ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 февраля 2005 г. N КБ-6-26/107@
НАПРАВЛЕНИЕ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
Федеральная налоговая служба направляет для руководства и
использования в работе при осуществлении контроля за правильностью
исчисления и уплаты налогов финскими организациями и гражданами,
осуществляющими деятельность в Российской Федерации, письмо
Министерства финансов Российской Федерации от 19.01.2005 N 03-08-
06/Финляндия по вопросу применения Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об
избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы
от 04.05.1996.
Б.М.КОРОЛЬ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 2005 г. N 03-08-06/Финляндия
Министерство финансов Российской Федерации доводит до сведения
следующее.
В соответствии со статьей 24 Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об
избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы
от 04.05.96 Министерство финансов Российской Федерации и
Министерство финансов Финляндской Республики, как компетентные
органы Договаривающихся государств, 9 ноября 2004 года согласовали
ряд вопросов, касающихся применения отдельных положений Соглашения
и Протокола к нему от 14 апреля 2000 года.
В частности, согласована общая позиция в отношении следующих
положений Соглашения и Протокола:
1. В отношении статьи 5, статьи 7 и статьи 8 Соглашения
Международная перевозка
Статья 8 является исключением по отношению к статье 7, это
означает, что доход, подпадающий под действие статьи 8, не может
облагаться налогом в Договаривающемся государстве, даже если в
этом государстве имеется постоянное представительство. Целью
статьи 8 является освобождение дохода, полученного в результате
международной перевозки, от налогообложения в государстве
источника. Если деятельность покрывается статьей 8, вопрос о
наличии постоянного представительства не имеет значения. Если
предпринимательская деятельность в области перевозок не
покрывается статьей 8, применению подлежит статья 7 совместно со
статьей 5.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8: "Прибыль или доходы
резидента одного Договаривающегося государства от использования,
содержания или сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры, баржи
и соответствующее оборудование для транспортировки контейнеров),
используемых для перевозки товаров или изделий, подлежат
налогообложению только в этом государстве, кроме случаев, когда
такие контейнеры используются для перевозки товаров или изделий
исключительно между пунктами на территории другого
Договаривающегося государства.".
Понятие "контейнер" означает средство транспортировки,
используемое при перевозке товаров, и "прибыль или доход от
использования, содержания или сдачи в аренду" означает, например,
что доход от сдачи в аренду такого контейнера предприятием одного
Договаривающегося государства подлежит налогообложению только в
этом государстве.
2. В отношении пункта 3 статьи 5 Соглашения
Определение того, образуют ли последующие строительные площадки
одно постоянное представительство
При определении того, образуют ли последующие строительные
площадки одно постоянное представительство, следует принимать во
внимание следующие принципы:
Временной критерий применяется к каждой конкретной строительной
площадке или строительному, монтажному или сборочному объекту или
деятельности по техническому надзору, связанному с ними (далее по
тексту - строительная площадка). При определении того, как долго
существовала площадка, не учитывается период времени, ранее
затраченный подрядчиком в связи с другой строительной площадкой,
которая абсолютно не связана с первой упомянутой площадкой. Однако
строительная площадка должна рассматриваться как единый объект
даже в том случае, если в ее основе лежат несколько контрактов,
при условии, что она формирует единое целое, как географическое,
так и коммерческое. Учитывая данное положение, строительная
площадка является единым целым, даже если заказы были размещены
различными лицами (например, на строительство ряда жилых домов).
3. В отношении пункта 3 статьи 5 Соглашения
Если срок фактического существования строительной площадки
превысил временной период 12/18 месяцев, то считается, что такая
строительная площадка является постоянным представительством с
самого первого дня существования. Соответственно положения статьи
7 касательно права налогообложения прибыли постоянного
представительства применяются с этого момента.
4. В отношении статьи II Протокола, подписанного в г. Хельсинки
14 апреля 2000 года, и принимая во внимание, что Соглашение
применяется с 1 января 2003 года
Переходный период для строительной площадки
В случае предприятий
Если период существования строительной площадки, которую
предприятие одного Договаривающегося государства имеет в другом
Договаривающемся государстве, начался до 01.01.2003 и превысил 36
месяцев с даты начала существования, считается, что постоянное
представительство существует только за период, который начался с
01.01.2003. Соответственно положения статьи 7 касательно права
налогообложения прибыли постоянного представительства применяются
с 01.01.2003. Таким же образом положения пункта 3 статьи 7
применяются к расходам такого постоянного представительства.
Пример 1. Если предприятие начало деятельность на строительной
площадке 01.12.2002 и его деятельность продолжалась 37 месяцев до
31.12.2005, только декабрь 2002 года является временным периодом,
когда постоянного представительства не существовало и, таким
образом, налог взиманию не подлежал. Соответственно положения
статьи 7 касательно права налогообложения прибыли постоянного
представительства применяются с 01.01.2003. Таким же образом
положения пункта 3 статьи 7 применяются к расходам такого
постоянного представительства.
Пример 2. Если предприятие начало деятельность на строительной
площадке 01.06.2001 и его деятельность продолжалась 37 месяцев до
30.06.2004, только период с 01.06.2001 по 31.12.2002 является
временным периодом, когда постоянного представительства не
существовало и, таким образом, налог взиманию не подлежал.
Соответственно положения статьи 7 касательно права налогообложения
прибыли постоянного представительства применяются с 01.01.2003.
Таким же образом положения пункта 3 статьи 7 применяются к
расходам такого постоянного представительства.
В случае персонала строительной площадки
Если период существования строительной площадки, которую
предприятие одного Договаривающегося государства имеет в другом
Договаривающемся государстве, начался до 01.01.2003 и превысил 36
месяцев с даты начала существования, вознаграждение, полученное
физическими лицами, о которых идет речь в подпункте а) пункта 2
статьи 11 Соглашения между Правительством Республики Финляндия и
Правительством Советских Социалистических Республик об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы,
подписанного 06.10.1987 в г. Москве, подлежит налогообложению в
Договаривающемся государстве, где осуществляется работа по найму,
и только за период, превышающий 36 месяцев.
Пример. Предприятие начало деятельность на строительной
площадке 01.12.2002, и его деятельность продолжалась 37 месяцев до
31.12.2005. Только вознаграждение, полученное за декабрь 2005
года, подлежит налогообложению в другом Договаривающемся
государстве, где осуществляется работа по найму.
5. С ссылкой на статью 2 Протокола, подписанного в г. Хельсинки
14 апреля 2000 г.
Возможность продления 36-месячного периода
На основании статьи II Протокола, подписанного в г. Хельсинки
14 апреля 2000 г., в исключительных случаях существует возможность
применения положений абзаца второго пункта 2 статьи 4 Соглашения
между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики
об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных
налогов от 06.10.87 касательно продления 36-месячного периода в
отношении строительной площадки.
Решение о продлении 36-месячного периода принимается
Министерством финансов Российской Федерации.
Просим довести настоящее письмо до налоговых органов для
руководства при осуществлении контроля за правильностью исчисления
и уплаты налогов финскими организациями и гражданами,
осуществляющими деятельность в Российской Федерации.
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
|