Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 86-Г05-3 ОТ 02.03.2005 ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "О НАДЕЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД СУЗДАЛЬ СТАТУСОМ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИИ ЕГО ГРАНИЦЫ" НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, ПОСКОЛЬКУ СУД, РАЗРЕШАЯ ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 2 марта 2005 года
   
                                                       Дело N 86-Г05-3
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   прокурора  Владимирской  области о  признании  недействующим  и  не
   подлежащим  применению  Закона Владимирской  области  "О  наделении
   муниципального   образования  город  Суздаль  статусом   городского
   поселения и установлении его границы" от 29 сентября 2004 года,  по
   кассационной   жалобе   председателя   Законодательного    Собрания
   Владимирской области на решение Владимирского областного суда от  8
   декабря   2004  года,  которым  постановлено:  заявление  прокурора
   Владимирской  области  удовлетворить. Признать  Закон  Владимирской
   области  от  29  сентября  2004  года "О  наделении  муниципального
   образования   город   Суздаль  статусом  городского   поселения   и
   установлении его границы" недействующим и не подлежащим  применению
   со дня его принятия.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.Н.
   Еременко,  объяснения  представителей:  Законодательного   Собрания
   Владимирской  области по доверенности А.О. Кулаковой, администрации
   Владимирской    области   В.А.   Земскова,   поддержавших    доводы
   кассационных  жалоб,  представителей администрации  г.  Суздаля  по
   доверенностям И.В. Князевой, А.Ю. Рыжову и председателя  городского
   Совета  народных  депутатов г. Суздаля В.В. Малашкина,  возражавших
   против  удовлетворения  кассационных  жалоб,  заключение  прокурора
   Генеральной   прокуратуры  Российской  Федерации  М.М.  Гермашевой,
   полагавшей  решение  оставить без изменения, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Закон   Владимирской   области  "О   наделении   муниципального
   образования   город   Суздаль  статусом  городского   поселения   и
   установлении  его  границы"  N 161-ОЗ от  29  сентября  2004  года,
   опубликованный  в газете "Владимирские ведомости", вступил  в  силу
   21 октября 2004 года.
       Прокурор  Владимирской области обратился в суд с  заявлением  о
   признании  этого  Закона, которым муниципальное  образование  город
   Суздаль наделено статусом городского поселения, недействующим и  не
   подлежащим применению со дня принятия.
       В  обоснование  требований указал, что Закон области  принят  в
   нарушение   требований  Федерального  закона  "Об  общих  принципах
   организации  местного самоуправления в Российской Федерации"  от  6
   октября  2003  года  (ч. 2 ст. 11, ч. 7 ст. 13,  ст.  84).  В  силу
   требований  ст.  1  Закона  Владимирской области  "О  муниципальных
   образованиях Владимирской области" муниципальное образование  город
   Суздаль  не  имеет в границах своей территории других муниципальных
   образований  и  не  располагается  в  границах  территорий   других
   муниципальных  образований.  Наделение  муниципального  образования
   город   Суздаль  иным  статусом  кроме  статуса  городского  округа
   возможно  законом  субъекта  РФ  лишь  с  учетом  мнения  населения
   соответствующей   территории  путем  голосования,   проводимого   в
   порядке,  предусмотренном ч. 1 ст. 24 Федерального закона N  131-ФЗ
   от 06.10.2003, которое не проводилось.
       Представители  администрации  города  Суздаль  и   Суздальского
   городского  Совета  народных депутатов Рыжов  А.Ю.,  Князева  И.В.,
   Малашкин   В.В.   поддержали  заявление  прокурора,   указав,   что
   фактически Законом области муниципальное образование город  Суздаль
   в  нарушение  требований ч. 7 ст. 13 Федерального закона  N  131-ФЗ
   лишено статуса городского округа. Город Суздаль на основании  Указа
   Президиума  Верховного Совета РСФСР от 30 мая 1969 года  и  решения
   исполкома  Владимирского областного Совета депутатов трудящихся  от
   19  июня  1969 года N 699 относится к категории городов  областного
   подчинения.  В  настоящее  время город  имеет  сложившуюся  систему
   жизнеобеспечения   населения,  социальную,  транспортную   и   иные
   инфраструктуры,  необходимые для самостоятельного решения  органами
   местного    самоуправления   всех   вопросов   местного   значения,
   отнесенных   ст.  16  Федерального  закона  N  131-ФЗ  к   вопросам
   городского округа.
       Представители   Законодательного   Собрания   и   администрации
   Владимирской  области  Кулакова А.О., Гусев С.И.,  Мочалов  К.Н.  с
   заявленными   требованиями  и  доводами   в   их   обоснование   не
   согласились, указав, что преобразования муниципального  образования
   не  имело места. Поскольку город Суздаль не имел статуса городского
   округа,  границы его не изменялись, то учета мнения  населения  для
   принятия  оспариваемого Закона не требовалось.  Наделение  статусом
   городского  округа  - право законодателя субъекта,  при  реализации
   которого  не  должны ущемляться интересы прилегающих  муниципальных
   районов   (муниципального  района),  которые  также  должны   иметь
   сложившуюся   инфраструктуру,  необходимую   для   самостоятельного
   решения  соответствующих вопросов местного значения и осуществления
   отдельных  государственных полномочий. Федеральный закон  N  131-ФЗ
   от  6  октября  2003  года  не  связывает  наделение  муниципальных
   образований  статусом городского округа в зависимости от  отнесения
   их  к  категории  городов  областного подчинения.  Поскольку  город
   Суздаль   как   административно-территориальная  единица   является
   городским   населенным  пунктом,  территориально  расположенным   в
   границах  Суздальского района, то наделение города Суздаля статусом
   городского  округа должно производится с согласия населения  города
   Суздаля и Суздальского района, выявленного путем голосования.
       По делу постановлено указанное выше решение.
       Председатель  Законодательного  Собрания  Владимирской  области
   Бобров  А.В.  подал кассационную жалобу, в которой  просит  решение
   отменить   и  принять  новое,  которым  отказать  в  удовлетворении
   заявленных требований.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации находит решение подлежащим отмене с направлением дела  на
   новое рассмотрение.
       Разрешая заявленное требование, суд исходил из того, что в силу
   ч.  1  ст.  1  Закона Владимирской области от 3 июня 2003  года  "О
   муниципальных  образованиях Владимирской области" (т.  1  л.д.  58)
   муниципальное   образование  город  Суздаль   входит   в   перечень
   муниципальных  образований, не имеющих в границах своих  территорий
   других  муниципальных  образований и не  расположенных  в  границах
   территорий других муниципальных образований.
       В  соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 85 Федерального  закона
   от  6  октября  2003 года "Об общих принципах организации  местного
   самоуправления   в   Российской  Федерации"  в  целях   организации
   местного  самоуправления в Российской Федерации  в  соответствии  с
   требованиями  настоящего Федерального закона органы государственной
   власти  субъектов  Российской  Федерации  до  1  января  2005  года
   устанавливают    в    соответствии   с   требованиями    настоящего
   Федерального  закона границы муниципальных образований  и  наделяют
   соответствующие  муниципальные  образования  статусом   городского,
   сельского поселения, городского округа, муниципального района.
       В  силу  абзаца 4 ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 6  октября
   2003  г. городские поселения, являющиеся на день вступления в  силу
   настоящей  главы  муниципальными  образованиями,  предметы  ведения
   которых  на  30  апреля 2003 года не разграничены в соответствии  с
   пунктом  3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995  года  N
   154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления",  с
   1  января  2006  года  являются городскими округами,  если  законом
   субъекта   Российской   Федерации  до  1  февраля   2005   года   в
   соответствии с требованиями части 2 статьи 11 и части 7  статьи  13
   настоящего Федерального закона не установлено иное.
       В  соответствии  с  ч. 2 ст. 11 Федерального закона  "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"   наделение  городского  поселения  статусом  городского
   округа  осуществляется  законом субъекта Российской  Федерации  при
   наличии    сложившейся    социальной,    транспортной    и     иной
   инфраструктуры,  т.е. право наделять статусом городского  поселения
   или  городского  округа  отнесено к компетенции  субъекта,  который
   учитывает при этом требования ст. ст. 15 и 16 этого же Закона.
       Суд   пришел   к  выводу  о  том,  что,  наделяя  муниципальное
   образование   город   Суздаль   статусом   городского    поселения,
   законодатель Владимирской области не выполнял требований ч.  7  ст.
   13  Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ,  а  именно
   не   выяснял  мнение  населения  города  Суздаль,  а  также  мнение
   населения  муниципального  района  Суздальский  район,   в   состав
   которого   Законом  Владимирской  области  от  26.11.2004  включено
   городское  поселение  город Суздаль (т. 2 л.д.  89),  при  этом  не
   согласился  с доводом представителя Законодательного Собрания,  что
   изменения  границ  города  Суздаля и преобразования  муниципального
   образования не имело места.
       Между  тем  в соответствии с абзацем 2 ч. 3 ст. 84 Федерального
   закона   от   6  октября  2003  года  наделение  законом   субъекта
   Российской   Федерации  городских,  сельских  населенных   пунктов,
   расположенных   в   границах   района,  являющегося   муниципальным
   образованием  на  день вступления в силу настоящей главы,  статусом
   городских, сельских поселений в соответствии с пунктом  1  части  1
   статьи  85  настоящего Федерального закона не  является  изменением
   границ, преобразованием указанного района.
       Утверждение  суда  о  том,  что,  наделив  статусом  городского
   поселения  муниципальное образование город  Суздаль,  которое  с  1
   января  2006  года  приобрело бы в силу  закона  статус  городского
   округа,   законодатель  Владимирской  области   фактически   лишает
   муниципальное   образование  город  Суздаль  этого   статуса,   что
   указывает   на   его   преобразование,  не  может   быть   признано
   состоятельным,  поскольку в силу ст. 13 п.  1  Федерального  закона
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской  Федерации"  преобразованием  муниципальных  образований
   является   объединение  и  разделение  муниципальных   образований,
   изменение  статуса городского поселения в связи  с  наделением  его
   статусом  городского  округа либо лишением его  статуса  городского
   округа,  а г. Суздаль ни городским поселением, ни городским округом
   не являлся, а суд этому обстоятельству не дал оценки.
       Кроме  того,  анализ  Федерального закона "Об  общих  принципах
   организации   местного   самоуправления  в  Российской   Федерации"
   свидетельствует о том, что право наделять статусом  городского  или
   сельского  поселения  городских  или  сельских  населенных  пунктов
   предоставлено   законодателю   субъекта   РФ,   в   данном   случае
   Законодательному Собранию Владимирской области, что судом  не  было
   принято во внимание.
       Кроме того, город Суздаль согласно областному Закону N 38-ОЗ от
   3  июня  2003  года  (т.  1  л.д.  58)  не  расположен  в  границах
   территорий  других  муниципальных образований, в  данном  случае  в
   границах  территории муниципального образования Суздальский  район,
   а  Суздальский район в силу ст. 1 Закона Владимирской области от  3
   июня  2003  года N 39-ОЗ "О муниципальных образованиях Владимирской
   области" также являлся самостоятельным муниципальным образованием.
       Поскольку  суд,  разрешая  заявленное  требование,  неправильно
   определил  ряд  обстоятельств, имеющих значение для  дела,  решение
   нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением  дела
   на новое рассмотрение.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Владимирского областного суда от 8 декабря  2004  года
   отменить  и  направить  дело  на новое рассмотрение  в  суд  первой
   инстанции.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz