ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2005 г. N 33-Г05-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе: председательствующего Лаврентьевой
М.Н., судей Пирожкова В.Н., Макарова Г.В.,
рассмотрела в судебном заседании от 2 марта 2005 г. дело по
кассационной жалобе представителя Губернатора Ленинградской
области на решение Ленинградского областного суда от 4 ноября 2004
г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Власовой Т.А., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная
коллегия установила:
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о
признании недействующей с 1 января 2004 г. статьи 7 областного
закона от 22 июля 1997 г. с последующими изменениями "О
государственной поддержке инвестиционной деятельности в
Ленинградской области".
В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то,
что оспариваемая норма, которой предусмотрены для инвесторов
льготы по налогу на прибыль организаций, противоречит федеральному
законодательству.
Указанным решением Ленинградского областного суда заявление
прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе представителя Губернатора Ленинградской
области ставится вопрос об отмене решения и направлении дела на
новое рассмотрение.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ налог на прибыль
(доход) организаций отнесен к федеральным налогам и сборам.
Статьей 284 Налогового кодекса РФ установлена налоговая ставка и
сумма налога, зачисляемого в том числе и в бюджеты субъектов
Российской Федерации. Этой же нормой субъектам Российской
Федерации предоставлено право понижать налоговую ставку для
отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов,
зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 областного закона установлены налоговые льготы при
осуществлении инвестиционной деятельности.
При этом для инвесторов установлен особый порядок формирования
налоговой базы при понижении ставки налога на прибыль (на срок
фактической окупаемости инвестиционных затрат и еще на двухлетний
период после наступления срока фактической окупаемости
инвестиционных затрат, пп. "а" и "б" п. 1 ст. 7).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о
том, что налог на прибыль является федеральным налогом, налоговым
кодексом установлены объект налогообложения, налоговые базы и
ставки налога на прибыль организаций (ст. 247, 274, 284 Налогового
кодекса РФ).
Субъектам Российской Федерации предоставлено лишь право
понижать до определенного уровня ставку налога для отдельных
категорий налогоплательщиков, но не устанавливать особый порядок
формирования налоговой базы. Следует согласиться с выводами суда и
в той части, что п. 9 ст. 6 действующего Закона РФ "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" (с изменениями от 8 декабря
2003 г.) предусматривает, что дополнительные льготы по налогу в
отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих
инвестиционные проекты в соответствии с договорами об
осуществлении инвестиционной деятельности, установленные
законодательными органами субъектов Российской Федерации,
действуют до окончания срока, на который они были предоставлены,
но не позднее 1 января 2004 г.
Таким образом, льготы, предусмотренные ст. 7 областного закона
для инвесторов в соответствии с указанной выше нормой, не могут
действовать позднее 1 января 2004 г.
С учетом этого суд правильно постановил решение, которым
признал оспариваемую норму противоречащей федеральному
законодательству и недействующей с 1 января 2004 г.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут служить
основанием для отмены законного решения.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Ленинградского областного суда от 4 ноября 2004 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу представителя
Губернатора Ленинградской области - без удовлетворения.
|