ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2005 года
Дело N 22-Г04-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Меркулова В.П.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 2 февраля 2005 года дело по
кассационному представлению прокурора РСО - Алания на решение
Верховного Суда РСО - Алания от 28 октября 2004 года, которым в
удовлетворении его заявления о признании недействующими некоторых
положений Закона РСО - Алания от 14 мая 2004 г. N 17-РЗ "Об
особенностях регулирования земельных отношений в Республике
Северная Осетия - Алания" и постановления Правительства РСО -
Алания от 25 июня 2004 г. N 155 "О внесении дополнений в
постановление Правительства РСО - Алания от 14 апреля 2003 г. N
101 "О полномочиях министерства имущественных отношений Республики
Северная Осетия - Алания по распоряжению земельными участками,
находящимися в государственной собственности, до разграничения
государственной собственности на землю" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хаменкова В.Б., возражения против представления представителей
Парламента РСО - Алания Гагиевой Ф.А. и Баразгова В.М., заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой
М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор РСО - Алания обратился в суд с вышеуказанным
заявлением, ссылаясь на противоречие оспоренных им положений
подпунктов "а" и "в" пункта 1 части 2 статьи 3 Закона республики,
абзацев 4 и 6 Постановления правительства Республики федеральному
закону, нарушение ими прав муниципальных образований.
Решением суда от 28 октября 2004 года в удовлетворении
заявления прокурору отказано.
В кассационном представлении прокурор республики просит об
отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и
необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного
представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и
оснований для его отмены не находит.
Как видно из материалов дела, подпунктами "а" и "в" пункта 1
части 2 статьи 3 Закона РСО - Алания до разграничения
государственной собственности на землю Правительству РСО - Алания
предоставлено право распоряжения земельными участками, входящими в
состав земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных
пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и
иного назначения, земель природоохранного, рекреационного и
историко-культурного назначения, земель водного фонда.
Аналогичными положениями было дополнено названное выше
постановление Правительства республики от 14 апреля 2003 г. N 101.
Оспаривая приведенные нормы, прокурор полагал, что в
соответствии с федеральным законом право распоряжения указанными в
этих нормах земельными участками до разграничения права
собственности на землю принадлежит органам местного самоуправления
республики.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд обоснованно
исходил из того, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3
Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ до
разграничения государственной собственности на землю
государственная регистрация права государственной собственности на
землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в
государственной собственности, не требуется.
Распоряжение указанными землями до разграничения
государственной собственности на землю осуществляется органами
местного самоуправления в пределах их полномочий, если
законодательством не предусмотрено иное.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное
законодательство в соответствии с Конституцией Российской
Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит
из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в
соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Из чего суд сделал правильный вывод о том, что органы местного
самоуправления в пределах их полномочий вправе распоряжаться
находящимися в государственной собственности землями до
разграничения государственной собственности на землю, если
законодательством, в том числе законом субъекта Российской
Федерации, не предусмотрено иное.
При этом судом учтено, что в оспоренных нормах, нормах
федерального закона речь идет о возможности распоряжения органами
местного самоуправления землями, находящимися именно в
государственной, а не муниципальной собственности.
Как следует из содержания оспоренных норм Закона республики,
характеристики земель, право по распоряжению которыми закреплено
за Правительством республики, полностью совпадают с установленными
статьей 4 Федерального закона "О разграничении государственной
собственности на землю" от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ основаниями их
отнесения в перечень земельных участков, на которые у субъектов
Российской Федерации возникает право собственности, и не
противоречат статье 18 Земельного кодекса РФ о праве собственности
субъектов Российской Федерации на землю.
В связи с этим суд обоснованно указал на то, что в соответствии
с положениями пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ о праве
субъекта Российской Федерации распоряжаться находящимися в его
собственности земельными участками, РСО - Алания при регулировании
земельных отношений могла в отношении права органов местного
самоуправления Республики распоряжаться ее землями предусмотреть
иное.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать, что
законодатель, Правительство РСО - Алания, принимая оспоренные
прокурором нормы, нарушили федеральный закон и права органов
местного самоуправления в области земельных отношений.
Доводы кассационного представления о том, что в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа
2002 года N 576 об утверждении Правил распоряжения земельными
участками, находящимися в государственной собственности, до
разграничения государственной собственности на землю, земельные
участки предоставляются в порядке, предусмотренном Земельным
кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, к которым оспариваемые акты не
относятся, не свидетельствуют о незаконности принятого судом
решения.
Указанные Правила определяют порядок предоставления земельных
участков гражданам и юридическим лицам и не устанавливают право
распоряжения ими.
Иначе говоря, органы местного самоуправления республики вправе,
если иное не установлено законом республики, распоряжаться
находящимися в ее собственности земельными участками, в том числе
предоставлять их гражданам и юридическим лицам в порядке,
предусмотренном Земельным кодексом РФ, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что не
противоречит федеральному закону.
Прочие доводы представления направлены на иную оценку
доказательств об обстоятельствах, исследованных судом по правилам
статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене
законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361
ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от
28 октября 2004 года оставить без изменения, а кассационное
представление прокурора республики - без удовлетворения.
|