ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2005 года
Дело N 54-Г05-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Емышевой В.А.,
Макарова Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Таймырского (Долгано-Таймырского (Долгано-Ненецкого))
автономного округа от 27 сентября 2000 года N 17-100 ОкЗ "Об
организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях и пропаганды знаний в этой области", по кассационным
жалобам администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
округа, Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа на
решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от
21 октября 2004 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Емышевой В.А., заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей отменить решение
суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
27.05.1999 Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
округа принят Закон "Об организации подготовки населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой
области", опубликованный 12 октября 2000 года в газете "Таймыр".
В статье 7 указанного Закона установлена компетенция органов
местного самоуправления в вопросах организации и подготовки
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, согласно которой
органы местного самоуправления:
а) организуют на подведомственной территории проведение в жизнь
государственной политики по вопросам подготовки различных
категорий населения способам защиты и действий в чрезвычайных
ситуациях;
б) принимают в соответствии с федеральными законами и правовыми
установлениями окружных органов власти свои нормативные акты о
порядке организации на подведомственной территории обучения и
подготовки различных категорий населения способами защиты от
аварий, катастроф, экологических, стихийных и иных действий в
условиях возникших чрезвычайных ситуаций;
в) наделяют структурные подразделения местной администрации
полномочиями решать на подведомственной территории задачи
организации обучения различных категорий населения действиям в
чрезвычайных ситуациях;
г) осуществляют финансирование мероприятий, связанных с
подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и
пропагандой в этой области.
Прокурор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
обратился в суд Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
с заявлением о признании указанной нормы закона противоречащей
федеральному законодательству по тем основаниям, что федеральным
законом к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации не отнесено определение компетенции органа
местного самоуправления в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, а поэтому субъект Российской Федерации не
вправе был определять компетенцию органов местного самоуправления
в этой области.
Представители Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
округа Скворцов А.Г., Мойсюк Е.В. возражали против удовлетворения
заявления прокурора.
Решением суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
округа от 21 октября 2004 г. заявление прокурора удовлетворено,
статья 7 оспариваемого Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа признана противоречащей федеральному
законодательству, недействующей и не подлежащей применению с
момента опубликования в официальном печатном издании с 12 октября
2000 г.
Администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
округа подала кассационную жалобу, в которых просит решение
отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявления.
Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа подала
кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и направить
на новое рассмотрение. Полагают, что суд неправильно применил и
истолковал материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что
оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному
закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый
нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному
закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт
недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного
указанного судом времени.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что
субъект Российской Федерации не правомочен определять компетенцию
органов местного самоуправления в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, поскольку Федеральным законом
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" в статье 11 определены
полномочия органов местного самоуправления в этой области и их
перечень является исчерпывающим.
Вывод суда является ошибочным, т.к. основан на неправильном
толковании норм материального закона.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями,
эпидемиями, ликвидация их последствий, установление общих
принципов организации системы органов государственной власти и
местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. "з", "н" ч. 1
ст. 72).
В силу абз. 2 п. 1 ст. 1 ФЗ N 154-ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования, отнесенные к таковым уставом муниципального
образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской
Федерации. Согласно п. 1 ст. 6 указанного Закона в ведении
муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а
также отдельные государственные полномочия, которыми могут
наделяться органы местного самоуправления. Перечень вопросов
местного значения, содержащийся в пункте 2 ст. 6 указанного ФЗ, не
является исчерпывающим, муниципальные образования вправе
рассматривать иные вопросы, которые отнесены к категории местных
вопросов другими федеральными законами, законами субъекта РФ.
Федеральным законом "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от
21.12.1994 N 68-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.10.2002 N 129-
ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-
правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на
территории Российской Федерации (далее - население), всего
земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской
Федерации или его части, объектов производственного и социального
назначения, а также окружающей природной среды (далее -
территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Указанным Федеральным законом органы государственной власти
субъектов Российской Федерации наделены полномочиями принимать в
соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные
правовые акты в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
(пп. "а" п. 1 ст. 11).
Статья 11 указанного ФЗ определяет полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред.
Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49) утверждено
Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, которое определяет
группы населения, проходящие обязательную подготовку в области
защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (далее именуются чрезвычайные ситуации), а также
основные задачи и формы обучения населения действиям в
чрезвычайных ситуациях.
Поскольку федеральным законодательством определены лишь общие
организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской
Федерации, основные задачи и формы обучения населения действиям в
чрезвычайных ситуациях субъект Российской Федерации вправе
принимать законы и иные нормативные акты по предмету совместного
ведения, конкретизирующие и дополняющие положения федерального
законодательства при условии, что эти акты не противоречат
федеральным.
Поэтому доводы суда о том, что органы государственной власти
субъектов РФ не наделены федеральным законодательством правом
определять компетенцию органов местного самоуправления в этой
области, ошибочны.
На основании и во исполнение указанных федеральных нормативных
актов Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
принят оспариваемый прокурором Закон "Об организации подготовки
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний
в этой области", который, как указано в преамбуле, создает
правовую базу организации подготовки различных групп населения на
территории округа к действиям в чрезвычайных ситуациях и
пропаганде знаний в этой области, юридической ответственности
должностных лиц и граждан, виновных в неисполнении его требований.
Статья 7 Закона округа, определяющая компетенцию органов
местного самоуправления в вопросах организации подготовки
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, не дублирует
положения ст. 11 ФЗ, а лишь конкретизирует положения пп. "а" п. 2
ст. 11 ФЗ, наделяющего органы местного самоуправления полномочиями
по обучению населения способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях. Положения статьи 7 не противоречат федеральному закону,
а именно п. п. "а", "б", "г", "з" статьи 11 ФЗ "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера".
Таким образом Закон "Об организации подготовки населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой
области" принят Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
округа по предмету совместного ведения, в пределах своей
компетенции, установленной федеральным законом, и ему не
противоречит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя
признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку
обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная
коллегия считает возможным принять новое решение, которым в
удовлетворении заявления прокурора отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 193, 199, 360 ГПК
Российской Федерации,
определила:
решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
от 21 октября 2004 г. отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении заявления
прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о
признании противоречащей федеральному законодательству статьи 7
Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 27
сентября 2000 года N 17-100 ОкЗ "Об организации подготовки
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний
в этой области" отказать.
|