ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2005 г. N ГКПИ04-1479
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Степановой Е.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению М. о признании незаконным Положения о премировании
работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации
по итогам работы за квартал, утвержденного Генеральным прокурором
Российской Федерации 17 марта 1997 г.,
установил:
М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
о признании незаконным Положения о премировании работников органов
и учреждений прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за
квартал, утвержденного Генеральным прокурором Российской Федерации
17 марта 1997 г.
Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт
не прошел государственную регистрацию и обнародование, кроме того,
абзац второй пункта 4, пункт 5, пункт 6, абзац второй пункта 8
Положения также не соответствуют федеральному законодательству и
нарушают права прокурорских работников на гарантированное
вознаграждение за труд.
М. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не
явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Генеральной прокуратуры РФ
Агафонов И.Е. возражал против удовлетворения заявленных требований
и пояснил суду, что Положение о премировании работников органов и
учреждений прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за
квартал издано в пределах полномочий Генерального прокурора РФ,
соответствует действующему законодательству и не нарушает права
прокурорских работников на получение гарантированного
вознаграждения за труд.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица
Генеральной прокуратуры РФ Агафонова И.Е., исследовав материалы
дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
Конституция Российской Федерации в части 5 статьи 129
устанавливает, что полномочия, организация и порядок деятельности
прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной
системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору Российской Федерации определяются
федеральным законом.
Законом, определяющим правовые основы деятельности прокуратуры
Российской Федерации, является Федеральный закон "О прокуратуре
Российской Федерации", который в пункте 1 статьи 40 определяет,
что служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом
федеральной государственной службы.
Прокурорские работники являются государственными служащими
государственной службы Российской Федерации, исполняющими
обязанности по государственной должности федеральной
государственной службы Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О
прокуратуре Российской Федерации" Генеральный прокурор Российской
Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации,
издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и
учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения
и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности
системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер
материального и социального обеспечения указанных работников.
Во исполнение статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации" Генеральный прокурор Российской Федерации 17
марта 1997 г. утвердил Положение о премировании работников органов
и учреждений прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за
квартал.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763
"О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти" введена государственная регистрация нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих
права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающие правовой статус организаций или имеющие
межведомственный характер, с последующим их официальным
опубликованием.
Прокуратура Российской Федерации не входит в систему
федеральных органов исполнительной власти, и ее нормативные
правовые акты не подлежат государственной регистрации.
Как пояснил в суде представитель Генеральной прокуратуры РФ
Агафонов И.Е., оспариваемое Положение о премировании по системе
было доведено до сведения прокурорских работников, а также
опубликовано в 2003 году в систематизированном сборнике
нормативных правовых актов и рекомендаций "Государственная служба
в прокуратуре Российской Федерации".
С учетом изложенного доводы М. о незаконности Положения о
премировании работников органов и учреждений прокуратуры
Российской Федерации по итогам работы за квартал как не прошедшего
государственную регистрацию и обнародование являются
необоснованными.
Оплата труда прокурорских работников производится в виде
денежного содержания, которое является основным средством их
материального обеспечения и стимулирования профессиональной
служебной деятельности по занимаемой должности.
Денежное содержание прокурорских работников согласно пункту 1
статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, выслугу
лет, особые условия службы (в размере 50 процентов должностного
оклада); доплат за сложность, напряженность и высокие достижения в
труде (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных
надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности,
соответствующей должностным обязанностям, почетное звание
"Заслуженный юрист Российской Федерации"; денежного поощрения
(премии) по итогам работы за квартал и год; иных выплат,
предусмотренных законами и другими нормативными актами.
При этом денежное поощрение (премия) прокурорских работников по
итогам работы за квартал и год, а также оплата труда других
работников определяются по нормам, установленным для работников
органов исполнительной власти (абзац 6 пункта 1 статьи 44
настоящего Федерального закона).
Вопросы премирования работников органов исполнительной власти
установлены указами Президента Российской Федерации.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г.
N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих"
введено денежное содержание для федеральных государственных
служащих аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 "О
денежном содержании федеральных государственных служащих
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
представительств Российской Федерации, представительств
федеральных органов исполнительной власти и представительств
государственных органов при федеральных органах исполнительной
власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских
учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и
органов прокуратуры Российской Федерации" - денежное содержание
для федеральных государственных служащих прокуратуры субъекта
Российской Федерации, прокуратуры города (района) и определено,
что условия выплаты премий устанавливаются руководителями
федеральных органов государственной власти.
При утверждении фондов оплаты труда работников федеральных
государственных органов сверх сумм средств, направляемых для
выплаты должностных окладов федеральным государственным служащим,
предусматриваются также средства на выплату премий по результатам
работы - в размере трех должностных окладов.
Из содержания вышеназванных нормативных актов следует, что
выплата премии обуславливается результатами работы служащего.
Как пояснил суду представитель Генеральной прокуратуры РФ
Агафонов И.Е., премия - это денежная сумма, выплачиваемая
работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и относится
к дополнительным (стимулирующим) выплатам.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы
заявителя о том, что премия прокурорских работников по итогам
работы за квартал и год не может быть уменьшена, т.к. ее выплата
обусловлена результатами работы.
Абзацем вторым пункта 4 Положения предусмотрено, что
руководители структурных подразделений в пределах премиального
фонда, в том числе приходящегося на вакантные должности, вносят
предложения о конкретных размерах премии каждому работнику,
мотивируя повышение либо понижение ее размера.
Данная норма Положения определяет обязанности должностных лиц
прокуратуры, которые должны внести предложения о конкретных
размерах премии каждому работнику, мотивируя повышение либо
понижение ее размера, что соответствует правовой природе премии
как денежного поощрения и обеспечивает охрану законных прав
прокурорских работников на материальное обеспечение.
Пункт 5 Положения устанавливает, что премирование производится
с учетом личного вклада в решение задач, стоящих перед органами
прокуратуры, в выполнение порученной работы, соблюдения трудовой
дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка и
максимальными размерами не ограничивается.
Настоящий пункт Положения определяет показатели, с учетом
которых производится премирование, и они не противоречат
действующему законодательству.
Согласно пункту 6 Положения за упущения по службе, нарушение
трудовой дисциплины размер премии может быть снижен либо с учетом
тяжести допущенных нарушений работник может быть полностью лишен
премии.
Лишение премии или снижение ее размера с указанием причин
должно быть оформлено приказом руководителя прокуратуры,
института, наделенного правом принятия решения о премировании, по
итогам работы за квартал и производится только за тот период, в
котором имело место нарушение.
Лишение премии или ее снижение не может рассматриваться как
нарушение прав прокурорских работников на получение денежного
содержания, поскольку премия относится к стимулирующим выплатам и
является денежным поощрением по результатам работы.
Работникам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины, премия
не выплачивается за тот квартал, в котором совершен проступок,
повлекший увольнение (абзац второй пункта 8 Положения).
Данная норма Положения устанавливает порядок выплаты премии,
определенный представителем нанимателя в соответствии с
требованиями Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации".
Доводы заявителя о том, что Положение о премировании
противоречит нормам международного права, являются
несостоятельными.
Конвенция о защите заработной платы 1949 года не применяется к
отношениям по материальному обеспечению прокурорских работников,
поскольку регулирует отношения по выплате заработной платы,
которую должен уплатить предприниматель трудящемуся.
В силу пункта 2 статьи 40 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации" трудовые отношения работников органов и
учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской
Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о
государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
Законом к полномочиям Генерального прокурора Российской
Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации
отнесено регулирование порядка реализации мер материального
обеспечения прокурорских работников, к которым относится
установление положений о премировании. Утверждение Генеральным
прокурором Российской Федерации Положения о премировании
работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации
по итогам работы за квартал не противоречит нормам Трудового
кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что Положение о премировании работников органов и
учреждений прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за
квартал соответствует действующему законодательству, издано в
пределах компетенции Генерального прокурора Российской Федерации и
не нарушает права прокурорских работников на материальное
обеспечение, заявление М. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195,
198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление М. о признании незаконным Положения о премировании
работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации
по итогам работы за квартал, утвержденного Генеральным прокурором
Российской Федерации 17 марта 1997 г., оставить без
удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после
вынесения судом решения в окончательной форме.
|