МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 3 февраля 2005 г. N 8.15-110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т RA-25141
25 августа 2004 г., днем, при попытке выполнения экипажем
разворота вертолета на курс взлета методом перемещения на висении
с площадки, расположенной на мысе Константиновский (юго-восточное
побережье Баренцева моря), потерпел аварию вертолет Ми-8Т RA-
25141, принадлежащий ФГУП "Нарьян-Марский объединенный авиационный
отряд" Архангельского МТУ ВТ Минтранса России.
Экипаж вертолета в составе: командир воздушного судна (КВС)
Я.Н. Меньшаков, второй пилот О.А. Белозеров, бортмеханик С.Е.
Бойков, выполнив 24 августа 5 полетов по заявке Экологического
фонда администрации Ненецкого автономного округа с целью охраны
рыбных запасов в пограничной зоне юго-восточного побережья
Баренцева моря, произвел посадку на площадку, подобранную с
воздуха, для выполнения ночевки.
Площадка представляла собой ровную поверхность со слоем
оттаявшего грунта на глубину до 40 см с прочностью 4 кг/кв. см,
ниже которого находилась вечная мерзлота. Грунт был покрыт
растительностью, характерной для тундры, с высотой от 7 до 16 см.
За время стоянки вертолета ночью левая стойка шасси погрузилась в
грунт до 1/3 диаметра колеса, что привело к созданию левого крена
величиной около 4-.
Утром 25.08.04, в связи с необходимостью оказания срочной
медицинской помощи одному из членов оперативной группы, было
принято решение об отправке больного и двух сопровождающих
вертолетом в г. Нарьян-Мар.
Получив информацию ГМС "Мыс Константиновский" о приземном
ветре, скорость которого составляла 4 м/сек., и предупреждение
старшего техника ГМС о возможном ее увеличении в 2 раза из-за
погрешностей аппаратуры ГМС, КВС Меньшаков Я.Н., оценив (по его
объяснению) состояние площадки и направление ветра относительно
вертолета, пришел к выводу, что выполнение разворота вправо для
выполнения взлета методом руления невозможно и принял решение
запустить двигатели и выполнить разворот на курс взлета против
ветра методом перемещения у земли.
Фактическая погода по данным АМСГ Нарьян-Мар, Варандей, ГМС
"Мыс Константиновский" и очевидцев на момент взлета была: ветер у
земли с направлением 180 - 200- (120- справа сзади), скорость 7 -
8 м/сек., порывы 12 м/сек. и более, видимость 10 км, температура
воздуха +12 -С, атмосферное давление 747 мм рт. ст.
Из расчетов, проведенных комиссией, составляющая ветра под
углом 90- справа относительно продольной оси вертолета составляла
6 - 6,9 м/сек. соответственно, что превышало ограничение,
установленное РЛЭ для выполнения разворота у земли вправо.
Согласно п. 4.14.18 РЛЭ вертолета Ми-8Т экипаж должен был
наземными средствами установить вертолет в стояночное положение,
устранить кренение, развернуть ВС против ветра или на угол, где
составляющая скорости ветра не превышала 5 м/сек., только после
этого запустить двигатели.
Экипаж не использовал эти рекомендации и приступил к запуску
двигателей.
После запуска двигателей в процессе увеличения режима работы
двигателей и шага несущего винта началось кренение вертолета
влево, угол тангажа начал изменяться на пикирование.
Попытки КВС парировать органами управления увеличение крена и
тангажа оказались неэффективными. Вертолет продолжал крениться
влево с одновременным увеличением угла тангажа на пикирование. При
крене около 25- и тангаже на пикирование около 8,5- произошло
касание лопастями несущего винта поверхности земли, в результате
чего они разрушились. При дальнейшем вращении лопастей несущего
винта произошло их соударение с хвостовой балкой, которая была
полностью отрублена.
Соударение разрушенных лопастей с левым двигателем привело к
возникновению пожара, ликвидировать который не представилось
возможным. Вертолет разрушился и сгорел. Пассажиры и экипаж
получили травмы различной степени тяжести.
При расшифровке записей БУР-2Ж установлено, что система
управления вертолетом была исправна.
Математическое моделирование поведения вертолета, выполненное
на ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля", показало, что при скорости ветра
справа сзади 11 м/сек. управляющего момента недостаточно для
парирования опрокидывания вертолета, стоящего на площадке с левым
креном 4-.
Авария вертолета Ми-8Т RA 25141 произошла в результате попытки
выполнения экипажем разворота вертолета вправо на курс взлета
методом перемещения на висении при скорости ветра справа сзади,
превышающей ограничения РЛЭ, и при наличии левого крена из-за
просадки колеса левой основной опоры шасси вертолета в грунт.
Экипажем перед запуском двигателей не были приняты меры для
разворота вертолета наземными средствами вправо на ветер.
Действия пилота не обеспечили парирования кренения вертолета из-
за ограниченных в этих условиях запасов управления. Большие углы
крена и тангажа привели к соударению лопастей НВ с землей.
Последующая разбалансировка лопастей несущего винта обусловила
разрушение конструкции ВС и возникновение пожара.
В ходе расследования АП комиссией были выявлены недостатки в
организации полетов:
- на ГМС "Мыс Константиновский" неисправны анеморумбометр М-63
(показания прибора занижают фактическую скорость ветра) и
измеритель высоты облаков (ИВО);
- в нарушение НТЭРАТ ГА-93 экипаж, планируя ночевку вне
базового аэродрома, вылетел из аэродрома Нарьян-Мар без
технического персонала.
Аналогичное авиационное происшествие произошло 14 сентября 2004
г. с вертолетом Ми-8Т RA 24622 (распоряжение ФСНСТ от 10.11.04 N
АН-92-р(фс)), принадлежащим ОАО "2-й Архангельский ОАО"
Архангельского МТУ ВТ Минтранса России.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта
Минтранса России:
1.1. Настоящее заключение довести до руководителей
подконтрольных авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты.
1.2. Проверить исполнение рекомендаций, изложенных в
распоряжении ФСНСТ от 10.11.04 N АН-92-р(фс), в подразделениях
подконтрольных авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты, о
результатах проверки сообщить в УИБП ФСНСТ Минтранса России до
01.03.05.
2. Руководителям авиапредприятий:
2.1. Настоящее заключение изучить со всем летным и инженерно-
техническим составом, выполняющим полеты на вертолетах,
распоряжение ФСНСТ от 10.11.04 N АН-92-р(фс) изучить повторно.
2.2. Командно-летному составу вертолетных подразделений усилить
контроль экипажей, выполняющих работу в отрыве от места
постоянного базирования.
2.3. С летным и инженерно-техническим составом провести занятия
на тему "Особенность проведения подготовки вертолета к вылету при
базировании в отрыве от базы".
2.4. С летным составом повторно изучить ограничения вертолета
по предельной скорости ветра при выполнении взлета и их физический
смысл.
2.5. Принять меры по укомплектованию штатного оборудования
вертолетов ручными анемометрами при выполнении полетов в
отдаленные районы, где не ведутся метеорологические наблюдения за
погодой.
Начальник Управления
инспекции по безопасности полетов
В.А.РУДАКОВ
|