ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
13 января 2005 г.
N 0100/95-05-32
С 1 января 2005 года в связи с введением в действие
соответствующих положений федерального законодательства,
предусматривающих замену льгот значительной категории граждан
денежными компенсациями, в отдельных регионах Российской Федерации
произошло резкое обострение социальной напряженности.
Основной причиной данной ситуации явилось одновременное (в
некоторых случаях - довольно значительное) повышение ставок и
тарифов на целый ряд жизненно важных и социально значимых товаров
и услуг, таких как услуги жилищно-коммунального хозяйства, проезд
в общественном транспорте общего пользования и т.д., которое
зачастую осуществляется опережающими темпами по сравнению с
проводимыми мерами социальной защиты граждан.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание тот факт, что в
ходе начавшегося процесса, связанного с "монетизацией" льгот,
допускаются или могут быть допущены нарушения соответствующих прав
и интересов потребителей, вышеназванная проблематика должна стать
предметом особого внимания со стороны территориальных управлений
Роспотребнадзора.
В целях соблюдения действующего законодательства в сфере защиты
прав потребителей предлагаю:
1) Провести анализ обоснованности изменения ставок и тарифах на
услуги жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта и
другие услуги, предоставляемые гражданам в вашем регионе, уровень
которых повысился с 1 января 2005 года по сравнению с
предшествующим периодом (применительно к сфере жилищно-
коммунального хозяйства - на основе соответствующих положений
статьи 15 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах
федеральной жилищной политики" (в ред. Федеральных законов от
12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ, от 10.02.1999 N 29-ФЗ,
от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-ФЗ, от 24.12.2002 N
179-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ), Основ ценообразования в сфере
жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, Правил
оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N
392).
2) Осуществлять взаимодействие с общественными организациями
потребителей в защите законных прав и интересов потребителей (в
том числе посредством реализации полномочий, связанных с
вступлением в судебный процесс для дачи заключения по делу
согласно положений п. 1 ст. 47 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 40 Закона РФ "О защите
прав потребителей").
3) В пределах компетенции принимать соответствующие меры
административного производства, предусмотренные, в частности,
статьей 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" (не допускающей
завышение регулируемых государством тарифов на услуги, а равно
иное нарушение установленного порядка ценообразования) и частью 3
статьи 14.8 "Нарушение иных прав потребителей" КоАП РФ (не
допускающей не предоставление потребителю льгот и преимуществ,
установленных законом).
4) В рамках соответствующих полномочий сосредоточить усилия на
системе превентивных мер, направленных на недопущение нарушений
соответствующих прав граждан и снижение качества потребительских
свойств услуг, в отношении которых осуществляется политика
"монетизации".
Информацию о проделанной работе представить в Роспотребнадзор в
срок до 15 февраля 2005 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|