Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПИСЬМО РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 09.02.2005 N 0100/904-05-32 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЯ ПО ФОРМЕ 1-ДОЗ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
               ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                                ПИСЬМО
                                   
                           9 февраля 2005 г.
                                   
                           N 0100/904-05-32
                                   
              О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЯ ПО ФОРМЕ 1-ДОЗ
   
       Одним   из   основных   направлений   в   области   обеспечения
   радиационной     безопасности    населения    является     изучение
   закономерности   формирования   доз   облучения    персонала    при
   осуществлении  работ с источниками ионизирующего излучения,  оценка
   влияния   этих   доз   на   показатели   здоровья   и   определение
   оптимизированных   мер   защиты  человека   от   вредного   влияния
   ионизирующего излучения.
       В   настоящее  время  надзор  за  дозами  облучения  персонала,
   работающего  с  источниками ионизирующего излучения,  проводится  в
   соответствии  с  Федеральным  законом о "Радиационной  безопасности
   населения", НРБ-99 и ОСПОРБ-99.
       Отчетными   годовыми   формами  федерального   государственного
   статистического  наблюдения  за  индивидуальными  дозами  облучения
   граждан являются формы:
       N  1-ДОЗ  -  "Сведения о дозах облучения  лиц  из  персонала  в
   условиях    нормальной    эксплуатации    техногенных    источников
   ионизирующего излучений" и
       N  2-ДОЗ  -  "Сведения о дозах облучения  лиц  из  персонала  в
   условиях   радиационной   аварии   или   планируемого   повышенного
   облучения,  а  также  лиц  из населения,  подвергшегося  аварийному
   облучению",  которые утверждены постановлением  Госкомстата  России
   от   07.09.99  N  84  "Об  утверждении  годовых  форм  федерального
   государственного  статистического  наблюдения  за   индивидуальными
   дозами облучения граждан".
       Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
   и   благополучия  человека  провела  анализ  сроков  поступления  и
   качества   материала   по   форме   Федерального   государственного
   статистического наблюдения 1-ДОЗ и сообщает.
       В  соответствии с приказами Минздрава России: от  31.07.2000  N
   298,  утвердившим  "Положение об ЕСКИД", от  01.11.2002  N  333  "О
   создании  федеральных  банков данных" за 2000-2004  годы  проведена
   работа  по  созданию ЕСКИД в части контроля и учета  доз  облучения
   персонала   организаций,  работающих  с  источниками  ионизирующего
   излучения. Обеспечен сбор данных от организаций, поступление  их  в
   ЦГСЭН  в  субъектах Российской Федерации, дальнейшее поступление  в
   Федеральный  банк  данных  на  базе Федерального  ЦГСЭН,  передача,
   обработка  и  анализ данных в НИИ радиационной гигиены  и  обратное
   поступление  верифицированной,  обработанной  и  проанализированной
   информации в Федеральный банк данных для ее постоянного хранения  и
   использования.
       Тем  самым  организован учет доз облучения персонала  объектов,
   находящихся  под  надзором территориальных  управлений  Федеральной
   службы  по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
   человека,  в государственной системе контроля и учета доз облучения
   населения.
       Разработано  и  постоянно совершенствуется  единое  программное
   обеспечение,  которое  позволит автоматизировать  процесс  сбора  и
   передачи  информации. В настоящее время новая  программа  по  учету
   доз     облучения    персонала,    апробированная     в     центрах
   госсанэпиднадзора, проходит аттестацию.
       В   2004   году  наметилось  существенное  повышение   качества
   информации,   поступающей  в  Федеральный  банк  данных.   Налажена
   оперативная  связь  между  федеральным  банком  и  ЦГСЭН  субъектов
   Российской  Федерации, фактически выполняющими функции региональных
   банков  данных. В стадии завершения находится формирование  единого
   перечня   организаций,   работающих  с   источниками   ионизирующих
   излучений, входящих в ЕСКИД.
       По  итогам  анализа  материалов,  поступивших  в  банк  данных,
   подготовлены  таблицы  доз  облучения  и  количественного   состава
   персонала,  которые  опубликованы  в  справочниках  доз   облучения
   населения  за  2002 и 2003 годы и направлены во все территориальные
   управления  Федеральной  службы по  надзору  в  сфере  защиты  прав
   потребителей и благополучия человека.
       Общая  численность персонала на поднадзорных Федеральной службе
   объектах   составила   в   2004  году  229427   человек,   из   них
   непосредственно  работают  с источниками  (категория  А)  -  159774
   человека,   еще   69653   человека   относятся   к   категории   Б.
   Индивидуальная годовая эффективная доза облучения персонала  группы
   А  в  2003 году в среднем составила 1,8 мЗв, персонала группы  Б  -
   0,3  мЗв, всего персонала 1,35 мЗв. Средняя индивидуальная  годовая
   эффективная  доза техногенного облучения населения, проживающего  в
   зонах  наблюдения (2 млн. 740 тысяч человек), в 2003 году составила
   0,02 мЗв.
       В   2003  году  по  данным  ЕСКИД  зарегистрировано  43  случая
   превышения   норматива  индивидуальных  годовых   эффективных   доз
   облучения персонала (20 мЗв).
       Вместе  с  тем, опыт работы по сбору информации и  формированию
   федерального  банка данных за прошедшие годы показывает,  что  100%
   сбор  информации пока не обеспечен. В 2004 году семь из 89 регионов
   Российской   Федерации  (Республика  Тыва,  Чеченская   Республика,
   Волгоградская   область,  Агинский  Бурятский   автономный   округ,
   Корякский  автономный  округ,  Ненецкий  автономный  округ,   Усть-
   Ордынский  Бурятский автономный округ) не представили информацию  в
   федеральный банк данных.
       Характерными  ошибками, встречающимися при анализе  информации,
   предоставляемой  регионами  в  формах  отчетности  1-ДОЗ,  являются
   неправильное    указание   номера   государственного    пенсионного
   страхования   и  номера  ОКПО  организаций.  Отсутствие   указанных
   сведений   не  позволяет  на  региональном  и  федеральном   уровне
   идентифицировать   лиц  из  персонала,  их  персональные   дозы   и
   обеспечить  контроль  динамики  годовых  доз  для  лиц,  у  которых
   годовые  пределы  доз  были  превышены или  близки  к  пределу.  Не
   удается  также  сформировать  единый банк  организаций.  Упомянутые
   ошибки  недопустимы,  их наличие чаще всего связано  с  отсутствием
   входного  контроля  со стороны территориальных органов  Федеральной
   службы.
       Важнейшей задачей в работе территориальных управлений  является
   выявление  наиболее  облучаемых  лиц  из  персонала  и  обеспечение
   надежного   контроля   достоверности  информации,   поступающей   в
   региональные  банки  данных. Только в 18  субъектах  РФ  количество
   персонала  превышает 1000 человек, в остальных - 71 территории  это
   количество составляет в среднем 500-700 человек.
       Для  системного контроля за дозами облучения персонала  следует
   иметь  как список организаций, где работает персонал группы А,  так
   и  поименный  список персонала (по каждой организации), работающего
   с   источниками   ионизирующего  излучения,  и  ежегодно   (только)
   корректировать его.
       Учет доз позволяет:
       - прослеживать в динамике годовые дозы облучения;
       - контролировать накопленные дозы облучения персонала;
       - своевременно определять предприятия, не представившие годовые
   отчетные формы 1-ДОЗ и 2-ДОЗ.
       При анализе поступивших материалов необходимо обращать внимание
   не   только   на  превышение  нормативных  значений  доз  облучения
   персонала, но и на динамику их изменения (особенно возрастание)  по
   сравнению с предыдущими показателями и контрольными уровнями.
       Медицинские  предприятия следует выделить в  отдельный  список,
   так   как  большинство  персонала,  не  охваченного  индивидуальным
   дозиметрическим   контролем   (ИДК),  это   работники   медицинских
   учреждений.  Следует  разделить список  медицинских  учреждений  по
   видам   деятельности:   рентгеновские   источники,   радиоизотопная
   диагностика, лучевая терапия, ускорители.
       Аналитические материалы не реже чем 1 раз в год направляются  в
   органы управления здравоохранением субъекта Российской Федерации  с
   конкретными    предложениями   по   минимизации    доз    облучения
   медицинского персонала.
       Кроме  этого на региональном уровне необходимо иметь  следующую
   ежегодно обновляемую информацию:
       -   перечень   предприятий,  "освобожденных"  от  ведения   ИДК
   персонала, с указанием причины, о чем должна быть внесена запись  в
   действующее   санитарно-эпидемиологическое  заключение   на   право
   работы с НИИ;
       -  перечень предприятий, не представивших отчеты по формам 1-2-
   ДОЗ   за  каждый  год  с  указанием  причин  (в  течение  года  при
   обследовании  предприятий  или по официальным  запросам  необходимо
   выяснить  причину  отсутствия отчета, этот факт должен  быть  учтен
   при   дальнейшей  надзорной  работе  с  объектом  и  его   плановом
   обследовании);
       -  заполненные формы 1-ДОЗ по каждому предприятию (с  поименным
   списком   сотрудников  каждого  предприятия  на   основе   приказов
   администрации    предприятий),   данные   которой    контролируются
   (выборочно) при осуществлении планового надзора и должны  совпадать
   с результатами протоколов проведения ИДК.
       При  невыполнении  сроков представления отчетных  форм  следует
   применять   меры   административного  характера   к   руководителям
   организаций,  использующих РЖИ, вплоть до приостановления  действия
   лицензии на право работы с ними.
       Ежегодно в 1-2 кварталах года, следующего за отчетным, а  также
   при  выдаче  или продлении санитарно-эпидемиологических  заключений
   на  право  работы с источниками ионизирующего излучения  проводится
   анализ полученных ранее доз облучения персонала.
       При   аналитическом   сравнении  доз  облучения   персонала   с
   предыдущими (годовыми) данными необходимо анализировать вопросы:
       - непревышение установленных нормативов;
       -  тенденции  к увеличению уровня доз облучения персонала  -  в
   таком  случае  следует установить причины, не дожидаясь  превышения
   нормативов,  и  разработать мероприятия по сохранению  достигнутого
   (экономически целесообразного) уровня доз облучения при  конкретной
   технологической операции, виде работ.
       Следует  проводить сравнительную оценку доз облучения персонала
   в   организациях,  использующих  одинаковые  технологии  и   методы
   исследования.
       Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
   и   благополучия   человека   обращает   внимание   территориальных
   управлений  на  качество представляемой информации,  ее  полноту  и
   достоверность,   что   является  залогом   подготовки   достоверных
   статистических отчетов в целом по Российской Федерации.
       С   целью  устранения  отмеченных  недостатков  территориальным
   управлениям Федеральной службы в 2005 году необходимо:
       1). Обеспечить контроль за:
       -   сроками   представления  информации  по  форме   1-ДОЗ   от
   организаций  (до  1 апреля 2005 года) и сроками  ее  поступления  в
   Федеральный банк данных (до 1 мая 2005 года);
       -  качеством  и  полнотой заполнения форм 1-ДОЗ, достоверностью
   информации, содержащейся в формах 1-ДОЗ организаций.
       2). Обратить особое внимание на информацию о лицах из персонала
   с  наибольшими  дозами  облучения  в  динамике  за  несколько  лет,
   наличие    персональных   номеров   государственного    пенсионного
   страхования и номера ОКПО организаций.
       3).  Организовать  и  провести аналитическую  работу  по  дозам
   облучения  персонала с направлением результатов в  заинтересованные
   органы исполнительной власти и организации во втором квартале  2005
   года.
       Одновременно  направляем аналитические  данные  по  каждому  из
   субъектов  Российской  Федерации за 2003-2004 годы,  подготовленные
   Федеральным  банком  данных совместно с НИИ  радиационной  гигиены.
   <*>
   -----------------------------------
       <*> Не приводится.
   
                                              Заместитель руководителя
                                                         Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz