МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 февраля 2005 г. N 40
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании решения коллегии Минобрнауки России (протокол
заседания коллегии от 16 декабря 2004 г. N ПК-8) и письма
Национального фонда подготовки кадров от 25 января 2005 г. N
58/02а/ЕС приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации
положений Болонской декларации в системе высшего профессионального
образования Российской Федерации на 2005 - 2010 годы (далее - План
мероприятий).
2. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
(Болотову В.А.) и Федеральному агентству по образованию (Балыхину
Г.А.):
включать в ежегодные планы работы мероприятия по реализации
положений Болонской декларации в системе высшего профессионального
образования Российской Федерации в соответствии со сроками,
указанными в Плане мероприятий;
ежегодно до 1 декабря представлять в Департамент
государственной политики в образовании (Калине И.И.) промежуточные
и итоговые отчеты по выполнению Плана мероприятий.
3. Возложить координацию по реализации основных задач развития
системы высшего профессионального образования в Российской
Федерации в соответствии с Болонской декларацией на Национальный
фонд подготовки кадров (Соболеву Е.Н.).
4. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
(Болотову В.А.), Федеральному агентству по образованию (Балыхину
Г.А.) обеспечить размещение информации по реализации положений
Болонской декларации в системе высшего профессионального
образования Российской Федерации через средства массовой
информации и на web-cайтах.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Свинаренко А.Г.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Минобрнауки России
от 15 февраля 2005 г. N 40
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ
----------------------T------------------------------------------T--------T-----------¬
¦Цели развития системы¦ Мероприятия ¦Сроки ¦Исполнитель¦
¦ высшего ¦ ¦реали- ¦ ¦
¦ профессионального ¦ ¦зации ¦ ¦
¦ образования в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦Болонской декларацией¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------+--------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---------------------+------------------------------------------+--------+-----------+
¦1. Развитие ¦Внесение в Правительство Российской ¦2005 г. ¦Минобрнауки¦
¦системы высшего ¦Федерации проекта Федерального закона "О ¦ ¦России ¦
¦профессионального ¦внесении изменений в Закон Российской ¦ ¦ ¦
¦образования, ¦Федерации "Об образовании" и Федеральный ¦ ¦ ¦
¦основанной на двух ¦закон "О высшем и послевузовском ¦ ¦ ¦
¦основных уровнях ¦профессиональном образовании" (в части ¦ ¦ ¦
¦- бакалавриат и ¦установления двух уровней высшего ¦ ¦ ¦
¦магистратура ¦профессионального образования) ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Внесение в Правительство Российской ¦2005 г. ¦Минобрнауки¦
¦ ¦Федерации проекта Федерального закона "О ¦ ¦России ¦
¦ ¦внесении изменений в законодательные акты ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации" (в части ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставления права представителям ¦ ¦ ¦
¦ ¦объединений работодателей участвовать в ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственном прогнозировании и ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинге рынка труда, формировании ¦ ¦ ¦
¦ ¦перечней направлений подготовки ¦ ¦ ¦
¦ ¦(специальностей), разработке ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственных образовательных стандартов¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования и процедурах¦ ¦ ¦
¦ ¦контроля качества профессионального ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования) ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Разработка моделей подготовки бакалавров и¦2005 - ¦Минобрнауки¦
¦ ¦магистров с учетом особенностей профилей ¦2006 гг.¦России ¦
¦ ¦подготовки в высшем профессиональном ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовании ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Разработка Перечня направлений подготовки ¦2005 - ¦Минобрнауки¦
¦ ¦(специальностей) высшего профессионального¦2006 гг.¦России ¦
¦ ¦образования с учетом российских и мировых ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребностей рынка труда ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Определение профилей высшего ¦2006 г. ¦Минобрнауки¦
¦ ¦профессионального образования, сохраняющих¦ ¦России ¦
¦ ¦непрерывную подготовку специалистов ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Разработка, утверждение и введение в ¦2007 - ¦Минобрнауки¦
¦ ¦действие государственных образовательных ¦2008 гг.¦России ¦
¦ ¦стандартов высшего профессионального ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования третьего поколения, ¦ ¦ ¦
¦ ¦сформированных на основе компетентностного¦ ¦ ¦
¦ ¦подхода и системы зачетных единиц ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Создание информационных, аналитических и ¦2005 - ¦Рособразо- ¦
¦ ¦методических ресурсов, web-сайта по ¦2010 гг.¦вание ¦
¦ ¦двухуровневой системе для интернет-портала¦ ¦ ¦
¦ ¦по Болонской декларации ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------+--------+-----------+
¦2. Изучение и ¦Подготовка информационных материалов для ¦2005 - ¦Минобрнауки¦
¦введение системы ¦высших учебных заведений по практике ¦2010 гг.¦России ¦
¦зачетных единиц ¦применения зачетных единиц и ходу ¦2005 - ¦Рособразо- ¦
¦(ECTS) ¦эксперимента по использованию зачетных ¦2006 гг.¦вание ¦
¦ ¦единиц в учебном процессе, проводимого в ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с Приказом Минобразования ¦ ¦ ¦
¦ ¦России от 2 июля 2003 г. N 2847: ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализ опыта, накопленного высшими ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебными заведениями, уже перешедшими на ¦ ¦ ¦
¦ ¦систему кредитов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦обобщение результатов эксперимента по ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованию системы зачетных единиц в ¦ ¦ ¦
¦ ¦российских вузах; ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовка и распространение ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных и методических материалов и¦ ¦ ¦
¦ ¦инструкций ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Расширение инновационной деятельности ¦ ¦Рособразо- ¦
¦ ¦высших учебных заведений по переходу на ¦ ¦вание ¦
¦ ¦систему зачетных единиц: ¦ ¦ ¦
¦ ¦расширение внедрения системы зачетных ¦2005 г. ¦ ¦
¦ ¦единиц в вузах России ¦ ¦ ¦
¦ ¦внедрение модульных технологий построения ¦2005 - ¦ ¦
¦ ¦образовательных программ высшего ¦2007 гг.¦ ¦
¦ ¦профессионального образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработка предложений по переходу на ¦2006 г. ¦ ¦
¦ ¦"асинхронную" (модульную) организацию ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательного процесса ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Формирование методических основ ¦2005 - ¦Минобрнауки¦
¦ ¦накопительной системы зачетных единиц ¦2006 гг.¦России ¦
¦ ¦(кредитов) в профессиональном образовании ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Создание и поддержание web-сайта с ¦2005 - ¦Рособразо- ¦
¦ ¦информацией о системе зачетных единиц и ¦2010 гг.¦вание ¦
¦ ¦опыте ее внедрения в российских вузах для ¦ ¦ ¦
¦ ¦интернет-портала по Болонской декларации ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Переход российской системы высшего ¦2008 г. ¦Минобрнауки¦
¦ ¦профессионального образования на систему ¦ ¦России ¦
¦ ¦зачетных единиц ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------+--------+-----------+
¦3. Введение ¦Разработка образца приложения к диплому о ¦2005 - ¦Минобрнауки¦
¦приложения к диплому ¦высшем профессиональном образовании: ¦2006 гг.¦России ¦
¦о высшем ¦разработка единой системы классификации ¦2006 г. ¦ ¦
¦профессиональном ¦образовательных программ профессионального¦ ¦ ¦
¦образовании, ¦образования Российской Федерации ¦ ¦ ¦
¦совместимого с ¦перевод на английский язык дисциплин ¦2005 - ¦ ¦
¦общеевропейским ¦федеральных компонентов государственных ¦2006 гг.¦ ¦
¦приложением к диплому¦образовательных стандартов высшего ¦ ¦ ¦
¦о высшем образовании ¦профессионального образования и их ¦ ¦ ¦
¦(Diploma Supplement) ¦публикация ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработка методических рекомендаций по ¦2006 г. ¦ ¦
¦ ¦заполнению приложения к диплому о высшем ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональном образовании ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Создание и поддержание web-сайта с ¦2005 - ¦Рособразо- ¦
¦ ¦информацией о введении приложения к ¦2008 гг.¦вание ¦
¦ ¦диплому о высшем профессиональном ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовании для интернет-портала по ¦ ¦ ¦
¦ ¦Болонской декларации ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Введение приложения к диплому о высшем ¦2008 г. ¦Рособразо- ¦
¦ ¦профессиональном образовании, совместимого¦ ¦вание ¦
¦ ¦с общеевропейским приложением к диплому о ¦ ¦ ¦
¦ ¦высшем образовании (Diploma Supplement) ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------+--------+-----------+
¦4. Создание и ¦Решение вопросов признания иностранных ¦2005 - ¦Рособр- ¦
¦обеспечение ¦документов об образовании в государствах -¦2006 гг.¦надзор ¦
¦деятельности ¦участниках Болонской декларации: ¦ ¦ ¦
¦сопоставимой системы ¦разработка методических рекомендаций по ¦ ¦ ¦
¦признания иностранных¦академическому и профессиональному ¦ ¦ ¦
¦документов об ¦признанию российских документов об ¦ ¦ ¦
¦образовании в ¦образовании в государствах - участниках ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации ¦Болонской декларации; ¦ ¦ ¦
¦и российских ¦совершенствование системы признания ¦ ¦ ¦
¦документов в ¦иностранных документов об образовании на ¦ ¦ ¦
¦государствах - ¦территории Российской Федерации ¦ ¦ ¦
¦участниках Болонской +------------------------------------------+--------+-----------+
¦декларации ¦Создание системы подготовки и ¦2005 - ¦Рособр- ¦
¦ ¦переподготовки кадров по вопросам ¦2007 гг.¦надзор ¦
¦ ¦признания на территории Российской ¦ ¦Рособразо- ¦
¦ ¦Федерации иностранных документов об ¦ ¦вание ¦
¦ ¦образовании ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------+--------+-----------+
¦5. Проблема качества ¦Создание системы сопоставимых критериев, ¦2006 г. ¦Рособр- ¦
¦образования и ¦методик и технологии оценки качества ¦ ¦надзор ¦
¦разработки ¦образования с целью обеспечения ¦ ¦ ¦
¦сопоставимых ¦гармонизации российской системы оценки ¦ ¦ ¦
¦методологий и ¦качества образования с европейскими ¦ ¦ ¦
¦критериев оценки ¦системами ¦ ¦ ¦
¦качества образования +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Разработка технологии государственной ¦2006 г. ¦Рособр- ¦
¦ ¦аккредитации отдельных образовательных ¦ ¦надзор ¦
¦ ¦программ высшего профессионального ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Создание инфраструктуры признания ¦2005 - ¦Рособр- ¦
¦ ¦российской системы оценки качества ¦2007 гг.¦надзор ¦
¦ ¦образования другими странами - участниками¦ ¦ ¦
¦ ¦Болонского процесса: ¦ ¦ ¦
¦ ¦создание и поддержка web-сайта российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы аккредитации, реестра ¦ ¦ ¦
¦ ¦аккредитованных образовательных учреждений¦ ¦ ¦
¦ ¦и образовательных программ высшего ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования на русском и¦ ¦ ¦
¦ ¦английском языках; ¦ ¦ ¦
¦ ¦создание банка данных образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ российских и зарубежных вузов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦лицензированных в Российской Федерации, и ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов их оценивания при ¦ ¦ ¦
¦ ¦аккредитации; ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирование банка данных российских ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертов для участия в работе ¦ ¦ ¦
¦ ¦международных комиссий по оценке качества ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Привлечение зарубежных экспертов к работе ¦начиная ¦Рособр- ¦
¦ ¦экспертных комиссий по оценке качества ¦с ¦надзор ¦
¦ ¦образования ¦2005 г. ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Участие в работе международных ассоциаций ¦по при- ¦Рособр- ¦
¦ ¦(сетей) ¦глаше- ¦надзор ¦
¦ ¦ ¦ниям ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Содействие вхождению России в Европейскую ¦2005 - ¦Рособр- ¦
¦ ¦сеть агентств по обеспечению качества ENQA¦2006 гг.¦надзор ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Организация проведения рабочих семинаров ¦2005 - ¦Рособр- ¦
¦ ¦Международной сети агентств по гарантии ¦2008 гг.¦надзор ¦
¦ ¦качества высшего образования INQAAHE ¦ ¦ ¦
¦ ¦(2008 г.) и Сети аккредитационных агентств¦ ¦ ¦
¦ ¦стран Центральной и Восточной Европы ¦ ¦ ¦
¦ ¦CEENET (2007 г.) в России ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------+--------+-----------+
¦ ¦Создание Евразийской сети органов по ¦2004 - ¦Рособр- ¦
¦ ¦оценке качества образования (стран СНГ и ¦2005 гг.¦надзор ¦
¦ ¦Балтии) и обеспечение совместной ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦
+---------------------+------------------------------------------+--------+-----------+
¦6. Содействие ¦Нормативно-правовая поддержка ¦2005 г. ¦Минобрнауки¦
¦развитию ¦осуществления академической мобильности ¦ ¦России ¦
¦академической ¦студентов и преподавателей вузов ¦ ¦ ¦
¦мобильности студентов+------------------------------------------+--------+-----------+
¦и преподавателей ¦Создание системы предоставления ¦2006 - ¦Минобрнауки¦
¦вузов ¦институциональных и индивидуальных грантов¦2008 гг.¦России ¦
¦ ¦для обеспечения внутрироссийской и ¦ ¦Рособра- ¦
¦ ¦европейской мобильности российских ¦ ¦зование ¦
¦ ¦студентов и преподавателей ¦ ¦ ¦
L---------------------+------------------------------------------+--------+------------
|