МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
1 февраля 2005 г.
N 277-Пр
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ
В Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от одного из Федеральных округов Российской
Федерации поступили предложения о включении в Федеральный закон "О
лицензировании отдельных видов деятельности" деятельности по
реабилитации больных наркоманией, проработки вопросов правового и
организационного функционирования негосударственных
реабилитационных организаций, введения системы контроля за их
деятельностью, регламентации взаимодействия с органами
государственной власти.
По мнению Министерства при рассмотрении этих вопросов
необходимо учитывать многие аспекты проблемы. Как известно,
реабилитация больных наркоманией, прежде всего, включает меры
социального, воспитательного, педагогического характера и
рассчитана на длительное время. Собственно медицинская
составляющая в реабилитации незначительна, а в ряде случаев
отсутствует.
Соответственно, лицензирование реабилитации больных наркоманией
предлагается осуществлять не в рамках медицинской деятельности, а
как самостоятельную деятельность. Принятый в 2001 году закон о
лицензировании значительно сократил количество подлежащих
лицензированию видов деятельности и четко определил их критерии,
одним из которых, применительно к рассматриваемому вопросу,
является нанесение ущерба здоровью граждан.
На протяжении последних десяти лет Минздрав России, а в
настоящее время Минздравсоцразвития России уделяет большое
внимание, как развитию реабилитационных учреждений, так и
реабилитации больных наркоманией в стране в целом. Диапазон
реабилитационных подходов очень широк. От реабилитационных центров
с большим количеством врачей, психологов, специалистов по
социальной работе до реабилитационных коммун, где вся работа
осуществляется так называемыми консультантами из числа бывших
больных наркоманией. Реабилитационной работой с больными
наркоманией занимаются и священнослужители в храмах и монастырях.
Нетрудно представить, что если обязать всех без исключения
лицензироваться, подвести под единые лицензионные требования и
условия, установить строгий контроль за их деятельностью, то
многие из занимающихся этой сложной, кропотливой работой, а среди
них немало настоящих подвижников, прекратят заниматься
реабилитацией больных наркоманией. В определенной степени
изложенное подтверждается и тем, что попытка разработать закон о
социально-медицинской реабилитации больных наркоманией не удалась
именно из-за сложности и многогранности процесса реабилитации,
неоднозначности подходов к нему, принципиальных противоречиях в
позициях различных министерств, ведомств и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Возвращаясь к базовым принципам определения лицензируемых видов
деятельности, необходимо отметить и то, что в Министерство ни разу
не поступала с мест информация о нанесении ущерба здоровью в
процессе реабилитации. Исключением из сказанного является
деятельность некоторых религиозных сект, однако, в этих случаях,
по мнению Министерства, контролировать следует не организацию
реабилитационного процесса, а законность существования самих сект.
Рассматривая проблему реабилитации, нельзя не остановиться и на
том, что нередко частные коммерческие реабилитационные центры в
погоне за прибылью в рекламной информации сообщают сомнительные
сведения об эффективности своей работы. Однако, как показывает
практика, и больные наркоманией, и их родственники, тесно общаясь
между собой, достаточно быстро разбираются в истинных результатах
предлагаемой помощи, после чего многие такие центры теряют доверие
пациентов и прекращают существование.
С учетом вышеизложенного Минздравсоцразвития России просит
проанализировать опыт работы по реабилитации больных наркоманией в
регионе и представить предложения по затронутым в настоящем письме
вопросам до 1 июня 2005 года. В этом же ответе просьба указать
количество организаций, занимающихся реабилитацией больных
наркоманией в регионе: государственных, муниципальных и отдельно
частных с выделением амбулаторных и стационарных и количеством
мест в последних. В случае, если будет признано целесообразным
введение лицензирования, просьба дать конкретные предложения с
учетом статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности".
Заместитель Министра
А.Ю.ЛЕВИЦКАЯ
|