Политическая организация
"Партидул комунистилор (непечеристи)"
и Унгуряну против Румынии
(Partidul Comunistilor (Nepeceristi)
and Ungureanu - Romania) (N 46626/99)
По материалам Постановления
Европейского Суда по правам человека
от 3 февраля 2005 года
(вынесено III Секцией)
Обстоятельства дела
Жалоба в Европейский Суд была подана политической организацией,
именующейся "Партидул комунистилор (непечеристи)" (ПКН), - Партия
коммунистов, члены которой не являются членами Румынской
коммунистической партии, и ее председателем. В 1996 году суды
отказали в регистрации ПКН как политической партии, сославшись при
этом на ее устав и политическую программу. Суды сочли, что ПКН
добивается создания гуманного, демократического общества,
основанного на коммунистической доктрине, и что это предполагает,
что ПКН рассматривала конституционный строй и правовой порядок,
существующие в стране с 1989 года, как негуманные и
недемократические. До обращения за регистрацией ПКН не проявляла
политической активности.
Вопросы права
По поводу соблюдения требований Статьи 11 Конвенции. Акт
вмешательства государства в реализацию права заявителей на свободу
объединения с другими, вытекающий из отказа включить ПКН в
специальный реестр политических партий, был "предусмотрен законом"
и преследовал цель охраны национальной безопасности и защиты прав
и свобод других лиц. Оценка того, является ли такое вмешательство
необходимым в демократическом обществе, должна концентрироваться
на политической программе и уставе ПКН, поскольку анализ этих
документов лежал в основе решений национальных судов. Суды приняли
решение не в пользу заявителей на том основании, что цели ПКН не
способствуют поддержанию национального суверенитета и, в
частности, что средства, предлагаемые ПКН для достижения своих
целей, несовместимы с конституционным строем и правовым порядком,
установленными в Румынии. Европейский Суд замечает, что
политическая программа и устав ПКН подчеркивают важность
поддержания национального суверенитета страны, ее территориальной
целостности, укрепления конституционного строя, правового порядка
и принципов демократии и не содержат никаких фраз, которые могли
быть сочтены как призыв к использованию насилия, к восстанию или
как любая иная форма отвержения демократических принципов или как
призыв к установлению "диктатуры пролетариата".
Программа и устав ПКН дистанцируются от злоупотреблений бывшей
Коммунистической партии и критикуют политику государства,
проводимую с 1989 года. В демократическом обществе не может быть
оправдания курсу создания препятствий какой-либо политической
группе, которая блюдет фундаментальные демократические принципы,
только за то, что такая группа критикует конституционный строй и
правовой порядок страны и стремится к публичным дебатам на
политической арене.
Суды страны не продемонстрировали, что имеются какие-либо
параметры, по которым программа и устав ПКН противоречат
конституционному строю и правовому порядку страны и, в частности,
фундаментальным принципам демократии. Для государства - участника
Конвенции недопустимо отказывать в разрешении политической
дискуссии в обществе в связи с возникновением новой
коммунистической партии. Конечно, необходимо проверять, чтобы
политическая программа той или иной партии не скрывала бы цели и
намерения, отличающиеся от тех, которые этой партией провозглашены
открыто, но такая проверка должна выполняться путем сравнения
содержания программы с действиями членов партии и ее руководителей
и позициями, которые они отстаивают. Однако у ПКН даже не было
времени предпринять какие-либо практические действия, поскольку ее
предыдущее заявление о регистрации было отклонено. Хотя Румыния
действительно до 1989 года находилась под властью тоталитарного
коммунистического режима, соображения коммунистического прошлого
страны сами по себе не могут служить оправданием вмешательства
государства в реализацию права заявителей на свободу объединения с
другими, особенно ввиду того, что коммунистические партии,
придерживающиеся марксистской идеологии, существуют в ряде стран,
подписавших Конвенцию. Поскольку суды Румынии не установили, что
политическая программа заявителей несовместима с устоями
"демократического общества" (не говоря уже об отсутствии
доказательств достаточно непосредственной угрозе демократии со
стороны ПКН), отказ зарегистрировать ПКН в качестве политической
партии даже до того, как она приступила к своей деятельности, не
отвечает "насущной общественной потребности" и является
непропорциональным преследуемой государством цели.
Постановление
Европейский Суд пришел к выводу, что в данном вопросе по делу
допущено нарушение требований Статьи 11 Конвенции (принято
единогласно).
Компенсация
В порядке применения Статьи 41 Конвенции. Европейский Суд счел,
что установление факта нарушения требований Конвенции само по себе
является достаточной справедливой компенсацией причиненного
заявителю вреда. Суд также вынес решение в пользу заявителя о
возмещении определенной суммы судебных издержек и иных расходов,
понесенных в связи с судебным разбирательством.
|