ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
9 февраля 2005 г.
N 0100/904-05-32
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЯ ПО ФОРМЕ 1-ДОЗ
Одним из основных направлений в области обеспечения
радиационной безопасности населения является изучение
закономерности формирования доз облучения персонала при
осуществлении работ с источниками ионизирующего излучения, оценка
влияния этих доз на показатели здоровья и определение
оптимизированных мер защиты человека от вредного влияния
ионизирующего излучения.
В настоящее время надзор за дозами облучения персонала,
работающего с источниками ионизирующего излучения, проводится в
соответствии с Федеральным законом о "Радиационной безопасности
населения", НРБ-99 и ОСПОРБ-99.
Отчетными годовыми формами федерального государственного
статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения
граждан являются формы:
N 1-ДОЗ - "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в
условиях нормальной эксплуатации техногенных источников
ионизирующего излучений" и
N 2-ДОЗ - "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в
условиях радиационной аварии или планируемого повышенного
облучения, а также лиц из населения, подвергшегося аварийному
облучению", которые утверждены постановлением Госкомстата России
от 07.09.99 N 84 "Об утверждении годовых форм федерального
государственного статистического наблюдения за индивидуальными
дозами облучения граждан".
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека провела анализ сроков поступления и
качества материала по форме Федерального государственного
статистического наблюдения 1-ДОЗ и сообщает.
В соответствии с приказами Минздрава России: от 31.07.2000 N
298, утвердившим "Положение об ЕСКИД", от 01.11.2002 N 333 "О
создании федеральных банков данных" за 2000-2004 годы проведена
работа по созданию ЕСКИД в части контроля и учета доз облучения
персонала организаций, работающих с источниками ионизирующего
излучения. Обеспечен сбор данных от организаций, поступление их в
ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации, дальнейшее поступление в
Федеральный банк данных на базе Федерального ЦГСЭН, передача,
обработка и анализ данных в НИИ радиационной гигиены и обратное
поступление верифицированной, обработанной и проанализированной
информации в Федеральный банк данных для ее постоянного хранения и
использования.
Тем самым организован учет доз облучения персонала объектов,
находящихся под надзором территориальных управлений Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, в государственной системе контроля и учета доз облучения
населения.
Разработано и постоянно совершенствуется единое программное
обеспечение, которое позволит автоматизировать процесс сбора и
передачи информации. В настоящее время новая программа по учету
доз облучения персонала, апробированная в центрах
госсанэпиднадзора, проходит аттестацию.
В 2004 году наметилось существенное повышение качества
информации, поступающей в Федеральный банк данных. Налажена
оперативная связь между федеральным банком и ЦГСЭН субъектов
Российской Федерации, фактически выполняющими функции региональных
банков данных. В стадии завершения находится формирование единого
перечня организаций, работающих с источниками ионизирующих
излучений, входящих в ЕСКИД.
По итогам анализа материалов, поступивших в банк данных,
подготовлены таблицы доз облучения и количественного состава
персонала, которые опубликованы в справочниках доз облучения
населения за 2002 и 2003 годы и направлены во все территориальные
управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
Общая численность персонала на поднадзорных Федеральной службе
объектах составила в 2004 году 229427 человек, из них
непосредственно работают с источниками (категория А) - 159774
человека, еще 69653 человека относятся к категории Б.
Индивидуальная годовая эффективная доза облучения персонала группы
А в 2003 году в среднем составила 1,8 мЗв, персонала группы Б -
0,3 мЗв, всего персонала 1,35 мЗв. Средняя индивидуальная годовая
эффективная доза техногенного облучения населения, проживающего в
зонах наблюдения (2 млн. 740 тысяч человек), в 2003 году составила
0,02 мЗв.
В 2003 году по данным ЕСКИД зарегистрировано 43 случая
превышения норматива индивидуальных годовых эффективных доз
облучения персонала (20 мЗв).
Вместе с тем, опыт работы по сбору информации и формированию
федерального банка данных за прошедшие годы показывает, что 100%
сбор информации пока не обеспечен. В 2004 году семь из 89 регионов
Российской Федерации (Республика Тыва, Чеченская Республика,
Волгоградская область, Агинский Бурятский автономный округ,
Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Усть-
Ордынский Бурятский автономный округ) не представили информацию в
федеральный банк данных.
Характерными ошибками, встречающимися при анализе информации,
предоставляемой регионами в формах отчетности 1-ДОЗ, являются
неправильное указание номера государственного пенсионного
страхования и номера ОКПО организаций. Отсутствие указанных
сведений не позволяет на региональном и федеральном уровне
идентифицировать лиц из персонала, их персональные дозы и
обеспечить контроль динамики годовых доз для лиц, у которых
годовые пределы доз были превышены или близки к пределу. Не
удается также сформировать единый банк организаций. Упомянутые
ошибки недопустимы, их наличие чаще всего связано с отсутствием
входного контроля со стороны территориальных органов Федеральной
службы.
Важнейшей задачей в работе территориальных управлений является
выявление наиболее облучаемых лиц из персонала и обеспечение
надежного контроля достоверности информации, поступающей в
региональные банки данных. Только в 18 субъектах РФ количество
персонала превышает 1000 человек, в остальных - 71 территории это
количество составляет в среднем 500-700 человек.
Для системного контроля за дозами облучения персонала следует
иметь как список организаций, где работает персонал группы А, так
и поименный список персонала (по каждой организации), работающего
с источниками ионизирующего излучения, и ежегодно (только)
корректировать его.
Учет доз позволяет:
- прослеживать в динамике годовые дозы облучения;
- контролировать накопленные дозы облучения персонала;
- своевременно определять предприятия, не представившие годовые
отчетные формы 1-ДОЗ и 2-ДОЗ.
При анализе поступивших материалов необходимо обращать внимание
не только на превышение нормативных значений доз облучения
персонала, но и на динамику их изменения (особенно возрастание) по
сравнению с предыдущими показателями и контрольными уровнями.
Медицинские предприятия следует выделить в отдельный список,
так как большинство персонала, не охваченного индивидуальным
дозиметрическим контролем (ИДК), это работники медицинских
учреждений. Следует разделить список медицинских учреждений по
видам деятельности: рентгеновские источники, радиоизотопная
диагностика, лучевая терапия, ускорители.
Аналитические материалы не реже чем 1 раз в год направляются в
органы управления здравоохранением субъекта Российской Федерации с
конкретными предложениями по минимизации доз облучения
медицинского персонала.
Кроме этого на региональном уровне необходимо иметь следующую
ежегодно обновляемую информацию:
- перечень предприятий, "освобожденных" от ведения ИДК
персонала, с указанием причины, о чем должна быть внесена запись в
действующее санитарно-эпидемиологическое заключение на право
работы с НИИ;
- перечень предприятий, не представивших отчеты по формам 1-2-
ДОЗ за каждый год с указанием причин (в течение года при
обследовании предприятий или по официальным запросам необходимо
выяснить причину отсутствия отчета, этот факт должен быть учтен
при дальнейшей надзорной работе с объектом и его плановом
обследовании);
- заполненные формы 1-ДОЗ по каждому предприятию (с поименным
списком сотрудников каждого предприятия на основе приказов
администрации предприятий), данные которой контролируются
(выборочно) при осуществлении планового надзора и должны совпадать
с результатами протоколов проведения ИДК.
При невыполнении сроков представления отчетных форм следует
применять меры административного характера к руководителям
организаций, использующих РЖИ, вплоть до приостановления действия
лицензии на право работы с ними.
Ежегодно в 1-2 кварталах года, следующего за отчетным, а также
при выдаче или продлении санитарно-эпидемиологических заключений
на право работы с источниками ионизирующего излучения проводится
анализ полученных ранее доз облучения персонала.
При аналитическом сравнении доз облучения персонала с
предыдущими (годовыми) данными необходимо анализировать вопросы:
- непревышение установленных нормативов;
- тенденции к увеличению уровня доз облучения персонала - в
таком случае следует установить причины, не дожидаясь превышения
нормативов, и разработать мероприятия по сохранению достигнутого
(экономически целесообразного) уровня доз облучения при конкретной
технологической операции, виде работ.
Следует проводить сравнительную оценку доз облучения персонала
в организациях, использующих одинаковые технологии и методы
исследования.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека обращает внимание территориальных
управлений на качество представляемой информации, ее полноту и
достоверность, что является залогом подготовки достоверных
статистических отчетов в целом по Российской Федерации.
С целью устранения отмеченных недостатков территориальным
управлениям Федеральной службы в 2005 году необходимо:
1). Обеспечить контроль за:
- сроками представления информации по форме 1-ДОЗ от
организаций (до 1 апреля 2005 года) и сроками ее поступления в
Федеральный банк данных (до 1 мая 2005 года);
- качеством и полнотой заполнения форм 1-ДОЗ, достоверностью
информации, содержащейся в формах 1-ДОЗ организаций.
2). Обратить особое внимание на информацию о лицах из персонала
с наибольшими дозами облучения в динамике за несколько лет,
наличие персональных номеров государственного пенсионного
страхования и номера ОКПО организаций.
3). Организовать и провести аналитическую работу по дозам
облучения персонала с направлением результатов в заинтересованные
органы исполнительной власти и организации во втором квартале 2005
года.
Одновременно направляем аналитические данные по каждому из
субъектов Российской Федерации за 2003-2004 годы, подготовленные
Федеральным банком данных совместно с НИИ радиационной гигиены.
<*>
-----------------------------------
<*> Не приводится.
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
|