СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2005 г. N 14-СФ
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 22 АВГУСТА 2004 Г. N 122-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ЧАСТИ МЕР
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН
Принимая во внимание ситуацию, сложившуюся в Российской
Федерации в январе 2005 года, вызванную началом реализации
Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), основываясь на
информации, полученной из субъектов Российской Федерации о
подготовке к реализации Федерального закона и практике его
применения, Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации отмечает следующее.
Перераспределение полномочий по осуществлению мер социальной
поддержки граждан между уровнями публичной власти существенно
изменило ситуацию с сохранением и возможным повышением ранее
достигнутого уровня социальной защиты в части, касающейся
пользования услугами общественного транспорта городского и
пригородного сообщения, лекарственного обеспечения, вызвав
социальную напряженность, сопровождающуюся в ряде городов
митингами протеста.
Кроме того, отсутствие комплексной системы мер компенсационного
характера для пенсионеров, утративших с 1 января 2005 года право
на льготы, в условиях несоответствия размера пенсии прожиточному
минимуму для этой категории граждан создало в отдельных субъектах
Российской Федерации угрозу снижения реального уровня их жизни.
На федеральном уровне не были своевременно приняты меры,
направленные на обеспечение выплат компенсационного характера для
отдельных категорий работников правоохранительных органов,
военнослужащих.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
отмечает, что в процессе принятия и реализации Федерального закона
отсутствовала скоординированная информационно-разъяснительная
работа соответствующих федеральных органов исполнительной власти,
что привело к непониманию принципов и мер социальной поддержки
населения, заложенных в проводимых реформах.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
считает, что ни одна стадия формирования новой системы социальной
защиты населения не может сопровождаться ухудшением благосостояния
граждан, а также снижением или отменой государственных социальных
гарантий для лиц, нуждающихся в социальной защите.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
считает недопустимым установление любых ограничений прав граждан,
нуждающихся в социальной защите, на получение ежемесячных денежных
выплат, в том числе установление дополнительных условий их
предоставления (через коммерческие банки с принудительной
обязанностью открытия специальных банковских счетов гражданам).
Временные трудности, возникшие в связи с недостаточной
разработанностью механизма реализации Федерального закона, должны
быть в кратчайшие сроки преодолены согласованными действиями
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления. Необходимо разработать, рассмотреть и
принять в первоочередном порядке федеральные законы и иные
нормативные правовые акты, направленные на сохранение
государственных социальных гарантий граждан, а также на
совершенствование механизма реализации Федерального закона.
Исходя из вышеизложенного Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации постановляет:
1. Обратиться к Правительству Российской Федерации с
предложением о принятии неотложных мер, направленных на
обеспечение равного доступа граждан, нуждающихся в государственной
социальной защите, к социальным услугам. При этом совокупный объем
финансирования соответствующих социальных гарантий не может быть
уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
подготовить изменения в законодательные акты, обеспечивающие
повышение базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года;
регулярно проводить индексацию базовой и страховой частей
трудовой пенсии, ежемесячных денежных выплат соответствующим
категориям граждан начиная с 1 августа 2005 года на сумму,
покрывающую уровень инфляции за соответствующий период;
установить контроль за изменением цен и тарифов субъектов
естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, исключив
необоснованный рост цен и тарифов для населения;
подготовить изменения в законодательные акты, определяющие
размеры ежемесячных денежных выплат гражданам - участникам Великой
Отечественной войны "последнего военного призыва", ставшим
инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или
других причин, исходя из положений пункта 2 статьи 15 Федерального
закона "О ветеранах", предоставляющих им права и льготы инвалидов
войны;
подготовить изменения в законодательные акты, обеспечивающие
всем категориям граждан, нуждающихся в социальной поддержке,
ежемесячные денежные выплаты через территориальные органы
Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от источника
выплат;
разработать для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан систему мер,
обеспечивающих сохранение уровня медицинского обеспечения,
существовавшего до 1 января 2005 года;
ускорить решение вопроса о порядке выдачи проездных документов
для военнослужащих и работников правоохранительных органов,
исполняющих служебные обязанности;
рассмотреть по итогам исполнения Федерального закона в первом
полугодии 2005 года вопрос об увеличении дотаций бюджетам
субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению их
сбалансированности;
обеспечить соблюдение сроков поставки лекарственных средств в
рамках предоставления гражданам набора социальных услуг,
номенклатуры поставки лекарственных средств в субъекты Российской
Федерации по международным непатентованным названиям, а также
проверить обоснованность цен на лекарственные средства;
осуществить необходимую информационно-разъяснительную работу по
мерам государственной социальной поддержки граждан,
скоординировать в масштабах страны информационное обеспечение
населения в части разъяснения принципов проводимых реформ;
обеспечить меры по непрерывному мониторингу реализации
Федерального закона.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации:
завершить разработку и принятие необходимых нормативных
правовых актов, направленных на обеспечение мер социальной
поддержки граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации;
привести размеры ежемесячных денежных выплат в соответствие с
расходами граждан на приобретение льготных проездных билетов на
общественный транспорт городского и пригородного сообщения;
оптимизировать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
в целях наиболее полной реализации мер, направленных на
государственную социальную защиту граждан;
ускорить доведение до сведения лечебных учреждений нормативных
правовых актов по дополнительному лекарственному обеспечению
граждан;
активизировать разъяснительную работу по мерам социальной
поддержки населения, усилить контроль за исполнением нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих
меры социальной поддержки граждан.
4. Обратить внимание органов государственной власти субъектов
Российской Федерации на недопустимость возложения на органы
местного самоуправления функций по осуществлению мер социальной
поддержки без передачи им соответствующих материальных и
финансовых средств.
5. Поручить Счетной палате Российской Федерации осуществить
проверки:
расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации на
единовременные денежные выплаты труженикам тыла, ветеранам труда,
реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических
репрессий, полученных в виде финансовой помощи из федерального
бюджета;
своевременности перечисления средств в органы, которые
производят единовременные денежные выплаты гражданам;
расходования средств федерального бюджета на приобретение
лекарственных средств в рамках предоставления гражданам набора
социальных услуг, а также эффективности их использования.
6. Комитетам и комиссиям Совета Федерации в соответствии с
вопросами их ведения обобщать информацию о ходе реализации
Федерального закона в субъектах Российской Федерации и готовить
соответствующие предложения.
7. Рабочей группе Совета Федерации по законодательному
обеспечению формирования новой системы социальной защиты населения
с учетом международных обязательств Российской Федерации:
обобщать предложения, направленные на совершенствование
законодательства, и скоординировать работу по подготовке
законодательных инициатив Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по вопросам реализации мер социальной
поддержки граждан;
продолжить работу по мониторингу практики применения
Федерального закона и ситуации в субъектах Российской Федерации по
реализации мер социальной поддержки граждан;
подготовить в первом полугодии 2005 года проект Федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном
бюджете на 2005 год", предусматривающего выделение субсидий на
предоставление жилья инвалидам и участникам Великой Отечественной
войны.
8. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.М.МИРОНОВ
|