ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 марта 2005 г. N 15-14/6116
О ПРИМЕНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правовое управление ФТС России в части своей компетенции
сообщает следующее.
Таможенные органы при осуществлении таможенного контроля
руководствуются нормами Таможенного кодекса Российской Федерации,
ведомственными правовыми актами по таможенному делу.
Согласно пункту 1 статьи 361 Таможенного кодекса Российской
Федерации после выпуска товаров и (или) транспортных средств
таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности
заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке,
предусмотренном главой 35 Таможенного кодекса Российской
Федерации. Таможенный контроль может проводиться в любой из форм,
определенных в статье 366 Таможенного кодекса Российской
Федерации, применительно к требованиям, установленным Таможенным
кодексом Российской Федерации в отношении конкретных форм
таможенного контроля (основания, условия и порядок применения).
В пункте 4 статьи 363 Таможенного кодекса Российской Федерации
определены документы и порядок их получения таможенным органом для
осуществления проверки достоверности сведений после выпуска
товаров в рамках различных форм таможенного контроля. При этом
отмечаем, что в статье 367 Таможенного кодекса Российской
Федерации, предусматривающей форму таможенного контроля в виде
проверки документов и сведений, таможенный орган вправе запросить
дополнительные документы исключительно для проверки информации,
содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Запрос таких документов не распространяется на иные формы
таможенного контроля.
В случае если лицо считает, что при проведении таможенного
контроля были нарушены его права, свободы или законные интересы,
ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена
на него какая-либо обязанность, то это лицо вправе обжаловать
решение, действие таможенного органа или его должностного лица в
соответствии с главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.08.1995
N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" право осуществлять
оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным
подразделениям таможенных органов. В соответствии с этой статьей
таможенные органы решают определенные названным Федеральным
законом задачи исключительно в пределах своих полномочий,
установленных законодательными актами Российской Федерации.
Согласно п. 5 статьи 408 Таможенного кодекса Российской
Федерации таможенные органы вправе осуществлять в соответствии с
законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную
деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и
раскрытия преступлений, производство неотложных следственных
действий и дознания, по которым отнесено уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации к ведению таможенных
органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной
безопасности. В этих целях таможенные органы при наличии
оснований, установленных в статье 7 Федерального закона "Об
оперативно-розыскной деятельности", осуществляют оперативно-
розыскные мероприятия, предусмотренные статьей 6 Федерального
закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе в виде
наведения справок, обследования помещений, наблюдения. Таможенные
органы вправе производить изъятие материалов, сообщений, предметов
при проведении оперативно-розыскного мероприятия. Лицо,
полагающее, что действия государственных органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и
свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в
суд (пункт 3 статьи 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной
деятельности").
Таким образом, таможенные органы могут осуществлять проверочные
мероприятия как на основании положений Таможенного кодекса
Российской Федерации, так и Федерального закона "Об оперативно-
розыскной деятельности" в зависимости от того, в каких целях такие
мероприятия осуществляются. Полномочия конкретных структурных
подразделений и должностных лиц таможенных органов на
осуществление тех или иных функций определяются соответствующими
положениями и должностными инструкциями (должностными
регламентами).
Что касается запроса у проверяемых лиц документов и сведений в
рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности, отмечаем,
что Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" не
предусмотрена обязанность лиц по запросу органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, представлять такие документы и
сведения. Соответственно, если запрос документов и сведений
осуществляется вне рамок возбужденного уголовного дела, лица
вправе отказывать в предоставлении запрошенной информации.
Начальник
Правового управления
Г.БАЛАНДИНА
|