ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 сентября 2006 г. N 01-06/32785
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ МОРСКИХ СУДОВ
В целях исключения негативной практики, складывающейся в
регионах деятельности некоторых таможенных управлений при
таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу
Российской Федерации иностранных морских судов, находящихся в
пользовании российских лиц и плавающих под Государственным флагом
Российской Федерации, а также в целях единообразного применения
таможенного законодательства Российской Федерации ФТС России
разъясняет следующее.
Использование упрощенного порядка таможенного оформления
временно ввозимых транспортных средств допускается в случае, если
такие транспортные средства подпадают под полное освобождение от
уплаты таможенных пошлин, налогов, которое предоставляется при
соблюдении условий, перечисленных в пункте 1 статьи 271
Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), а
именно:
- транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и
(или) на территории иностранного государства;
- транспортное средство ввозится на таможенную территорию
Российской Федерации и используется иностранным лицом, за
исключением случаев, когда транспортное средство используется тем
российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это
иностранным лицом;
- транспортное средство не используется на таможенной
территории Российской Федерации во внутренних перевозках;
- транспортное средство после ввоза на таможенную территорию
Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если
транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в
субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор
субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем
немедленного вывоза транспортного средства.
В случае, если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не
соблюдается, упрощенный порядок таможенного оформления временно
ввозимых транспортных средств не применяется.
В соответствии со статьей 15 Кодекса торгового мореплавания
Российской Федерации (далее - КТМ России) право плавания под
российским флагом иностранному морскому судну может быть
предоставлено, если это судно находится во владении и пользовании
российского лица по договору фрахтования судна без экипажа
(бербоут-чартер). Согласно статье 16 КТМ России судно приобретает
право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с
момента регистрации его в одном из реестров судов Российской
Федерации. Как следует из части 2 статьи 38 КТМ России, при
регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается
свидетельство о праве плавания под Государственным флагом
Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном
предоставлении судну права плавания под Государственным флагом
Российской Федерации. По смыслу указанных статей внесение судна в
бербоут-чартерный реестр Российской Федерации является одним из
видов его регистрации на территории Российской Федерации.
Следовательно, при временном ввозе такого судна на таможенную
территорию Российской Федерации не будет соблюдаться положение
подпункта 1 пункта 1 статьи 271 ТК России, согласно которому одним
из условий предоставления полного освобождения от уплаты
таможенных пошлин, налогов является регистрация транспортного
средства за иностранным лицом и (или) на территории иностранного
государства.
Указанный вывод согласуется и с положениями Конвенции
Организации Объединенных Наций "Об условиях регистрации судов" от
07.02.1986 (далее - Конвенция), которую Российская Федерация
подписала 12.02.1987.
Исходя из статьи 2 Конвенции "государством регистрации"
признается государство, в регистр судов которого внесено данное
судно. Ни одно судно не вносится одновременно в регистры судов
двух или более государств (статья 4 Конвенции). В случае
фрахтования судна без экипажа государство должно убедиться в том,
что право плавания под флагом бывшего государства приостановлено.
Такая регистрация осуществляется при представлении документа,
свидетельствующего о приостановлении предыдущей регистрации
(статья 11 Конвенции). Как следует из статьи 12 Конвенции,
государство может регистрировать и предоставлять право плавать
судну под его флагом, фрахтуемому без экипажа фрахтователем в этом
государстве, на период действия договора фрахтования. Для
обеспечения применения данной Конвенции и в целях выполнения ее
требований в случае фрахтования судна без экипажа фрахтователь
рассматривается в качестве собственника. При этом государство
должно обеспечить, чтобы зафрахтованное без экипажа судно,
плавающее под его флагом, находилось под его полной юрисдикцией и
контролем.
Исходя из требования пункта 3 статьи 279 ТК России, при
помещении транспортных средств под таможенные режимы временного
ввоза или временного вывоза в случае несоблюдения условий,
предусмотренных пунктом 1 статьи 271 ТК России, декларирование
транспортных средств производится по правилам, установленным
главой 14 ТК России для декларирования товаров, путем подачи
грузовой таможенной декларации.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 271 ТК России
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи
временного ввоза транспортных средств с полным освобождением от
уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное
транспортное средство используется российским лицом либо
зарегистрировано за российским лицом, а также если другие условия,
предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 271 ТК России,
не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза
транспортного средства право собственности на транспортное
средство не переходит российскому лицу. В отношении морских судов
валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД 8901 10 100 0, 8901
20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящихся в
собственности иностранных лиц и зафрахтованных российскими лицами
по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их
использования в международных перевозках товаров и пассажиров
полное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами
предоставляется на срок действия указанных договоров в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 21.06.2002 N 448 "Об освобождении от обложения таможенными
пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию
Российской Федерации морских судов".
Таким образом, декларирование иностранных морских судов,
зафрахтованных российскими лицами по бербоут-чартеру, плавающих
под российским флагом и используемых для международных перевозок,
производится данными российскими лицами с учетом требования пункта
3 статьи 279 ТК России по правилам, установленным главой 14 ТК
России, т.е. путем подачи грузовой таможенной декларации и, если
они подпадают под требования Постановления Правительства
Российской Федерации от 21.06.2002 N 448, с полным освобождением
от уплаты таможенных пошлин и налогов. Невыполнение данной
обязанности влечет ответственность указанных лиц по части 1 статьи
16.2 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Начальникам региональных таможенных управлений довести до
сведения подчиненных таможенных органов изложенную позицию ФТС
России и обеспечить единообразный подход к применению таможенного
законодательства.
Заместитель руководителя
полковник таможенной службы
В.М.МАЛИНИН
|