МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 января 2005 г. N 5
О ВЕДОМСТВЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ УЧЕТА
И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
МИНПРОМЭНЕРГО РОССИИ
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21 ноября
1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября
1997 г. N 1298 "Об утверждении Правил организации системы
государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов" и Положением о государственном учете и
контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в
Российской Федерации, утвержденным Минатомом России 11 октября
1999 г. (зарегистрировано Минюстом России 11 ноября 1999 г.,
регистрационный N 1976), приказываю:
1. Образовать Ведомственный информационно-аналитический центр
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Минпромэнерго России.
2. Утвердить Положение о Ведомственном информационно-
аналитическом центре учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов Минпромэнерго России согласно Приложению.
3. Назначить начальником Ведомственного информационно-
аналитического центра учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов Минпромэнерго России начальника отдела
производственной безопасности Административного департамента Ю.А.
Абрамова.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра А.Г. Реуса.
Министр
В.Б.ХРИСТЕНКО
Приложение
к Приказу Минпромэнерго России
от 24 января 2005 г. N 5
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДОМСТВЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ УЧЕТА
И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
МИНПРОМЭНЕРГО РОССИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии", Федеральной целевой программой "Ядерная и радиационная
безопасность России" на 2000 - 2006 гг., утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля
2000 г. N 149, и на основании Правил организации системы
государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1298, а также
Положения о государственном учете и контроле радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденного 11
октября 1999 г. Министерством Российской Федерации по атомной
энергии (зарегистрированного Минюстом России 11 ноября 1999 г.,
регистрационный N 1976).
В настоящем Положении использованы термины и определения,
принятые в указанных выше нормативных правовых актах.
2. Настоящее Положение определяет основные задачи и функции
Ведомственного информационно-аналитического центра (далее - ВИАЦ)
и порядок его взаимодействия с другими звеньями Государственной
системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов (далее - РВ и РАО).
3. ВИАЦ создается приказом Министерства промышленности и
энергетики Российской Федерации для информационного,
аналитического и других видов обеспечения функционирования на
ведомственном уровне системы государственного учета и контроля РВ
и РАО в отраслях промышленности и энергетики и осуществляет свою
деятельность в соответствии с возложенными на него задачами.
II. Основные задачи и функции ВИАЦ
4. На ВИАЦ возлагается выполнение следующих основных задач:
выполнение и координация работ по созданию и функционированию
системы государственного учета и контроля РВ и РАО на
ведомственном уровне;
программно-техническое и информационно-аналитическое
обеспечение учета и контроля РВ и РАО на ведомственном уровне, в
том числе в организациях, находящихся в ведении Росэнерго и
Роспрома (далее - федеральных агентств);
формирование данных для государственного кадастра РАО,
включающих пункты их хранения и захоронения, загрязненные
радионуклидами территории, находящиеся в пределах зон наблюдения
подведомственных федеральным агентствам организаций;
осуществление взаимодействия с Центральным информационно-
аналитическим центром системы государственного учета и контроля РВ
и РАО (далее - ЦИАЦ), Минздравсоцразвития России, Ростехнадзором,
МПР России, ФСБ России, МВД России, МЧС России.
5. Основными функциями ВИАЦ являются:
организация разработки отраслевых нормативных правовых актов по
вопросам функционирования и развития системы государственного
учета и контроля РВ и РАО и введения их в действие в установленном
порядке;
сбор информации по РВ и РАО, поступающей от подведомственных
федеральным агентствам организаций, в том числе с использованием
данных надзорных органов, результатов инвентаризации РВ и РАО в
указанных организациях, инспекционных проверок;
обработка, обобщение и анализ достоверности поступающей в ВИАЦ
информации по учету и контролю РВ и РАО;
формирование и ведение баз данных по учету и контролю РВ и РАО;
подготовка в установленном порядке данных учета и контроля РВ и
РАО и передача их в ЦИАЦ по электронным каналам связи (электронной
почте) либо информации на машинных носителях с соблюдением
действующих правил по защите информации. Информация передается в
виде баз данных, подготовленных с использованием специального
программного обеспечения, разработанного ЦИАЦ. При отсутствии в
ВИАЦ возможности формирования баз данных он передает электронные
копии форм в виде файлов, подготовленных в редакторе MS Word или
Open Office Writer;
подготовка в установленном порядке информации по учету и
контролю РВ и РАО и передача ее в региональные информационно-
аналитические центры (далее - РИАЦ) в соответствии с их запросами
и с разрешения Минпромэнерго России по электронным каналам связи
(электронной почте) либо информации на машинных носителях с
соблюдением действующих правил по защите информации;
подготовка и представление руководству Минпромэнерго России и
федеральных агентств информации о наличии, перемещении и состоянии
РВ и РАО в подведомственных им организациях, об их экспорте и
импорте с целью информационной поддержки принятия соответствующих
решений по обращению с РВ и РАО;
подготовка и представление в установленном порядке
заинтересованным органам исполнительной власти информации по РВ и
РАО;
участие в установленном порядке в проведении инспекционных
проверок отдельных организаций по вопросам учета и контроля РВ и
РАО;
осуществление методического руководства и оказание
консультационной помощи подведомственным федеральным агентствам
организациям по вопросам учета и контроля РВ и РАО;
организация обучения специалистов заинтересованных
подведомственных федеральным агентствам организаций по вопросам
учета и контроля РВ и РАО.
III. Организационная структура ВИАЦ и функции
его подразделений
6. ВИАЦ состоит из группы управления (создается в Минпромэнерго
России) и двух информационно-аналитических групп сбора, обработки
и анализа информации по РВ и РАО (создаются в федеральных
агентствах).
-------------------------¬
¦ Группа управления - ¦
¦ Минпромэнерго России ¦
L-------------------------
/\ /\
¦ ¦
\/ \/
------------------------------¬ ------------------------------¬
¦ Информационно-аналитическая ¦ ¦ Информационно-аналитическая ¦
¦группа по учету и контролю РВ¦ ¦группа по учету и контролю РВ¦
¦ и РАО Роспрома ¦ ¦ и РАО Росэнерго ¦
L------------------------------ L------------------------------
7. Группа управления состоит из начальника ВИАЦ и двух
специалистов по учету и контролю РВ и РАО.
8. Основными функциями группы управления являются:
координация работы ВИАЦ;
разработка и внедрение системы государственного учета и
контроля РВ и РАО с учетом структурных особенностей Минпромэнерго
России;
подготовка отраслевых нормативных документов по вопросам
обеспечения учета и контроля РВ и РАО и введение их в действие в
установленном порядке;
организация мероприятий по сбору информации от организаций,
находящихся в ведении федеральных агентств, в соответствии с
установленными формами отчетности;
обеспечение информационного взаимодействия с другими
информационно-аналитическими центрами и организациями в рамках
системы государственного учета и контроля РВ и РАО на федеральном,
региональном и ведомственном уровнях;
разработка и формирование предложений по развитию и
совершенствованию системы государственного учета и контроля РВ и
РАО на ведомственном и других уровнях;
создание нормативной правовой и программной технической базы
для обеспечения функционирования системы государственного учета и
контроля РВ и РАО на ведомственном уровне;
координация работы подведомственных федеральным агентствам
организаций по вопросам учета и контроля РВ и РАО, организация
очередных и внеочередных инвентаризаций РВ и РАО, контроль за
соблюдением установленного порядка учета и контроля, формирование
предложений по принятию мер в случаях его нарушения;
организация методической и консультативной помощи по вопросам
учета и контроля РВ и РАО в подведомственных федеральным
агентствам организациях, включая организацию обучения специалистов
заинтересованных организаций;
формирование и представление обобщенной информации по РВ и РАО
руководству Минпромэнерго России в соответствии с установленным
порядком;
передача сводной информации по РВ и РАО в ЦИАЦ.
9. Информационно-аналитическая группа по учету и контролю РВ и
РАО состоит из специалистов, владеющих знаниями в области
нормативного правового обеспечения и информационно-аналитического
сопровождения по учету и контролю РВ и РАО.
Количество специалистов определяется руководителем федерального
агентства.
10. Основными функциями информационно-аналитической группы по
учету и контролю РВ и РАО являются:
сбор и обработка данных о РВ и РАО, поступающих от
подведомственных федеральным агентствам организаций, в
соответствии с установленными формами отчетности;
выполнение информационно-аналитических функций;
формирование и ведение ведомственных баз данных по РВ (закрытые
радиоактивные источники (ЗРИ), открытые радиоактивные источники
(ОРИ), транспортный упаковочный комплект (ТУК)), пунктам хранения
РВ и лицензиям (разрешениям);
формирование и ведение ведомственных баз данных по РАО (твердые
радиоактивные отходы (ТРО), жидкие радиоактивные отходы (ЖРО)),
пунктам хранения РАО, установкам переработки, выбросам и сбросам
радионуклидов, загрязненным радионуклидами территориям и лицензиям
(разрешениям);
подготовка сводной информации по РВ и РАО с последующей
передачей руководству ВИАЦ и, по запросу соответствующего
федерального органа исполнительной власти, в РИАЦ;
анализ тенденций по размещению, перемещению, накоплению,
экспорту, импорту РВ и РАО в подведомственных федеральным
агентствам организациях, формирование различных статистических
отчетов.
IV. Права и обязанности начальника ВИАЦ и специалистов
по учету и контролю РВ и РАО
11. ВИАЦ возглавляет начальник, назначаемый Министром
промышленности и энергетики Российской Федерации.
12. Начальником ВИАЦ может быть лицо, имеющее высшее
техническое образование, владеющее современными информационными
технологиями и имеющее стаж работы в области радиационной
безопасности и/или учета и контроля РВ и РАО не менее двух лет.
13. Начальник ВИАЦ руководит его деятельностью, выполняя
обязанности и используя права, вытекающие из возложенных на ВИАЦ
задач и функций, в соответствии с настоящим Положением,
ведомственными организационно-распорядительными и нормативными
документами и несет полную ответственность за результаты работы
ВИАЦ.
14. Начальник ВИАЦ имеет право:
получать в установленном порядке от федеральных агентств и от
подведомственных федеральным агентствам организаций информацию,
необходимую для выполнения своих функций;
направлять утвержденные ведомственные нормативные правовые акты
по вопросам функционирования и развития системы государственного
учета и контроля РВ и РАО федеральным агентствам;
подготавливать предложения о проведении плановых и внеплановых
инвентаризаций РВ и РАО в подведомственных федеральным агентствам
организациях и представлять их руководству федеральных агентств;
вести служебную переписку на бланках установленного образца в
пределах своей компетенции;
организовывать и проводить совещания и семинары по вопросам
учета и контроля РВ и РАО;
принимать в установленном порядке участие во всероссийских и
международных конференциях и совещаниях по вопросам учета и
контроля РВ и РАО;
вносить на рассмотрение руководства Министерства предложения по
совершенствованию структуры ВИАЦ и созданию необходимых условий
работы.
15. Начальник ВИАЦ обязан:
способствовать качественному и надежному функционированию
системы государственного учета и контроля РВ и РАО на
ведомственном уровне;
организовывать изучение опыта функционирования аналогичных
ведомственных информационно-аналитических центров и внедрять
современные информационные технологии в систему государственного
учета и контроля РВ и РАО на ведомственном уровне;
проводить мероприятия по повышению квалификации сотрудников
Министерства и федеральных агентств по вопросам учета и контроля
РВ и РАО;
соблюдать требования действующего законодательства и
ведомственных нормативных актов;
предоставлять в установленном порядке плановую и отчетную
информацию о деятельности ВИАЦ руководству Министерства и в ЦИАЦ;
соблюдать правила и нормы охраны труда и техники безопасности.
16. Начальник ВИАЦ несет персональную ответственность в
соответствии с действующим законодательством за выполнение
требований секретности, нераспространение сведений, составляющих
государственную и коммерческую тайну, сохранение
конфиденциальности сведений, полученных в связи с выполнением
служебных обязанностей сотрудниками центра, и за предоставление
недостоверной и/или искаженной информации.
17. Начальнику ВИАЦ подчиняются специалисты группы управления и
информационно-аналитических групп по учету и контролю РВ и РАО
федеральных агентств.
V. Организация учета и контроля РВ и РАО в ВИАЦ
18. Учет и контроль РВ и РАО осуществляется в соответствии с
утвержденными в установленном порядке Госкомстатом России формами
статистической отчетности по всем видам радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов и рекомендациями по их заполнению.
19. Организации, в зависимости от имеющегося у них на балансе
количества РВ и РАО, осуществляют как компьютерный учет и
контроль, так и "бумажный" учет по специальным бланкам и учетным
формам. Подлинники учетных форм, поступивших от подведомственных
федеральным агентствам организаций, хранятся в ВИАЦ не менее 15
лет.
20. С целью обеспечения бесперебойного обмена информацией между
органами системы учета и контроля РВ и РАО необходимо
использование единого программного обеспечения, разработанного в
рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО.
21. В случае выявления систематических нарушений со стороны
федеральных агентств по срокам и/или достоверности представляемых
данных ВИАЦ организует проверки порядка обеспечения учета и
контроля РВ и РАО в подведомственных федеральным агентствам
организациях.
VI. Взаимодействие ВИАЦ с ЦИАЦ
22. ВИАЦ в регламентированные сроки передает в ЦИАЦ следующую
информацию по РВ и РАО:
- данные первичной инвентаризации по РВ и РАО, поступающие от
подведомственных федеральным агентствам организаций;
- данные периодической инвентаризации по РВ и РАО, поступающие
от подведомственных федеральным агентствам организаций;
- оперативную отчетность по РВ и РАО;
- формы федерального государственного статистического
наблюдения N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп
(радиоактивность).
23. Сроки представления информации:
- данные первичной инвентаризации - после ее проведения;
- данные периодической инвентаризации - для РВ передаются
ежегодно, для РАО - один раз в пять лет;
- данные оперативной информации по РВ и РАО - в 10-дневный срок
после получения информации от организаций, подведомственных
федеральным агентствам;
- данные федерального государственного статистического
наблюдения по формам N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп
(радиоактивность) от организаций, подведомственных федеральным
агентствам, - до 27 января года, следующего за отчетным;
- сводная информация по государственному статистическому
наблюдению по формам N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп
(радиоактивность) руководству ВИАЦ - до 10 февраля года,
следующего за отчетным;
- обобщенная информация по государственному статистическому
наблюдению по формам N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп
(радиоактивность) в ЦИАЦ - до 3 марта года, следующего за
отчетным.
|