистому берегу протоки командир
вертолета потерял визуальный контакт с наземными ориентирами и
принял решение о прекращении взлета. Вертолет, перемещаясь над
руслом протоки, столкнулся с землей на скорости около 30 км/час
при левом крене 7-, опрокинулся на левый борт и получил серьезные
повреждения.
Причиной катастрофы явилось:
- превышение предельно допустимого взлетного веса вертолета для
конкретных условий взлета, что не позволило выполнить безопасный
взлет вне зоны влияния "воздушной подушки";
- попытка выполнения взлета с использованием влияния "воздушной
подушки" при свежевыпавшем снеге в условиях образования снежного
вихря, в результате чего командиром вертолета был потерян
визуальный контакт с наземными ориентирами и произошло
столкновение вертолета с земной поверхностью.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов госавианадзора
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта довести настоящее
распоряжение до руководителей подконтрольных организаций
гражданской авиации.
2. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
2.1. Обстоятельства и причину катастрофы с вертолетом Ми-8Т RA-
22791 изучить с летным и инженерно-техническим составом
вертолетных подразделений.
2.2. Повторно изучить с летным составом:
- Инструкцию МГА N 66/И от 01.12.1986 "О порядке оформления
перевозок пассажиров, багажа и грузов на ВС при выполнении работ в
народном хозяйстве";
- п. 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8Т "Особенности полетов на пыльных,
песчаных и заснеженных площадках";
- Инструкцию по взаимодействию и технологию работы членов
экипажа вертолета Ми-8Т.
2.3. При базировании вертолетов в аэропортах требовать от
представителей "заказчика" производить загрузку вертолетов через
службу организации перевозок аэропортов с соблюдением всех
установленных нормативными документами технологических процедур
загрузки и оформления грузов.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО
|