Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 54-Г05-1 ОТ 02.03.2005 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ П. 1 СТ. 1 ЗАКОНА ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2004 N 292 ОКРУЖНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 2 марта 2005 года
   
                                                       Дело N 54-Г05-1
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   прокурора  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)  автономного  округа  о
   признании  противоречащим  федеральному законодательству  пункта  1
   статьи  1 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
   от 2 июля 2004 года N 292 Окружного Закона "О внесении изменений  в
   Закон   Таймырского  (Долгано-Ненецкого)  автономного  округа   "Об
   административных    правонарушениях"   по    кассационной    жалобе
   представителя  Думы  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)   автономного
   округа  на решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
   округа  от  17  ноября  2004 года, которым  постановлено:  признать
   пункт   1   статьи   1   Закона   Таймырского   (Долгано-Ненецкого)
   автономного  округа  от  02.07.2004  N  292  Окружного  Закона   "О
   внесении   изменений   в   Закон  Таймырского   (Долгано-Ненецкого)
   автономного    округа    "Об   административных    правонарушениях"
   противоречащим  федеральному законодательству, недействующим  и  не
   подлежащим   применению  с  момента  опубликования  в   официальном
   печатном издании, с 25 августа 2004 года.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.
   Еременко,  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)  автономного  округа
   обратился в суд Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного  округа
   с    заявлением    о    признании    противоречащим    федеральному
   законодательству  пункта  1 статьи 1 Закона  Таймырского  (Долгано-
   Ненецкого)  автономного округа от 2 июля 2004 года N 292  Окружного
   Закона   "О   внесении  изменений  в  Закон  Таймырского  (Долгано-
   Ненецкого)      автономного     округа     "Об     административных
   правонарушениях",  опубликованного в  газете  "Таймыр"  25  августа
   2004 года.
       Данным Законом внесены изменения в Закон округа от 4 июля  2002
   г.  N 202 Окружного Закона "Об административных правонарушениях" (в
   редакции Законов округа от 11 ноября 2003 г. N 226-ОкЗ и от 11  мая
   2004   г.   N   270-ОкЗ).   По   мнению   прокурора,   статья   4.1
   "Предоставление  жилых  помещений с целью  распития  алкогольной  и
   спиртосодержащей  продукции, потребления  наркотических  средств  и
   психотропных  веществ" противоречит федеральному  законодательству,
   так  как  нарушает права и законные интересы граждан  и  принята  с
   нарушением предоставленной компетенции.
       Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 "Об
   основах  федеральной жилищной политики" собственник недвижимости  в
   жилищной  сфере либо ее части имеет право в порядке,  установленном
   законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в  том
   числе  сдавать  в  наем, аренду, отдавать  в  залог  целиком  и  по
   частям,   продавать,  видоизменять,  перестраивать   или   сносить,
   совершать  иные  действия, если при этом не нарушаются  действующие
   нормы,  жилищные,  иные  права и свободы других  граждан,  а  также
   общественные интересы. Также данным Законом (статьей 4)  определены
   обязанности  граждан,  юридических лиц при использовании  жилищного
   фонда.
       Представители Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого)  автономного
   округа  в  судебном заседании с требованиями прокурора не согласны,
   просят   оставить   их  без  удовлетворения  и  пояснили,   что   в
   соответствии   с   п.  "к"  части  1  статьи  72   Конституции   РФ
   административное   и   административно-процессуальное,   а    также
   жилищное   законодательство   относится   к   совместному   ведению
   Российской Федерации и ее субъектов.
       Часть  2  статьи  76  Конституции РФ  предусматривает,  что  по
   предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее  субъектов
   издаются  федеральные законы и принимаемые в  соответствии  с  ними
   законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской
   Федерации. Также пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от  6  октября
   1999  г.  N  184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов  Российской Федерации" предусмотрено,  что  по  предметам
   совместного    ведения,   вплоть   до   принятия    соответствующих
   федеральных   законов,   субъекты   Российской   Федерации   вправе
   осуществлять   собственное   правовое   регулирование.   С   учетом
   вышеизложенного был принят Закон округа от 20 июля 2004 г.  N  292-
   ОкЗ  "О  внесении изменений в Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого)
   автономного  округа "Об административных правонарушениях",  который
   установил   административную  ответственность  за   правонарушения,
   совершенные    на    территории   Таймырского   (Долгано-Ненецкого)
   автономного   округа  и  не  предусмотренные  Кодексом   Российской
   Федерации об административных правонарушениях.
       Представители   администрации  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)
   автономного   округа   в   судебном  заседании   возражали   против
   заявленных   требований  и  пояснили,  что   оспариваемые   составы
   правонарушений,  указанные в пункте 1 статьи 4.1 Закона  округа  от
   20   июля  2004  г.  N  292-ОкЗ  "О  внесении  изменений  в   Закон
   Таймырского    (Долгано-Ненецкого)    автономного    округа     "Об
   административных  правонарушениях", не предусматривают  ограничение
   прав  и  свобод  человека  и гражданина в  какой-либо  форме  и  не
   ограничивают права граждан на пользование жилыми помещениями по  их
   назначению.   Данные  меры  направлены  на  защиту  нравственности,
   здоровья,   прав   и   законных   интересов   других   лиц.   Далее
   представитель  администрации  указал,  что  состав  правонарушений,
   предусмотренных    пунктом   1   статьи    4.1    Закона    округа,
   предусматривает   административную   ответственность    в    случае
   систематического,    то   есть   неоднократного,    организованного
   предоставления   жилого  помещения  для  распития   алкогольной   и
   спиртосодержащей  продукции,  создающего  невыносимые  условия  для
   проживания   и   нормального   отдыха   граждан,   проживающих    в
   непосредственном  соседстве.  Поскольку  статьей   232   Уголовного
   кодекса  РФ  не предусмотрены санкции за одноразовое предоставление
   жилого   помещения   для   потребления  наркотических   средств   и
   психотропных  веществ,  Законом  округа  предполагалось   устранить
   существующий пробел в законодательстве. На это был направлен  пункт
   2 статьи 4.1 Закона автономного округа.
       По делу постановлено указанное выше решение.
       Представитель Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого)  автономного
   округа   подал  кассационную  жалобу,  в  которой  просит   решение
   отменить.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
       В  силу  ст. ст. 35, 55 Конституции Российской Федерации  право
   частной  собственности охраняется законом (ч. 1)  и  каждый  вправе
   иметь   имущество   в   собственности,  владеть,   пользоваться   и
   распоряжаться  им как единолично, так и совместно с другими  лицами
   (ч.  2), и это право может быть ограничено лишь с соблюдением ч.  3
   статьи 55 Конституции Российской Федерации, где указано, что  права
   и  свободы  человека и гражданина могут быть ограничены федеральным
   законом  только в той мере, в какой это необходимо в  целях  защиты
   основ  конституционного  строя, нравственности,  здоровья,  прав  и
   законных  интересов  других  лиц,  обеспечения  обороны  страны   и
   безопасности государства.
       Кроме  этого,  правомочия владения, пользования и  распоряжения
   имуществом регулируются нормами гражданского законодательства.
       В  соответствии со статьей 72 пункта "к" Конституции Российской
   Федерации  административное законодательство находится в совместном
   ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а  в
   силу   ст.  76  Конституции  Российской  Федерация  законы  и  иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не  могут
   противоречить   федеральным   законам,   принятым    по    вопросам
   совместного ведения.
       Статьей  1.3  Кодекса Российской Федерации об  административных
   правонарушениях  предусмотрено, что к ведению Российской  Федерации
   в  области  законодательства  об  административных  правонарушениях
   относится     установление:    общих    положений    и    принципов
   законодательства   об  административных  правонарушениях;   перечня
   видов   административных   наказаний  и  правила   их   применения;
   административной  ответственности по вопросам, имеющим  федеральное
   значение,   в   том   числе  административной  ответственности   за
   нарушение  правил и норм, предусмотренных федеральными  законами  и
   иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации;  порядка
   производства  по делам об административных правонарушениях,  в  том
   числе  установление  мер  обеспечения  производства  по  делам   об
   административных правонарушениях.
       Статьей  1  Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого)  автономного
   округа  от  20.07.2004  N  292-ОкЗ "О внесении  изменений  в  Закон
   Таймырского    (Долгано-Ненецкого)    автономного    округа     "Об
   административных  правонарушениях"  глава  1  дополнена  ст.   4.1,
   которой  предусмотрена ответственность граждан  за  систематическое
   предоставление   жилых  помещений  гражданам   с   целью   распития
   алкогольной и спиртосодержащей продукции.
       Проанализировав  действующее  законодательство,  суд  пришел  к
   выводу    о   том,   что   Закон   округа   устанавливает    состав
   административного   правонарушения,  который   ограничивает   права
   граждан,    т.е.    законодатель   превысил    свою    компетенцию,
   предоставленную    органами   государственной   власти    субъектам
   Российской Федерации в этой сфере правоотношений.
       Как  видно из ст. ст. 20.20, 20.21 Кодекса Российской Федерации
   об  административных правонарушениях, установлена  административная
   ответственность   за   распитие  алкогольной   и   спиртосодержащей
   продукции  либо потребление наркотических средств или  психотропных
   веществ   в  общественных  местах  и  установлена  административная
   ответственность  за  появление в общественных  местах  в  состоянии
   алкогольного   опьянения,   но   при   этом   ответственность    за
   систематическое  предоставление жилых помещений гражданам  с  целью
   распития    алкогольной    и    спиртосодержащей    продукции    не
   предусмотрена.
       Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 "Об
   основах  федеральной  жилищной политики"  собственник  недвижимости
   вправе   в   порядке,  установленном  законодательством,   владеть,
   пользоваться  и распоряжаться своим имуществом, если  при  этом  не
   нарушаются  действующие  нормы,  жилищные,  иные  права  и  свободы
   других  граждан, а также общественные интересы, а статьей  4  этого
   Закона   определены  обязанности  граждан,  юридических   лиц   при
   использовании жилищного фонда.
       Постановление  Совета  Министров  РСФСР  от  25.09.1985  N  415
   содержит Правила пользования жилыми помещениями, содержания  жилого
   дома  и придомовой территории, которыми установлено, что наниматель
   обязан  использовать  жилое помещение для проживания,  обеспечивать
   сохранность  жилого  помещения  и  поддерживать  его  в  надлежащем
   состоянии.
       Предоставление  жилых помещений гражданам с целью  употребления
   наркотических    средств   и   психотропных   веществ    составляет
   объективную  сторону состава преступления, предусмотренного  частью
   1 статьи 232 Уголовного кодекса Российской Федерации.
       Поскольку   ч.  2  статьи  4.1  Закона  Таймырского   (Долгано-
   Ненецкого)  автономного округа от 20.07.2004 "О внесении  изменений
   в  Закон  Таймырского  (Долгано-Ненецкого) автономного  округа  "Об
   административных   правонарушениях"  установлена   административная
   ответственность  за  предоставление  жилых  помещений  гражданам  с
   целью  употребления  наркотических средств и психотропных  веществ,
   если  эти  действия  не  несут  уголовно  наказуемого  деяния,  суд
   правильно  пришел  к  выводу о том, что оспариваемая  норма  Закона
   установила   состав   административного   правонарушения,   который
   ограничивает  права  граждан,  следовательно,  субъект   вышел   за
   пределы своей компетенции.
       Довод  в  кассационной  жалобе о  том,  что  Кодекс  Российской
   Федерации  об административных правонарушениях не содержит  состава
   об  административной ответственности, который введен  п.  1  ст.  1
   оспариваемого  Закона, не свидетельствует о  том,  что  субъект  РФ
   вправе  устанавливать ответственность и ограничивать права граждан,
   не  имея  на  это  полномочий, нарушая, таким образом,  компетенцию
   федерального законодателя.
       Доводы  о нарушении норм процессуального права при рассмотрении
   данного  дела  судом  также  не  нашли  своего  подтверждения.   Из
   материалов  дела  видно,  что стороны в  процессе  не  менялись,  а
   замена  представителей этих сторон не противоречит ГПК РФ,  который
   не  предусматривает в данном случае обязанность суда вести  процесс
   с самого начала.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
   от  17  ноября  2004  года оставить без изменения,  а  кассационную
   жалобу    представителя   Думы   Таймырского    (Долгано-Ненецкого)
   автономного округа Скворцова А.Г. - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz