МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 марта 2005 г. N АН-43-р(фс)
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т RA-25967
26 ноября 2004 г. днем при выполнении захода на посадку
потерпел аварию вертолет Ми-8Т RA-25967, принадлежащий ОАО
"Авиакомпания "Югана" Западно-Сибирского ОМТУ ВТ Минтранса России.
Экипаж вертолета в составе: командир воздушного судна (КВС)
В.Б. Горин, второй пилот А.С. Благов, бортмеханик Д.В. Шлигель-
Мильх выполнял транспортно-связной полет по заявке ЗАО
"Нефтепромбурсервис" НК "ЮКОС" по маршруту Пески (Колпашево) - 11
Казанская - Пудино - Новый Васюган - 11 Казанская - 78 Ю.
Тамбовская - 156 Олимпийская - 1 Новомосковская - 11 Казанская -
Пески (Колпашево) с целью доставки рабочих на буровую.
Прогноз погоды по маршруту выполнения полета предусматривал:
видимость 4000 м, наличие значительной слоистой облачности с
нижней границей облаков 210 м и не препятствовал выполнению полета
по ПВП.
Фактическая погода близлежащего к месту авиационного
происшествия аэропорта Кедровый на момент происшествия была
следующая: ветер у земли 160- 4 м/с, видимость более 10 км,
сплошная облачность с нижней границей облаков 150 м, температура
минус 5-, что соответствовало минимуму КВС.
После 4 промежуточных посадок полет до площадки 11 Казанская
выполнялся в штатном режиме на барометрической высоте 150 - 200
метров и приборной скорости 170 - 200 км/ч. Активное пилотирование
на всех этапах полета осуществлял командир воздушного судна. На
борту ВС находилось 6 пассажиров и 870 кг груза, что не выходило
за пределы ограничений РЛЭ вертолета Ми-8 по взлетной массе.
Посадочная площадка соответствовала требованиям РЛЭ вертолета
Ми-8 и представляла собой квадрат с рабочей площадью 20 х 20
метров, имеющий бревенчатое покрытие, расположенный в центре
летного поля прямоугольной формы 400 х 150 метров, за пределами
которого находился лесной массив.
Осмотрев со снижением посадочную площадку, КВС выполнил заход
на посадку.
В процессе предпосадочного снижения и гашения скорости экипаж
при поступательной скорости менее 60 км/ч допустил увеличение
вертикальной скорости более 4 м/сек. Пытаясь уменьшить
вертикальную скорость, КВС энергично увеличил шаг несущего винта,
в результате чего произошло его перезатяжеление.
Вертолет грубо приземлился вне настила посадочной площадки,
подломил переднюю стойку шасси, отделился от земли и от бокового
удара резко развернулся влево.
При повторном столкновении вертолета с землей и его инерционном
движении по земле произошло соударение лопастей рулевого и
несущего винтов о землю, а также о хвостовую и концевую балки, что
привело к разрушению конструкции вертолета. Экипаж и пассажиры,
находящиеся на борту, не пострадали.
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих
факторов:
- увеличение вертикальной скорости снижения более
рекомендованной п. 4.5.2.2 РЛЭ вертолета Ми-8 при заходе на
посадку;
- несвоевременные действия КВС по предупреждению увеличения
вертикальной скорости снижения;
- перезатяжеление КВС несущего винта при попытке гашения
вертикальной скорости.
В целях исключения подобных случаев предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта
Минтранса России настоящее распоряжение довести до руководителей
подконтрольных авиапредприятий.
2. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
2.1. Обстоятельства и причину аварии вертолета Ми-8Т RA-25967
изучить со всем летным составом.
2.2. С летным составом, эксплуатирующим вертолеты Ми-8,
провести занятия по методике выполнения захода на площадки
ограниченных размеров, обратив особое внимание на учет направления
и скорости ветра и определение максимально допустимой посадочной
массы для данных условий.
2.3. В период подготовки к полетам в весенне-летний период
организовать проверку теоретических знаний и практических навыков
летного состава по выполнению посадки на площадки ограниченных
размеров, имеющих препятствия на подходах.
2.4. Предусмотреть замену бортовых самописцев САРПП-12ДМ, не
удовлетворяющих современным требованиям по качеству, количеству и
сохранности информации, на современные твердотельные регистраторы.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО
|