МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 марта 2005 г. N 03-250
О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ВВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
С целью реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 9 июня 2003 г. N 334 "О проведении эксперимента по
введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных
учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего
образования" Департамент государственной политики в образовании
направляет прилагаемые рекомендации по проведению государственной
(итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных
учреждений, участвующих в эксперименте по введению профильного
обучения.
Рекомендации были рассмотрены на заседании Координационной
группы Министерства образования и науки Российской Федерации по
организации введения профильного обучения и направляются
участникам эксперимента для использования в работе.
Директор
Департамента государственной
политики в образовании
И.И.КАЛИНА
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 5 марта 2005 г. N 03-250
О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ВВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов,
участвующих в эксперименте по введению профильного обучения (далее
- эксперимент), проводится на основании Положения о
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII)
классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
утвержденного Приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г.
N 1075 и зарегистрированного Минюстом России 17 февраля 2000 г., N
2114, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказами
Минобразования России от 16 марта 2001 г. N 1022, от 25 июня 2002
г. N 2398, от 21 января 2003 г. N 135, зарегистрированными
Минюстом России 11 апреля 2001 г., N 2658, 16 июля 2002 г., N
3580, и 3 февраля 2003 г., N 4170.
Тексты (задания) письменных экзаменационных работ для
проведения государственной (итоговой) аттестации по алгебре и
русскому языку и примерные задания для экзаменов по выбору
(история и география) в IX классах разрабатываются по заказу
Минобрнауки России и направляются в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации для организованного проведения
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте.
Местные (муниципальные) органы управления образованием:
- обеспечивают в ходе подготовки и проведения государственной
(итоговой) аттестации взаимодействие с органом управления
образованием субъекта Российской Федерации, апелляционной
комиссией, общеобразовательными учреждениями, родителями и
обучающимися;
- осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка
проведения государственной (итоговой) аттестации на территории
местного (муниципального) образования;
- издают приказ об утверждении состава местной (муниципальной)
экзаменационной комиссии;
- создают одну или несколько местных (муниципальных) предметных
комиссий по каждому выпускному экзамену, в зависимости от
территориального расположения общеобразовательных учреждений;
- согласовывают перечень предметов для экзаменов по выбору
выпускника по каждому профилю обучения и формы их проведения;
- утверждают материалы экзаменов по выбору;
- определяют место проведения выпускных экзаменов и равномерно
распределяют по ним выпускников IX классов, принимающих участие в
эксперименте;
- определяют место хранения текстов экзаменационных работ,
выполненных выпускниками;
- устанавливают дополнительные сроки проведения государственной
(итоговой) аттестации и сроки проведения повторной государственной
(итоговой) аттестации, а также составляют тексты письменных
экзаменационных работ для этих экзаменов, которые проводятся в
традиционной форме;
- устанавливают процедуру проведения письменных экзаменов и
экзаменов по выбору;
- создают местную (муниципальную) апелляционную комиссию и
определяют ее функции.
Не позднее чем за месяц до начала экзаменационного периода
местные (муниципальные) органы управления образованием доводят до
сведения руководителей общеобразовательных учреждений состав,
время работы местной (муниципальной) экзаменационной комиссии,
расписание экзаменов по выбору и место их проведения.
В целях отработки открытой и объективной процедуры проведения
государственной (итоговой) аттестации, соблюдения прав выпускников
IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в
эксперименте, местным (муниципальным) органам управления
образованием рекомендуется создавать местные (муниципальные)
экзаменационные комиссии (далее - МЭК).
В состав МЭК включаются руководители общеобразовательных
учреждений, специалисты методических служб, представители
учреждений начального и среднего профессионального образования,
родительской общественности и другие заинтересованные лица.
Председателем МЭК может быть руководитель местного
(муниципального) органа управления образованием или его
заместитель.
МЭК осуществляет свою работу в период подготовки и проведения
государственной (итоговой) аттестации выпускников
общеобразовательных учреждений. Срок ее полномочий составляет один
год.
МЭК в рамках экспериментальной отработки новых подходов к
проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников IX
классов проводит следующую работу:
- готовит предложения о местах проведения государственной
(итоговой) аттестации выпускников IX классов местным
(муниципальным) органам управления образованием;
- рассматривает и согласовывает материалы экзаменов по выбору,
разработанные местной (муниципальной) методической службой, и
формы их проведения;
- дает предложения по составу местных (муниципальных)
предметных комиссий и расписанию экзаменов по выбору;
- направляет своих представителей в экзаменационные комиссии
общеобразовательных учреждений, т.е. в места проведения
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений;
- принимает участие в работе апелляционной комиссии;
- несет ответственность за своевременное информирование
родителей выпускников о работе МЭК, предметных и апелляционной
комиссий.
Для проведения государственной (итоговой) аттестации
выпускников IX классов в общеобразовательных учреждениях,
участвующих в эксперименте, создаются местные (муниципальные)
предметные комиссии. Функции, состав и сроки их работы
устанавливаются местным (муниципальным) органом управления
образованием.
В состав предметной комиссии входят председатель комиссии,
заместитель и члены комиссии. Численный состав комиссии может быть
определен исходя из количества выпускников, сдающих экзамены по
каждому предмету, а также с учетом установленных сроков и
нормативов проверки выполненных заданий. В состав каждой
предметной комиссии рекомендуется включать руководителей и
педагогических работников общеобразовательных учреждений,
учреждений начального и среднего профессионального образования,
методистов. Работу предметной комиссии возглавляет председатель,
который отвечает за организацию ее работы и своевременное
выставление результатов экзамена.
Предметная комиссия осуществляет проверку и оценивание
выполненных экзаменационных работ по русскому языку и алгебре на
основе рекомендаций и инструкций, разработанных по заказу
Минобрнауки России; ответов учащихся на экзаменах по выбору;
оформляет протоколы экзаменов.
Протоколы экзаменов направляются в те общеобразовательные
учреждения, где обучались выпускники, для выставления полученных
отметок в классные журналы и оформления аттестатов.
В том случае, если общеобразовательное учреждение
территориально расположено далеко от местного (муниципального)
центра, выпускники могут сдавать экзамены предметной комиссии
общеобразовательного учреждения.
Выпускники из отдаленных общеобразовательных учреждений на
территории местного (муниципального) образования могут сдавать
экзамены местной (муниципальной) предметной комиссии в том случае,
если они претендуют на зачисление в 10-й класс других
общеобразовательных учреждений. При этом ответственность за
доставку выпускников к месту проведения экзамена несет местный
(муниципальный) орган управления образованием, а ответственность
за жизнь и здоровье выпускников возлагается на администрации
общеобразовательных учреждений, в которых выпускники обучались.
Письменные работы хранятся не менее 3-х лет в том
общеобразовательном учреждении, которое окончил выпускник.
Протоколы экзаменов и заседаний предметной комиссии хранятся в
местных (муниципальных) органах управления образованием и в
общеобразовательных учреждениях (в копиях) не менее трех лет.
Предметная комиссия вправе готовить и передавать руководству
местного (муниципального) органа управления образованием анализ
типичных ошибок в ответах выпускников и рекомендуемые меры по
совершенствованию подготовки обучающихся по предмету.
В целях разрешения спорных вопросов, возникающих при оценке
экзаменационных работ в рамках эксперимента и защиты прав
выпускников, создается апелляционная комиссия. Состав и функции
апелляционной комиссии определяет местный (муниципальный) орган
управления образованием.
Апелляционная комиссия осуществляет свою работу в период
проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников
общеобразовательных учреждений, принимающих участие в
эксперименте.
Апелляцией признается аргументированное письменное заявление:
- о нарушении процедуры проведения экзамена;
- о несогласии с выставленной отметкой.
Апелляция о нарушении процедуры проведения экзамена может быть
подана выпускником или его родителями (законными представителями)
в день проведения экзамена.
Рекомендуемый срок завершения приема апелляций после
официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ним
выпускника составляет не менее трех дней.
Выпускник и его родители (законные представители) имеют право
присутствовать при рассмотрении апелляции.
Апелляционная комиссия в рамках эксперимента:
- принимает и рассматривает апелляции выпускников в 3-дневный
срок с момента объявления отметки за письменный экзамен;
- принимает решение о соответствии полученной отметки либо о
выставлении другой отметки, которое оформляется соответствующим
протоколом;
- в случае получения апелляции о нарушении процедуры проведения
экзамена устанавливает соответствие изложенных в ней фактов
реальной ситуации на экзамене и принимает решение об отклонении
апелляции либо о признании апелляции обоснованной и предоставлении
выпускнику возможности сдачи экзамена по данному предмету в
дополнительные сроки;
- информирует родителей (законных представителей) выпускника,
подавшего апелляцию, общеобразовательное учреждение и местный
(муниципальный) орган управления образованием о принятом решении.
|