ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 14 февраля 2005 г. N 03-1-03/210/11
О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Правовые условия использования электронной цифровой подписи в
электронных документах регулируются Федеральным законом от
10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом под
электронным документом понимается документ, в котором информация
представлена в электронно-цифровой форме; под электронной цифровой
подписью - реквизит электронного документа, предназначенный для
защиты данного электронного документа от подделки, полученный в
результате криптографического преобразования информации с
использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и
позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи,
а также установить отсутствие искажения информации в электронном
документе (в настоящее время Федеральный закон "Об электронном
документе" не принят).
Согласно пункту 2 статьи 1 действие указанного Федерального
закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ распространяется на отношения,
возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других
предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
Налоговые правоотношения регулируются законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
Налогоплательщикам в соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставлено право
представления в электронном виде только налоговой декларации по
установленной форме в налоговый орган по месту своего учета в
соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2
статья 80 Кодекса).
При этом Кодексом не предоставлено налогоплательщику право
выставления в электронном виде счетов-фактур при расчетах по
налогу на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура
является документом, служащим основанием для принятия
предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке,
предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость"
Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов учета
полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг
продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
02.12.2000 N 914, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную
для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях
определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к
вычету (возмещению) в установленном порядке.
При этом счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат
регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере
оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ,
оказанных услуг). Счета-фактуры, не соответствующие установленным
нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.
В частности, пунктом 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено,
что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением
порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не
могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю
продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура
подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо
иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с
приказом по организации. При этом данная статья Кодекса не
представляет возможности использования электронно-цифровых или
факсимильных подписей руководителя и главного бухгалтера
организации.
Таким образом, налогоплательщик (покупатель) согласно
вышеуказанной норме Кодекса не вправе регистрировать в книге
покупок выставленные продавцом счета-фактуры, не соответствующие
установленным нормам их заполнения.
В связи с изложенным налогоплательщик не вправе предъявлять к
вычету или возмещению суммы налога на добавленную стоимость,
уплаченные поставщику, на основании счета-фактуры, оформленного
поставщиком в электронном виде и заверенного электронно-цифровой
или факсимильной подписью руководителя и главного бухгалтера
организации.
По вопросу о возможности составления в электронном виде
первичных учетных документов (в частности, товарных накладных) с
заверением их электронно-цифровой или факсимильной подписью лиц,
занимающих в организации соответствующие должности или действующих
от имени организации на основании доверенности, следует обратиться
в Министерство финансов Российской Федерации, так как данный
вопрос не относится к компетенции Федеральной налоговой службы.
М.П.МОКРЕЦОВ
|