ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2005 года
Дело N 9-Г04-36
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Маслова А.М.,
Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании 9 февраля 2005 г. гражданское
дело по кассационным жалобам администрации г. Дзержинска
Нижегородской области и главы местного самоуправления Шатковского
района Нижегородской области на решение Нижегородского областного
суда от 1 декабря 2004 г., которым отказано в удовлетворении их
заявлений о признании недействующим с момента принятия и не
подлежащим применению Закона Нижегородской области от 11 октября
2004 г. N 111-З "О совмещении выборов, продлении или сокращении
сроков полномочий органов местного самоуправления в Нижегородской
области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Г.В. Манохиной,
объяснения представителя администрации г. Дзержинска С.Б.
Сперанского, главы местного самоуправления Шатковского района Ю.А.
Сергунина, поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя
Законодательного Собрания Нижегородской области Л.Н. Мулиной,
возражавшей против доводов кассационных жалоб, заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Ю.
Гончаровой, полагавшей решение суда оставить без изменения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
Законом Нижегородской области от 11 октября 2004 г. N 111-З "О
совмещении выборов, продлении или сокращении сроков полномочий
органов местного самоуправления Нижегородской области" установлен
день голосования на выборах глав и представительных органов вновь
образованных до 1 января 2005 г. муниципальных образований в ряде
районов области на 16 октября 2005 г. С указанным днем совмещен
день голосования на выборах глав и представительных органов
муниципальных образований, образованных в области до 6 октября
2003 г., для чего продлены до 16 октября 2005 г. истекающие до
этой даты сроки полномочий глав и представительных органов
муниципальных образований, кроме органов местного самоуправления
закрытого административно-территориального образования
федерального подчинения города Саров, а также сокращены сроки
полномочий глав и представительных органов муниципальных
образований, истекающие в период с 16 октября 2005 г. до 15
октября 2006 г., на соответствующий срок - до 16 октября 2005 г.
Администрация г. Дзержинска Нижегородской области и глава
местного самоуправления Шатковского района Нижегородской области
обратились в суд с заявлением о признании данного Закона
противоречащим федеральному законодательству, а именно статьям 8,
10, 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации", статей 16, 34 Федерального закона "Об общих принципах
местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого
просят в кассационных жалобах администрация г. Дзержинска
Нижегородской области и глава местного самоуправления Шатковского
района Нижегородской области. Полагают, что суд неправильно
применил нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационных жалоб, не находит оснований для отмены решения по
следующим основаниям.
В соответствии со статьей 82 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в
редакции Федерального закона от 12 августа 2004 г. N 99-ФЗ)
допускается не более чем на один год продление или сокращение
сроков полномочий органов местного самоуправления в целях
совмещения дня голосования: на выборах в органы местного
самоуправления с днем голосования на выборах в органы местного
самоуправления муниципальных образований, вновь образованных в
соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003
г. N 131-ФЗ. При этом выборы в органы местного самоуправления,
сроки полномочий которых продлены или сокращены, должны быть
проведены до 1 ноября 2005 г. Продление сроков полномочий
указанных органов осуществляется законом субъекта Российской
Федерации.
Отказывая заявителям в удовлетворении требований, суд правильно
исходил из того, что оспариваемый Закон, которым в целях
совмещения дня голосования на выборах представительных органов и
глав местного самоуправления Нижегородской области с днем
голосования на выборах в органы местного самоуправления вновь
образованных муниципальных образований в соответствии с
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ не более чем на
один год продлены или сокращены сроки полномочий глав и
представительных органов муниципальных образований, истекающие в
период с 16 октября 2005 г. до 15 октября 2006 г., на
соответствующий срок - до 16 октября 2005 г., не противоречит
федеральному законодательству.
Неосновательны доводы кассационных жалоб о том, что суд был не
вправе применить при рассмотрении настоящего дела положения статьи
82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12
июня 2002 г. N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12 августа
2004 г. N 99-ФЗ), а должен был исходить из положений Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (с последующими изменениями) от 28 августа
1995 г. N 154-ФЗ, которым установлено, что срок полномочий
депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления
определяется самостоятельно органами местного самоуправления в
Уставе муниципального образования, поскольку ситуация, сложившаяся
в Нижегородской области в период осуществления реформирования
местного самоуправления, подпадает под действие статьи 82
названного Федерального закона и оспариваемый Закон соответствует
этой правовой норме.
Правовые позиции, высказанные Конституционным Судом РФ в
постановлении от 30 мая 1996 г. и определении от 10 апреля 2002
г., не опровергают выводов суда, т.к. эти постановления
принимались по полномочиям федеральных органов государственной
власти и по другому вопросу.
Довод кассационных жалоб о том, что оспариваемым законом
назначены выборы в органы местного самоуправления с превышением
максимально допустимого срока, установленного Федеральным законом,
ошибочен, поскольку этим Законом области не принято и не могло
быть принято решение о назначении даты выборов в муниципальных
образованиях области. В силу статьи 10 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" выборы глав и депутатов
представительных органов местного самоуправления назначают
уполномоченные на это органы путем издания специального
постановления о назначении даты выборов с соблюдением
установленных законодательством сроков.
Нельзя согласиться с доводами кассационных жалоб о том, что
день голосования можно было совмещать только с днем голосования на
выборах в органы местного самоуправления только в тех
муниципальных образованиях, на территории которых до 1 января 2005
г. образуются новые муниципальные образования, так как это
суждение, высказанное в кассационных жалобах, противоречит
положениям статьи 82 Федерального закона.
Доводы кассационных жалоб, направленные к иному толкованию норм
материального права, примененных судом при разрешении данного
дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным,
оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационных
жалобах, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Нижегородского областного суда от 1 декабря 2004 г.
оставить без изменения, кассационные жалобы администрации г.
Дзержинска и главы местного самоуправления Шатковского района
Нижегородской области - без удовлетворения.
|