ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2005 г. N ВКПИ04-111
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-лейтенанта юстиции Захарова Л.М.,
при секретаре
майоре юстиции Пилипчуке А.А.,
с участием старшего военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Багателия В.И.,
представителя Президента
Российской Федерации Маркова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Т. о признании незаконным и не действующим с момента
издания пункт 2 статьи 15 Положения о порядке прохождения военной
службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16
сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"
(далее - Положение), в части, допускающей перевод военнослужащего,
проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной
службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую
должность без его согласия,
установила:
Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с названным
выше требованием, полагая, что указанная норма Положения содержит
в себе ограничение его права на свободу выбора места пребывания и
жительства, что противоречит части 1 статьи 27 Конституции
Российской Федерации и пункту 5 статьи 3 и статье 6 Федерального
закона "О статусе военнослужащих".
В судебное заседание Т. не прибыл и просил рассмотреть дело в
его отсутствие.
Заслушав объяснение представителя Президента Российской
Федерации Маркова Е.А., возражавшего против удовлетворения
требования заявителя, исследовав материалы дела и выслушав
заключение прокурора, полагавшего признать требование заявителя
необоснованным, Военная коллегия находит заявление Т. не
подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской
Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской
Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место
пребывания и жительства. Это право, согласно части 3 статьи 55
Конституции РФ, может быть ограничено в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об
обороне" в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской
Федерации, которые комплектуются военнослужащими и лицами
гражданского персонала.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-
ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие
обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми
ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом,
федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Так, в соответствии со статьей 6 Закона о статусе
военнослужащих право на свободу передвижения реализуется
военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой
готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия
к месту военной службы. Военнослужащие, проходящие военную службу
по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том
числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными
ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы,
состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании
заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям,
устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.
Следовательно, определяя условия, при которых возможно
изменение места военной службы, законодатель не ограничился
перечислением таковых в самом Законе о статусе военнослужащих, а
указал на допустимость возникновения таких оснований в случаях,
предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы.
Одним из оснований изменения места военной службы, согласно
пунктам 1 и 2 статьи 15 Положения, является перевод
военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому
месту военной службы по служебной необходимости с назначением на
равную воинскую должность без его согласия, что в данном случае и
имеет место с Т.
Указанное обстоятельство обусловлено необходимостью поддержания
боевой готовности воинских частей и подразделений и не должно
рассматриваться как нарушение конституционных прав военнослужащих,
поскольку, как указано выше, именно Конституцией Российской
Федерации (статья 55) предусмотрено такое ограничение прав и
свобод человека и гражданина, при условии их соразмерности
конституционно значимым целям, какими и являются оборона и
безопасность Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198
Гражданского процессуального кодекса РФ, Военная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
решила:
в удовлетворении заявления Т. о признании незаконным и не
действующим с момента издания пункта 2 статьи 15 Положения о
порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237
"Вопросы прохождения военной службы", в части, допускающей перевод
военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому
месту военной службы по служебной необходимости с назначением на
равную воинскую должность без его согласия, - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.ЗАХАРОВ
|